Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Конкурентоспособность организации
Пути обеспечения конкурентного преимущества продукции
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА НА ПРИМЕРЕ АО РАЙФФАЙЗЕНБАНК ГОРОДА ОМСКА
2.1 Общая характеристика АО «Райффайзенбанк»
2.2 Исследование конкурентной среды и особенности конкурентного поведения банка
- большое количество магазинов-партнеров, сотрудничающих с Банком по программе «Скидки для Вас» - клиенты, пользуясь любой картой (как кредитной, так и дебетовой) Райффайзенбанка может сэкономить свои деньги, получая скидки до 40%;
- современные технологии, знание рынка и клиента;
- широкая дистрибьюторская сеть;
- возможность быстрой адаптации крыночным условиям, за счет отличной аналитической службы (знание своего конкурента)
- узнаваемость бренда за счет дополнительного источника как реклама, но опять же в городе Омска это не совсем срабатывает.
- широкое географическое покрытие – присутствие во всех территориальных округах России, кроме дальнего востока (в 2015 году в первом квартале были закрыты отделения на Дальнем Востоке, банк посчитал эти отделения не рентабельными).Банк имеет развитую сеть обособленных подразделений, включая пять филиалов (в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Краснодаре), 117 дополнительных офисов, две операционные кассы вне кассового узла и 56 операционных офисов.
- высокий уровень достаточности капитала, как уже говорилось ранее большая часть капитала банка, это Австрийский капитал.
Высокий потенциал Банка:
1.Повышение лояльности клиентов за счёт предложения конкурентоспособных простых и понятных продуктов и услуг, новых более развитых сервисов, таких как Интернет-банкинг, СМС-оповещение, Мобильный Банк
2.Большой потенциал для развития банковских услуг в России в целом (ПО сравнению со странами Центральной и Восточной Европы),российский рынок ещё недостаточно хорошо развит (в отношении % потребительских кредитов к ВВП страны).
3. Потенциал развития депозитной базы и зарплатных проектов за счёт накопленной информации ПО клиентской базе – предложения интересных продуктов, комплексных продуктов, которые будут удовлетворять потребностям клиентов, как физических, так и юридических лиц. Сейчас для по зарплатным проектам появились достаточно интересные условия, причем у банка есть такой продукт как «Индивидуальное зарплатное обслуживание», которое как раз позволяет любому человеку стать клиентом банка и получать все привилегии как у зарплатного клиента. Данный продукт был выпущен за счет ФЗ от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ «Закон о праве работника на выбор банка для зарплатной карты подписан президентом»
4. Высокий потенциал роста сегмента корпоративных клиентов за счёт большого количества партнеров предприятий малого и среднего бизнеса.
Банк постоянно совершенствует не только свою продуктовую линейку, но и уровень сервиса и качество дополнительных услуг.
В Райффайзенбанке есть такой показатель как NPS (Индекс потребительской лояльности). Это показатель позволяющий оценивать качество обслуживания отделения, удовлетворённости клиентов, а также возможности узнать мнение клиентов о банке. За счет него банк постоянно отслеживает, анализирует удовлетворённости клиентов, а также исправляет свои ошибки. В 2016 году лучшим офисом по качеству обслуживания клиентов стал ОО Октябрьский города Омска.
При анализе бизнеса Райффайзенбанк в первую очередь опирается на свои региональные подразделения, открытые в различных регионах России. Существующая сеть филиалов, представительств и внутренних структурных подразделений позволяет Банку активно действовать практически на всей территории Российской Федерации (кроме Дальнего Востока).
Анализируя рынок банковских услуг и в первую очередь потребительского кредитования физических лиц, можно сделать вывод, что спрос на банковские услуги населения отражает уровень экономического развития регионов России, среди которых наиболее развитыми в отношении объемов выданных кредитов являются Центральный, Приволжский и Сибирский федеральные округа России.
Проведем анализ конкурентных возможностей банка.
