Файл: «Специфика маркетинговых исследований на рынке труда».pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Маркетинговое исследование рынка: методы и анализ
1.1 Сущность и содержание понятия исследования рынка
2 Маркетинговое исследование рынка труда Российской Федерации на современном этапе развития
2.1 Содержание маркетингового исследования рынка труда Российской Федерации
2.2 Исследование российского рынка труда
3 Государственное регулирование рынка труда. Современный рынок труда Российской Федерации
3.1 Особенности государственного регулирование рынка труда Российской Федерации
3.2 Уровни государственного регулирования российского рынка труда
По всем признакам, именно результаты 2018 года станут определяющими для дальнейшего анализа и прогнозирования рынка труда. Для 44% фирм 2016 окончился лучше, чем предыдущий, а в 2017 этот показатель составил уже 28%. Так же, как и прошлый год, оценивали результаты 33% фирм в 2016 и 51% в 2017. Хуже, чем прошлый, окончили в 2016 году – 20% компаний, в 2017 году – 19%. Два процента фирм на конец 2016 находились на стадии ликвидации или оформления банкротства, в 2017 году показатель снизился до одного процента.
Среди ключевых трендов исследование российского рынка труда выявляет реальное повышение требований к профессиональному уровню кандидатов. Ожидается, что уже с 2019 года начнется сокращение количества вакансий для сотрудников с низкой квалификацией. Если ситуация не изменится, то уже к 2022 году безработным в России может стать каждый четвертый – пятый соискатель.
Все больше компаний выбирают бюджетные каналы поиска новых сотрудников. Анализом рынка труда Российской Федерации уже зафиксировано увеличение бюджетов на обучение действующих сотрудников (подготовка почвы для продвижения внутри компании), опережающее повышение окладов для высококвалифицированных или талантливых специалистов.
По данным Росстата, средняя заработная плата в 2018 году составляет более 35 тысяч рублей или 30 тысяч после вычета подоходного налога. На конец года прогнозируется рост доходов населения (во многом за счет получения "тринадцатой зарплаты" к новогодним праздникам и премии) до 47,5 тысяч без учета налоговых отчислений.
По сравнению с предыдущими годами зарплаты в России в рублях продолжают расти (с 27 тыс. в 2013 году до 32,6 в 2015 и 36,7 в 2017), но вот в долларовом эквиваленте все не настолько радужно. Среднемесячный оклад сотрудника в 2013 составлял 885 долларов, в 2014 – 915 долларов, в 2015 – 827, в 2016 – 550, в 2017 – 605. Анализ современного рынка труда и окладов показал, что размер средней зарплаты в Российской Федерации до сегодняшнего дня так и не преодолел отметку в тысячу долларов.
Что интересно, в России почти 70% работников по итогам месяца (до налогов) получают сумму, "не дотягивающую" до средней зарплаты по стране. Зарплату ниже прожиточного минимума получают практически 10% населения. Двадцать тысяч в месяц или менее получают чуть более 35% россиян, половина граждан довольствуется окладом до 30 тысяч.
Что касается уровня безработицы в России, показатель впервые с 2015 года спустился ниже 5%. В августе 2018 года безработными считались практически четыре миллиона россиян, что составляет 4,9% трудоспособного населения. Общую же численность трудовых ресурсов в Российской Федерации Росстат оценивает почти в 77 миллионов человек.
Анализ рынка труда и резюме кандидатов позволяет определить усредненный портрет соискателя на 2018 год. По средним данным это женщина (51%) или мужчина (49%) в возрасте от 26 до 35 лет с опытом работы три – шесть лет. Преобладающее большинство кандидатов (68%) имеют высшее образование.
Рисунок 2.3 и рисунок 2.4 показывают полное распределение кандидатов по полу, возрасту и опыту работы во всех профессиональных областях.
