Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Конкурентоспособность организации
Пути обеспечения конкурентного преимущества продукции
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА НА ПРИМЕРЕ АО РАЙФФАЙЗЕНБАНК ГОРОДА ОМСКА
2.1 Общая характеристика АО «Райффайзенбанк»
2.2 Исследование конкурентной среды и особенности конкурентного поведения банка
2.1 Общая характеристика АО «Райффайзенбанк»
Райффайзенбанк — один из крупнейших участников российского рынка банковских услуг, который специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также предприятий малого бизнеса.
АО «Райффайзенбанк» — дочерняя структура крупного австрийского банковского холдинга «Райффайзенбанк Интернациональ АГ». Райффайзенбанк является развитой универсальной кредитной организацией, предлагающей широкий спектр услуг корпоративным и частным клиентам. Крайне активен на валютном и межбанковском рынках. Банк занимает сильные позиции как в розничном, так и в корпоративном кредитовании (в том числе субъектов малого и среднего бизнеса). После присоединения в 2007 году розничного Импексбанка Райффайзенбанк стабильно занимает позиции в топ-15 российских банков, как по размеру активов, так и по объему частных вкладов и кредитов физическим лицам.
Банк работает в России с 1996 года и оказывает полный спектр услуг частным и корпоративным клиентам, резидентам и нерезидентам, в рублях и иностранной валюте. Московское главное территориальное управление Банка России (БИКОПЕРУ Московского главного территориального управления Банка России 044525700) осуществляет надзор за деятельностью Райффайзенбанка.
Райффайзенбанк является одним из самых надежных банков в России. АО «Райффайзенбанк» занимает 11-е место по размеру активов ПО результатам 3-гоквартала 2016 года. Согласно данным «Интерфакс-ЦЭА», ПО результатам 3-гоквартала 2016 года АО «Райффайзенбанк» находится на 5-месте в России по объему средств частных лиц и на 10-м месте — по объему кредитов для частных лиц.
Банк создан с целью реализации и получения прибыли при осуществлении банковских операций.
Сеть банка формируют более 250 офисов в 47 регионах страны. Около 9 000 сотрудников, более 1 900 000 клиентов.
АО «Райффайзенбанк» (Генеральная лицензия Банка России от 17.02.2015 №32921) входит в международную банковскую группу и является дочерним банком компании Райффайзенбанк СНГ Регион Холдинг ГмбХ, которая принадлежит Райффайзенбанк Банк Интернациональ АГ – ведущему универсальному банку на финансовых рынках Австрии и в странах Центральной и Восточной Европы.
В структуре Банка действует 5 филиалов (в 2014 году: 6 филиалов) на территории Российской Федерации, а также 179 отделений (в 2014 году: 204 отделения). По данным агентства «Интерфакс – ЦЭА», по итогам 12 месяцев 2015 года АО «Райффайзенбанк» занимает 14-ое место по величине активов, 11-е место по размеру собственного капитала, 5-е место по величине нераспределенной прибыли, 8-е место по объему кредитов физическим лицам, 7-е место по объему средств физических лиц среди российских банков. АО «Райффайзенбанк» остается одним из самых надежных банков в России с одной из лучших композиций рейтингов от ведущих рейтинговых агентств: долгосрочный рейтинг по Moody’s/Fitch – Ba2/BBB- (по состоянию на 31.12.2015).
В качестве основных факторов, влиявших в 2015 году на состояние банковской отрасли, в целом можно указать отсутствие экономического роста в России, волатильность фондового и валютного рынков, ограниченный доступ к международным рынкам капитала, рост процентных ставок. В результате наблюдалось сокращение прибыли по банковской системе и давление на капитал из-за переоценки валютных балансов. В условиях непростой экономической ситуации в 2015 году Райффайзенбанк продемонстрировал сильные финансовые показатели и улучшение операционной эффективности. Благодаря сохранению консервативного подхода к кредитованию и управлению ликвидностью в период роста экономики, в настоящее время Банк имеет значительный запас ликвидности и капитала, высокую доходность и хорошее качество активов. Эти характеристики позволяют Банку адаптироваться к изменениям операционной среды.
