Файл: Роль отечественных профсоюзов в дореформенный период на современном рынке труда..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 1357

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако, следует отметить, что место и роль профсоюзов в жизни российского общества и государства существенно изменились после принятия Конституции Российской Федерации (1993 г), Трудового кодекса Российской Федерации (2001 г). До их принятия, «профессиональные союзы имели право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов».[3, 2]. Конституция Российской Федерации 1993 года предоставила только «право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов» и определила, что «общественные объединения равны перед законом» [4]. Закон о профсоюзах сегодня не реализуется в полном объеме, поскольку после его принятия так и не был четко определен порядок и условия реализации установленных им полномочий, кроме того указанные полномочия не предусмотрены Трудовым Кодексом Российской Федерации [9], либо значительно им изменены. Именно поэтому, данная тема исследования актуальна, и, на сегодня, существует потребность в оценке роли профсоюзов в современной России, их значения и правового положения, а также необходимость в разработке и определении, пересмотре и уточнении задач и функций профсоюзов, несмотря на то, что этими вопросами, уже на протяжении многих лет, занимались такие известные ученые, как Н. Г. Александров, Н. И. Ермолова, Е. А. Иванов, И. О. Снигирева, А. И. Цепин, В. А. Чибисов и др. [12, С. 52] Предметом их исследований было определение правового статуса профсоюзов, как субъектов трудового права. В работах данных ученых задачи и функции профсоюзов рассматриваются как неотъемлемая часть политической системы. Для решения задач, стоявших как перед системой в целом, так и перед профсоюзами в частности, профсоюзы использовали свои специфические функции, отличающиеся от функций других общественных организаций. Однако представители науки трудового права так и не пришли к единому мнению в отношении классификации и количества функций профсоюзов, а также в необходимости выделения защитной функции в отдельную самостоятельную функцию, поскольку, по их мнению, профсоюзы создавались, прежде всего, для защиты социально-трудовых прав и интересов граждан. Учитывая, что в научной литературе нет единого подхода в использовании терминов «задачи» и «функции», а термин «функция» чаще используется в значении «роль», т.е. он фактически определяет значение профсоюзов в жизни граждан и общества. Вместе с тем, функциями профсоюзов часто называют любую деятельность профсоюзов или его органов. [5]. Такие ученые в области трудового права как: Н. И. Ермолова, Е. А. Иванов, И. О. Снигирева, А. И. Цепин, к примеру, при определении понятия функции профсоюзов взяли за основу основные положения общей теории государства и права, где понятия функций государства и права определены как основные направления их деятельности, а функции права - это направления правового воздействия на волю людей, поведение и общественные отношения.


Большинство ученых считают, что функция профсоюзов - это главное направление их деятельности по решению поставленных задач с наделением определенными правами.

Несмотря на то, что на сегодня так и нет единой общепризнанной классификации функций профсоюзов, думается, под основными функциями профсоюзов следует понимать следующие направления их деятельности, направленные на защиту социально - трудовых прав и интересов граждан: функцию защиты социально-трудовых прав и интересов членов профсоюзов (защитная функция); представительскую функцию и функцию сотрудничества (включающую социальное партнерство, установление и налаживание контактов с профсоюзами иностранных государств) [6, с. 22].

Вполне очевидно, что защитная функция профсоюзов - основное направление деятельности профсоюзов по реализации их законных прав и исполнению обязанностей по защите социально - трудовых прав и интересов членов профсоюзов. Она тесно связана с представительской функцией, но отличается от всех остальных, так как является самостоятельной функцией, в первую очередь, направленностью, осуществляется в иной форме и иными способами, конечным результатом при ее реализации является восстановление нарушенных законных социально - трудовых прав и интересов работников и профилактика подобных нарушений. Для осуществления защитной функции профсоюзы используют различные формы - участвуют в отношениях социального партнерства, ведут профсоюзный контроль, защищают права членов профсоюзов в досудебной и судебной форме.

За последние годы профсоюзы частично утратили свои многочисленные права, отдельные функции, претерпели изменения правовые формы их деятельности, в результате, они стали менее эффективными в реализации защитной функции, что позволяет констатировать значительное уменьшение численности граждан, вступающих в профсоюзы в короткие сроки, а также, было положено начало процессу активного выхода граждан из состава данной общественной организации. Ряды профсоюзов редеют, им, по сути, становится некого защищать, что еще больше подчеркивает актуальность вопроса об эффективности реализации защитной функции профсоюзов.

Нередко, деятельность профсоюзов выходит за рамки правовых форм, поскольку использовав все ресурсы для защиты прав своих членов и не достигнув никакого результата, они вынуждены обращаться к Президенту РФ, Генеральному прокурору РФ, что говорит о том, что не выполняется одна из основных задач трудового законодательства - создание правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства [9]. Все это объясняет необходимость комплексного научного анализа правового регулирования деятельности профсоюзов и их правовых форм, которые они используют при защите прав своих членов, осуществляя при этом защитную функцию. Такой подход необходим и потому, что деятельность и роль профсоюзов изучают не только специалисты в области трудового права, и правовой статус профсоюзов является скорее межотраслевым, что и позволяет обеспечить межотраслевой характер исследования[17, . 31].


В научной литературе защитная функция профсоюзов рассматривается как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле, она заключается в выявлении и формировании интересов членов профсоюзов, в обеспечении реализации этих прав и интересов, в том числе в создании условий для полноценного отдыха членов профсоюзов. В узком смысле - это деятельность профсоюзов по предупреждению нарушений и восстановлению трудовых прав и интересов работников [2]. Содержанием защитной функции профсоюзов считают деятельность профсоюзов по предупреждению или пресечению трудовых правонарушений; при установлении условий труда работников; при рассмотрении жалоб и заявлений; по восстановлению нарушенных прав работников,

привлечению к ответственности лиц ответственных за нарушение трудового законодательства, соглашений, коллективных договоров. Защищая права работников, профсоюзы способствуют, в первую очередь, снятию социальной напряженности в коллективах в частности, и в обществе в целом, что, в свою очередь, определяет важность значения защитной функции профсоюзов.