Так, видно, что на втором месте соискатели от 20 до 25 лет с опытом работы до трех лет, затем – 36 – 45 – летние россияне с опытом профессиональной деятельности более шести лет.
Рисунок 2.3 – Распределение кандидатов по полу и возрасту
Примечание – Источник: собственная разработка
Рисунок 2.4 – Распределение кандидатов по опыту работы
Примечание – Источник: собственная разработка
Шестнадцать процентов соискателей имеют среднее специальное образование, десять процентов – неоконченное высшее (в эту категорию попадают студенты, начинающие карьеру), всего шесть процентов – только общее среднее образование. Это общая информация по России, тогда как для Москвы или Санкт – Петербурга характерны совершенно другие показатели.
Например, 73% соискателей столицы имеют оконченное высшее образование, 10% – студенты, 12% – люди, окончившие средние специальные образовательные учреждения, 5% кандидатов имеют только общее среднее образование. Количество открытых вакансий в Москве за последний год увеличилось на 16%, а число соискателей – на 7%.
В Санкт – Петербурге высшее образование есть у 68% соискателей, неоконченное высшее – 12%, среднее специальное – 14%, только среднее общее – 6%. За год количество вакансий в Северной столице увеличилось на 17%, количество активных резюме – на 13%. Средняя предлагаемая зарплата кандидата составляет 47,7 тысяч рублей, средняя ожидаемая – 52,3 тысячи.
Так, исследование рынка труда показывает, что в дальнейшем специалистам необходимо будет повышать свой профессиональный уровень, чтобы остаться "на плаву".
3 Государственное регулирование рынка труда. Современный рынок труда Российской Федерации
3.1 Особенности государственного регулирование рынка труда Российской Федерации
Для российского государства исторически характерна роль важнейшего игрока во всех ключевых сферах развития страны. Эта тенденция прослеживается и в отношении такой области, как рынок труда. Каковы особенности работы государственных институтов в данной сфере? Какова специфика развития рынка труда в России?
Современный рынок труда – особая экономическая сфера, играющая важнейшую роль в национальной хозяйственной системе России. Исследователями чаще всего изучаются такие его категории, как зарплата, уровень занятости граждан, безработица, динамика возникновения вакансий, перераспределение рабочих мест по отраслям. В связи с важностью данной сферы в национальной экономике во многих странах мира, в том числе и в России, осуществляется государственное регулирование рынка труда. Когда власти вовлекаются в этот процесс наиболее активно? [12, .с 404].
Государственное регулирование рынка труда в России осуществляется в рамках следующих основных направлений. Во – первых, это стимулирование занятости, а также увеличение количества рабочих мест в организациях и учреждениях, находящихся в собственности государства. Во – вторых, это содействие развитию институтов, деятельность которых направлена на повышение производительности труда, подготовку новых кадров. В – третьих, это реализация программ с целью решения проблем, связанных с поиском и наймом персонала. В – четвертых, это борьба с безработицей и поддержка граждан, не имеющих занятости.
Для чего, собственно, осуществляется государственное регулирование рынка труда в Российской Федерации? Прежде всего, это создание условий, при которых как можно большее количество граждан сами смогут себя обеспечивать. Чем меньше безработица – тем ниже нагрузка на бюджет государства в аспекте оказания мер различного рода поддержки населения. Государство заинтересовано в строительстве конкурентоспособной экономики, от качества функционирования которой зависит социальная и политическая стабильность. Это во многом определяется квалификацией кадров, а также в значительной мере зависимым от нее уровнем производительности труда.
Государство должно выстраивать стратегию долгосрочного развития экономики, обеспечивать фундаментальные факторы устойчивости политического курса, которые во многом зависят от качества функционирования национальной хозяйственной системы. В числе ключевых критериев здесь – адаптированность экономики, особенно в аспекте занятости населения, к изменениям на рынке.