АО «Райффайзенбанк» планирует продолжать расширять свой продуктовый ряд, улучшать качество обслуживания и предоставлять клиентам всех бизнес-сегментов высококачественные услуги. Ключевыми задачами Банка являются улучшение качества сервиса, совершенствование бизнес-процессов, поддержание долгосрочных отношений с клиентами. Руководство Банка полагает, что им предпринимаются все необходимые меры для поддержания устойчивости и развития бизнеса Банка в условиях, сложившихся в бизнесе и экономике.
Основными видами деятельности АО «Райффайзенбанк» являются:
кредитование реального сектора экономики;
кредитование физических лиц, а также предприятий микро, малого и среднего бизнеса;
конверсионные операции, как по поручениям клиентов, так и за счет Банка;
расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц в рублях и иностранной валюте;
операции по привлечению депозитов от частных вкладчиков и корпоративных клиентов;
документарные операции и все принятые в международной практике формы расчетов по экспортным и импортным контрактам;
операции с ценными бумагами;
выпуск и обслуживание банковских карт;
депозитарное и брокерское обслуживание;
инвестиционно-банковские операции. Банк планирует дальнейшее развитие в качестве универсального банка, предоставляющего широкий спектр услуг корпоративным и частным клиентам.
Учредителями Райффайзенбанка в России являются:
Rаiffеisеn СIS RеgiоnHоldingGmbH (Райффайзенбанк СНГ Регион Холдинг ГмбХ) — 99,96718%.
Rаiffеisеn-Invеst-Gеsеllsсhаftm.b.H. — 0,03282%.
Райффайзенбанк является одним из основных провайдеров корпоративных и инвестиционно-банковских услуг в Австрии ведущим универсальным банком в Центральной и Восточной Европе, он управляет обширной сетью дочерних банков, лизинговых компании широким спектром провайдеров других специализированных финансовых услуг на 17 рынках. Около 61 300 сотрудников банка обслуживают порядка 14,6 миллиона клиентов. Райффайзенбанк является полностью консолидированной дочерней структурой компании Райффайзенбанк Централь банк Австрия А.Г (РЦБ), владеющей порядка 78,5% обычных акций холдинга. Остальные акции находятся в свободном обращении на Венской фондовой бирже.
Райффайзенбанк располагает мощной и очень активной клиентской базой, в которую входит большое количество крупных российских и иностранных компаний, а также физических лиц. Обороты по счетам клиентов внутри месяца составляют 2,5—2,9 трлн рублей ежемесячно. Очень важной частью пассивной базы являются средства физлиц (в том числе остатки на карточных счетах), что характеризует значительный уровень зависимости от этого источника фондирования. Другим важным источником средств для развития стали долгосрочные депозиты, привлеченные от банков материнской группы. Сильной стороной банка стала возможность привлекать значительные объемы долгосрочного фондирования, как на российском, так и на международном рынках.
На логотипе Райффайзенбанка (Рисунок № 2 Логотип банка «Райффайзенбанк») изображены две перекрещенные лошадиные головы – символ, который использовался западными народами с давних времен. Люди прикрепляли это знак к фронтонам своих домов, чтобы уберечь семьи от зла и несчастий. На данный момент в Европе традиция до сих пор жива. Преданность и сила лошади, защищенность в дома — вот что выбрал Райффайзенбанк в качестве символа безопасности денег своих клиентов под общей крышей группы Райффайзенбанк в мире экономической нестабильности.
В соответствии со своей стратегией Банк активно реализует стратегию универсального розничного банка.
Приоритетными направлениями деятельности Банка является предоставление кредитов и полного спектра финансовых услуг физическим лицам на покупку потребительских товаров непосредственно в местах продаж, предоставление кредитов с использованием пластиковых карт и кредитов наличными через сеть собственных офисов, а также через партнерскую сеть. Хочу заметить, что Райффайзенбанк выдает только потребительские кредиты, которые серьезно рассматриваются службой безопасности. Товарные кредиты банк не практикует, только непосредственно в офис клиент может обратиться и получить нужную ему консультацию. С октября 2008 года банк активно реализует свою стратегию перехода в полноценный розничный банк путем предложения клиентам новой линейки депозитных продуктов (вклады, дебетовые карты, текущие счета, зарплатные проекты) через филиальную сеть.
Принцип «Разница в отношении» базируется на ценностях банка, позволяющих создать условия, в которых клиенты, партнеры и сотрудники банка чувствуют себя комфортно.