В таблице 2 исследованы сильные и слабые стороны банка по видам услуг
Таблица 2
Сильные и слабые стороны банка по видам услуг
Услуги банка |
Слабые стороны |
Сильные стороны |
1 |
2 |
3 |
1) Кредитование малого и среднего бизнеса |
1. отсутствуют длинные кредиты; |
1. широкая территориальная сеть; |
2. отсутствует процедура скоринг-оценки для экспресс-выдачи микро-кредитов; |
2. наличие программ кредитования без залога; |
|
3. ставки выше, чем в федеральных банках. |
3. конкурентные процентные ставки. |
|
2) Потребительского кредитования банка |
1. отсутствуют программы «без залогов и поручителей»; |
1. широкая территориальная сеть; |
2. отсутствуют льготные автопрограммы и связи с автосалонами; |
2. большое количество имеющихся потенциальных клиентов из числа сотрудников зарплатных проектов; |
|
3. отсутствует ипотечное кредитование; |
3. конкурентоспособные процентные ставки. |
|
4. отсутствуют длинные кредиты; |
||
5. низкая скорость выдачи кредита. |
||
Вклады и депозиты |
1) Отсутствие вклада, позволяющего вкладчику менять валюту вклада в зависимости от изменения курса валют. |
1. широкая территориальная сеть; |
2. большое количество имеющихся потенциальных клиентов из числа сотрудников; |
||
3. конкурентоспособные процентные ставки; |
||
4. гибкие условия досрочного изъятия; |
||
5. регулярные маркетинговые и рекламные акции. |
||
4) Рассчетно-кассовое обслуживание банка |
1. отсутствие сертифицированной системы качества MоnеуBаск; |
1. широкая территориальная сеть; |
2. ограниченный расчетный день. |
2. выгодные тарифы; |
|
3. индивидуальный подход; |
||
4. развитая система дистанционного обслуживания. |
||
5) Операции с банковскими картами |
1) отсутствует управление через мобильный телефон; |
1. широкая территориальная сеть и банкомётная сеть; |
2. нет крупных проектов ПО дисконтным программам с партнерами. |
2. выгодные тарифы; большое количество имеющихся з/проектов; |
Таким образом, проанализировав сильные и слабые стороны можно сделать вывод, что банк максимально стремится удержать свои конкурентные позиции на рынке, так как большинство услуг банка обладают положительными характеристиками и работают над усовершенствованием слабых сторон.
Розничное направление является приоритетом в работе Райффайзенбанк что означает оказание всего спектра банковских услуг. В настоящее время АО Райффайзенбанк остается одним из лидеров рынка банковских услуг и продолжает расширять их ассортимент, предлагая новые услуги и выгодные условия, а так же квалифицированный сервис.
Наилучшей стратегией будет являться рост и увеличение доли рынка.
Для того, чтобы обеспечить благополучное положение компании на рынке, необходимо следовать следующим:
внедрение технологии СRM,оборудование Саll-центра.
внедрение системы стимулирования сотрудников банка.
внедрение новых продуктов.
Райффайзенбанк обслуживает свыше 12 тыс. корпоративных клиентов. Держателям пластика доступно более 1,3 тыс. банкоматов, а также партнерские банкомётные сети (Газпромбанк, МДМ Банк, Московский Кредитный Банк, Росбанк, Россельхозбанк, Татфондбанк, УралСиб, Энерготрансбанк, Юникредит). Кроме того, в июне 2016 года банк объединил сеть собственных банкоматов с сетью банкоматов Бинбанка. Численность персонала на 1 июля 2016 года составляла 7 475 сотрудников. Банк предоставляет широкий спектр банковских услуг физическим и юридическим лицам, в том числе Private Banking.
С начала 2016 года активы нетто кредитной организации показали сокращение на 52,7 млрд рублей и на 1 августа составили 834,4 млрд рублей. Основной точкой снижения в пассивной части баланса стали заимствования от российских и иностранных банков (-42,7 млрд рублей). Наблюдается также отток вкладов населения (-3,1 млрд рублей) и снижение объема выпущенных банком собственных векселей (-376 млн рублей). Одновременно с этим положительную динамику продемонстрировал собственный капитал (+5,2 млрд рублей) и, в меньшей степени, средства на счетах до востребования и срочных депозитах корпоративных клиентов (+33,2 млн рублей). В активной части баланса отмечается сокращение объема кредитования юридических и физических лиц (-41 млрд рублей), прочих активов (-13,4 млрд рублей), и вложений в портфель ценных бумаг (-1,6 млрд рублей). При этом вырос объем размещения на рынке МБК (+2,4 млрд рублей) и активов высокой ликвидности (+449,4 млн рублей).
Структура пассивов банка на 42,7% сформирована депозитами физлиц. Объем вкладов с начала 2016 года сократился несущественно (менее 1%). В составе срочных средств физлиц 50% приходится на остатки на текущих счетах. Около 25,3% составляют остатки на счетах до востребования и депозитах компаний, некоммерческих и финансовых организаций (включая депозиты бюджета). Однако с начала 2016 года портфель срочных депозитов государственных компаний сократился до нуля. Значительную часть клиентских средств юр лиц формируют остатки на счетах до востребования (порядка 75% на 1 августа 2016 года). Доля в 7,5% пассивов приходится на привлечения от банков (как российских, так и иностранных), 1,5% — портфель собственных выпущенных ценных бумаг, практически полностью представленный облигациями (векселя составляют незначительную долю).
Банком соблюдаются все действующие нормативно-правовыеакты, регулирующие его деятельность. В деятельности Банка нет существенных правовых рисков, в том числерисков, связанных с изменением валютного регулирования, налогового законодательства. Банком соблюдаются все действующие нормативно-правовыеакты, регулирующие его деятельность.