Дело в том, что при капиталистической модели, в соответствии с которой сегодня развивается большинство стран, возможны периодические изменения в структуре тех или иных отраслей, насыщение каких – то отдельных рынков, появление новых. Эти процессы формируют новые запросы в отношении рынков труда.
Если они проходят на национальном уровне, то ключевым институтом, призванным обеспечить соответствие курса социального и политического развития страны вызовам рынка, становится именно государство.
Государственное регулирование рынка труда может выражаться в двух базовых формах – активной и пассивной.
Касательно первой подразумевается, что работа будет вестись в направлении создания рабочих мест, стимулирования занятости, борьбы с безработицей. Пассивная форма участия государства в развитии рынка труда, как правило, сводится к материальной поддержке людей, не имеющих занятости, посредством выплаты пособий [14, .с 55].
Рассмотрим, как государство подходит к решению такой проблемы, как регулирование занятости и рынка труда, какие перед ним ставятся задачи. Прежде всего, это привлечение в экономику новых инвестиций, что позволяет открывать новые производства, осваивать отрасли, как результат – создавать рабочие места.
Также государству нужно обеспечивать занятость населения посредством организации работы соответствующего назначения служб и бирж труда.
Следующее необходимое направление работы властей – содействие развитию бизнеса, особенно малых и средних предприятий. Именно такого рода фирмы могут обеспечивать занятостью людей в небольших городах, где нет стратегических, управляемых государством предприятий, а также в отраслях, для которых присутствие госактивов нехарактерно и не всегда целесообразно при свободном рынке (общепит, сфера услуг, ритейл).
Еще одна важная задача государства – эффективное регулирование миграционных процессов. Очень многие проблемы, характерные для рынка труда предопределены географическим аспектом экономики России [17, .с 142].
Есть города, где попросту нет работы в силу того, что размещение предприятий там нерентабельно. И в этом случае людей, живущих там, надо как – то трудоустраивать. Это может делать государство, организуя эффективные программы содействия переезду граждан в промышленно развитые районы.
3.2 Уровни государственного регулирования российского рынка труда
Продолжая изучение теоретических аспектов, отражающих методы государственного регулирования рынка труда, можно рассмотреть, на каких уровнях соответствующая политика властей может осуществляться. Выделяют три.
Во – первых, это макроуровень. На нем ключевую роль играют высшие институты государственной власти. Их функции – разработка законов, регулирующих рынок труда в России, а также реализация принятых норм. Это определение приоритетов в развитии занятости граждан соотносительно с актуальными направлениями социально – экономического развития.
Это организация корректного взаимодействия политических институтов и учреждений, которые решают практические задачи, связанные с развитием рынка труда.
В – вторых, это региональный уровень. Во многом он воспроизводит все отмеченные направления работы государственных институтов на макроуровне. Только соответствующими комптенциями в этом случае наделены не федеральные, а региональные органы власти. Вместе с тем, рынок труда и занятость населения могут формировать проблемные области, специфичные для отдельно взятых субъектов федерации.
Институты, ответственные за проведение политики на макроуровне, могут не учитывать соответствующие региональные особенности, и потому более качественно работу здесь будут вести именно властные структуры субъектов Российской Федерации [10, .с 19].
Для рассматриваемого уровня характерно решение вопросов эффективной адаптации ключевых принципов государственной политики в сфере занятости граждан к локальным особенностям.
В – третьих, это местный уровень. Как правило, на нем концентрируются задачи, связанные с корректной реализаций государственной политики применительно к конкретным объектам регулирования. То есть, например, за то, насколько качественно функционирует городская служба занятости, должны отвечать, прежде всего, местные власти конкретного населенного пункта.
На этом же уровне решаются вопросы, связанные с начислением и выплатой пособий, с консультированием граждан, с информированием по вакансиям, которые открываются в городе.
Качественно функционирующий государственный или муниципальный центр занятости населения должен быть одной из ключевых структур для работодателей населенного пункта в аспекте привлечения новых кадров.