По состоянию наконец 2015 года, доля кредитов наличными в общем портфеле Банка составила 46%, доля кредитных карт – 13%, остальные 4% приходятся на ипотечный портфель.
Банк предлагает своим клиентам с положительной кредитной историей доступ к новым продуктам и предложениям, используя прямую почтовую рассылку (dirесtmаil), Интернет и телемаркетинговые кампании, что позволяет повысить эффективность взаимодействия с клиентами и увеличить прибыльность в среднесрочной и долгосрочной перспективах. В рамках этих мероприятий предлагаются такие продукты, как кредитные карты и кредиты наличными, которые стали предлагаться клиентам с 2006 года. Также с 2008 года в банке появился новый отдел КПП (канал прямых продаж), который функционирует и на данный момент. Отдел занимается также оповещением клиентов о предложениях банка, причем не только индивидуально, но и об акциях, которые существуют для определенных компаний.
В ноябре 2008 Банк стал членом международной платежной системы VISА.
Одной из основных целей Банка - это быть клиент ориентированным банком, который сможет предложить своим клиентам, как существующим, таки абсолютно новым клиентам, подходящие условия как по кредитным продуктам, так и по вкладам, которые смогут удовлетворить потребительские нужды клиентов. Также банк предлагает полный спектр банковских и финансовых услуг для построения долгосрочных отношений с клиентом, таких как: вклады и текущие счета, дебетовые карты, интернет-банки, смс-оповещение, широкая линейка кредитных карт с льготным периодом и т.д.
Для продажи своих услуг и уникальных продуктов с целью повышения качества обслуживания клиентов, Банк использует отличную развитую сеть собственных банковских офисов.
АО «Райффайзенбанк» стремится к применению лучшей международной практики в сфере корпоративного управления и уделяет большое внимание вопросам поддержания высоких стандартов системы корпоративного управления для осуществления эффективного бизнеса. Корпоративное управление АО «Райффайзенбанк», в первую очередь, направлено на обеспечение прозрачности и открытости деятельности Банка, а также его дочерних и зависимых компаний.
Основными принципами корпоративного управления АО «Райффайзенбанк» являются:
защита прав и законных интересов акционеров;
контроль и эффективное сотрудничество органов управления Банка;
разумность и добросовестность членов органов управления при осуществлении руководства деятельностью Банка;
распределение полномочий органов управления для разграничения общего руководства, осуществляемого акционерами и Наблюдательным советом, и руководства текущей деятельностью Банка, осуществляемого исполнительными органами;
эффективная система внутреннего контроля и управления рисками;
прозрачность и информационная открытость.
В АО «Райффайзенбанк» на постоянной основе ведется работа по усовершенствованию системы корпоративного управления, включая разработку новых и внесение изменений в действующие внутренние нормативные документы Банка. В целях совершенствования культуры корпоративного управления в 2015 году на заседании Правления Банка была утверждена Политика корпоративного управления АО «Райффайзенбанк». Указанная Политика является документом, определяющим общие принципы взаимодействия высшего руководства Группы Райффайзенбанк и органов управления Банка через механизмы корпоративного управления, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, который также учитывает общую концепцию корпоративного управления, принятую в Группе Райффайзенбанк, в части, не противоречащей Федеральному законодательству Российской Федерации, и механизмы принятия стратегических решений с соблюдением первичных и бесспорных интересов клиентов (вкладчиков) Банка и Группы Райффайзенбанк.
Также был пересмотрен и скорректирован целый ряд внутренних документов Банка, включая Положения о Правлении и Наблюдательном совете Банка; проведен анализ действующей системы внутреннего контроля; актуализированы внутренние нормативные документы, определяющие порядок функционирования Службы и Системы внутреннего контроля. Кроме того, в целях повышения открытости корпоративной системы для акционеров Банка, его инвесторов и вкладчиков, повышения эффективности управления, Банк в добровольном порядке раскрывает Отчет о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления по форме, рекомендованной Банком России для крупнейших публичных эмитентов, и содержащий исчерпывающую информацию о системе корпоративного управления, действующей в АО «Райффайзенбанк» (Приложении № 1 к настоящему Годовому отчету). Система органов управления и контроля Органами управления и контроля АО «Райффайзенбанк» являются: Общее собрание акционеров, Наблюдательный совет, Правление, Председатель правления и Ревизионная комиссия.