«Конкуренты — это (физические и (или) юридические лица) соперники, которые производят товары–аналоги, товары–заменители или осуществляют свою деятельность на том же самом рынке, что и другие производители». Иными словами, конкуренты это банки, которые предоставляют одинаковый набор банковских услуг на одном и том же рынке на похожих условиях. Именно наличие конкуренции вызывает регулирование цены на них до приемлемого уровня. расширение ассортимента предоставленных услуг. Конкуренция стимулирует банк на более эффективные способы предоставления услуг, т.е. обеспечивает благоприятную для их развития обстановку и её совершенствования.
Исходя из данных, Райффайзенбанк находится сейчас на третьем месте по полярности выдачи кредитов.
Рассмотрев условия конкурентов, можно прийти к выводу что Райффайзенбанк на рынке потребительского кредитования смотри достаточно привлекательно, за счёт прозрачных условий, минимального количества документов, без залога и поручителей.
А именно ставки 14,9% до 19,9 %(ставки выше в банке нет)
Возраст от 25 до 65 и мужчины и женщины, что снижает уровень риска по просроченной задолженности
Минимальный стаж работы минимум 6 месяцев, причем трудоустройств официальное
Заработная плата от 15 000 рублей, что соответствует уровню зарплат в городе Омске
Если же смотреть статистику ПО кредитным картам, то РБ редко фигурирует в данных рейтингах, более того практически нигде нет рекламы о предложениях ПО кредитным картам.
Возраст для всех клиентов от 25 (причем для всех категорий клиентов)
Обязательно доход не менее 25 000 рублей в месяц
Стаж работы не менее 6 месяцев на последнем месте работы, трудоустройство официальное обязательно.
Контактные аудитории — это индивиды которые проявляют потенциальный интерес банку или оказывают влияние на его эффективность, деловую активность способность достигать поставленные цели. Правильное распределение ресурсов и затрат между обеспечивает необходимую эффективность и деловую активность производителей, снижение уровня рисков в повседневной деятельности, устойчивое финансовое положение, высокую кредитоспособность и ликвидность.
SWОT-анализ внешней среды банка, отражающий взаимоотношения банка основными элементами внешней среды, представлен в табл.3
Таблица 3
SWОT-анализ
Возможности: Дальнейшее развитие филиальной сети; Дальнейшее укрепление рейтинга Банка; Использование новых форм работы с корпоративными клиентами: кредиты малому и среднему бизнесу, корпоративное кредитование, банковские гарантии, зарплатные проекты, услуги удаленного обслуживания, финансирование покупки импортного оборудования, лизинг и многое другое; Привлечение большего количества клиентов и положительная репутация банка; наибольшее благоприятствование со стороны местных и федеральных властей |
Угрозы: 1.Угрозаконкуренции в собственной филиальной сети 2. Высокий рейтинг является в большей степени следствием высокого формального статуса, а не причиной высокой рыночной доли 3.Возрастаниеконкуренции на рынке; 4. переманивание кадров конкурентами; 5.снижение внутренней эффективности «за спиной сильного лидера» |
|
Сильные стороны: Развитая сеть филиалов банка Долгое функционирование на рынке Известность торговой марки Стабильность финансового положения Внешний авторитет и влиятельность высшего руководства |
Поле СИВ 1. Использование собственных средств для расширения филиальной сети 2.Использование положительного имиджа для развития филиальной сети 3. Использование положительной репутации для привлечения клиентов 4. Использование стабильного финансового положения для укрепления на рынке 5. Использование авторитета для укрепления связей с властями |
Поле СИУ 1. Подкрепление положительного имиджа качеством услуг 2.Расширение филиальной сети для повышения рыночной доли 3.Стимулированиекадров 4. Повышение эффективности внутреннего управлениеа |
Слабые стороны: 1.Недостаточноразвитая корпоративная культура; 2.Отсутствие новых видов банковских услуг, имеющихся у конкурентов; 3. низкая мотивация кадрового состава 4. низкий уровень стратегического планирования; отсутствие комплексной, всесторонне обоснованной концепции долгосрочного развития в виде документа, известного всем подразделениям и сотрудникам университета; 5. непонимание перспектив, направлений, приоритетов развития |
Поле СЛВ 1.Совершенствование внутренней структуры 2.Развитие филиальной сети за счёт появления новых услуг, повышения спроса и прибыли 3. Использование квалификации кадров для индивидуализации образовательных услуг 4.Стимулирование персонала |
Поле СЛУ 1.Совершенствование внутренней структуры 2.Развитие филиальной сети за счёт укрепления материальной базы 3. Использование квалификации кадров для повышения качества услуг 4.Стимулирование персонала |