Следует отметить, что правотворческая деятельность профсоюзов весьма ограничена федеральным законодательством. Она сведена к участию в разработке предложений по проектам законодательных актов, в отношении социально-трудовых прав работников. Вместе с тем, региональные законы о профессиональных союзах практически во всех субъектах Российской Федерации дают право профсоюзам на законодательную инициативу [2].

Правозащитная деятельность профсоюзов включает 3 элемента - охрана прав, юридическая помощь и защита прав граждан. Социальное партнерство - одна из форм реализации защитной функции профсоюзами, в настоящее время проходит в России становление как социальный институт, как межотраслевой правовой институт и как институт трудового права. В статье 23 ТК РФ дается определение социального партнерства, но это определение охватывает только сферу трудовых отношений. На практике понятие социального партнерства значительно шире. Социальное партнерство позволяет реализовывать общественные отношения не только в сфере труда, но и в большинстве социально значимых сфер, включая экономическую. Главной целью социального партнерства является стабильное развитие демократического, правового социального гражданского общества. Субъектами отношений по социальному партнерству являются работники (их представители), работодатели (их представители), а также государственные и муниципальные образования в лице их полномочных органов. Правовой статус профессиональных союзов в отношениях по социальному партнерству регламентируется Конституцией Российской Федерации и множественными нормативными актами, однако случаи и формы участия профсоюзов в отношениях социального партнерства не всегда устанавливаются только законом.


Полномочия профсоюзных органов определяются соответствующими уставами, которые они разрабатывают и утверждают самостоятельно. Обязательным пунктом устава является пункт, определяющий порядок образования и компетенцию профсоюзных органов.

Общероссийские профессиональные союзы и их объединения вправе создавать правовые и технические инспекции труда для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства. При реализации своих полномочий профессиональные союзы, их инспекции труда взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права. Дело в том, что ст. 372 ТК РФ устанавливается процедура принятия локального нормативного акта с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации с фактическим участием инспекции труда. В случае разногласий между работодателем и профорганом последний имеет право обжаловать в инспекцию труда принятый работодателем локальный нормативный акт, а также имеет право начать процедуру рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора. Инспекция труда, получив жалобу профоргана, обязана провести в течение одного месяца со дня получения жалобы проверку и при выявлении нарушения выдать работодателю обязательное к исполнению предписание об отмене указанного локального нормативного акта. В рассматриваемом случае государственный инспектор труда фактически вмешивается в коллективное трудовое разногласие, возникшее в связи со столкновением интересов работников и работодателя по поводу установлений условий труда и выступает в качестве арбитра [7].

Контроль за охраной труда и трудовым законодательством профсоюзы осуществляют через уполномоченных лиц по охране труда и совместные комитеты (комиссии) по охране труда.

2. Анализ деятельности профсоюзов на рынке труда

2.1. Роль ответственных профсоюзов в дореформенный период

На протяжении последних лет в России происходит формирование социального партнерства, предпринимаются попытки создания институтов трипартизма на разных уровнях (федеральном, региональном). Таким образом, механизм регулирования трудовых отношений постепенно приобретает некоторые формы, в основе которых лежит принцип социального партнерства.


Социальными партнерами формирующегося диалога являются государство, работодатели и профсоюзы.

Не останавливаясь подробно на всех трудностях и особенностях формирования социального партнерства в России, рассмотрим положение профсоюзов к моменту начала становления социального партнерства. Играли ли профсоюзы какую-нибудь роль на рынке труда, принимали ли участие в механизме регулирования социально-экономических отношений, в чем определялась их роль, меняется ли что-либо в настоящее время? В общем, что представляли собой профсоюзы, и каков был рынок труда.

Как известно, при плановой экономике, трудовые отношения были одним из наиболее жестко регулируемых сегментов. Государство на рынке труда выступало в роли единственного работодателя. Предполагалось, что планирование может обеспечить соответствие между численностью, структурой трудовых ресурсов и потребностями производства.

Ликвидация безработицы и достижение полной занятости являлись одними из главных провозглашенных преимуществ социализма. Система материальной поддержки безработных отсутствовала, поскольку отрицалась сама возможность их существования. Участие в общественном труде вменялось в обязанность, уклонение от него влекло за собой санкции (от морального осуждения до уголовного преследования). Таким образом, в целом, рынок труда находился под жестким административным контролем.

В советской центрально-управляемой системе важнейшие элементы социальной защиты были встроены в хозяйственный механизм и обеспечивались централизовано на государственном уровне. Это обстоятельство придавало ситуации в социальной области недостижимую в других системах стабильность: социальные гарантии носили, едва ли не абсолютный характер. Так, практически незыблемыми были гарантии занятости, сводимые на уровне предприятия к гарантиям пожизненного сохранения рабочего места за конкретным работником. Централизованная система оплаты труда в сочетании со стабильными ценами обеспечивала гарантии получения трудового дохода, по крайней мере, на уровне прожиточного минимума. Существовал бесплатный доступ к услугам сфер здравоохранения и образования.

Несмотря на то, что профсоюзы считались «свободными ассоциациями трудящихся», в реальности же являлись частью системы государственного управления и служили «приводным ремнем партии».

Профсоюзные организации на местах находились в полной зависимости от администрации предприятий и фактически являлись ее отделами по решению социально-бытовых проблем.