Файл: «Специфика маркетинговых исследований на рынке труда».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методика работы по анализу состояния вопроса такова. Для обоснования целей и выбора объектов маркетинга рынка труда формируются взаимосвязанные и взаимообусловленные блоки: вопрос (подвопрос); гипотеза (возможные решения); анализ (необходимая информация), с помощью которых цель разрешения поставленной проблемы представляется в виде серии вопросов (обычно в порядке их значимости).

Постановка вопросов является центральной задачей этого метода. Каждый основной вопрос для более детального изучения может дробиться на более мелкие подвопросы. В результате складывается двухрядная структура вопросов, которые должны охватить все аспекты в рамках основных направлений исследования. При этом постановку вопросов следует доводить до логического завершения, даже если это требует обдумывания задач, лежащих за пределами рассматриваемой проблемы.

Как свидетельствует опыт работы по предложенной методике, умение правильно ставить вопросы можно расценивать как наиболее важную стадию в достижении "творческого видения" проблемы, независимо от того, может ли исследователь – маркетолог полностью дать на них ответы в ходе проводимого этапа маркетинга или нет. Выдвижение гипотез отражает понимание того, что сознание часто движется непосредственно от определения проблем к обдумыванию возможных ее решений.

Особое значение следует придать тому, что ключевой целью анализа состояния вопроса является "выуживание" ответов на отдельные вопросы. Например, правилами этого метода не допускается непосредственный переход от вопроса к "анализу" и наоборот, этот путь всегда проходит через ответ на вопрос.

По мере реализации проекта маркетингового исследования следует ожидать, что выдвинутые гипотезы или первоначальные решения будут ставиться под сомнение в процессе над формированием третьего блока. Он призван ответить на вопрос, что необходимо исследователю, чтобы выяснить, может ли выдвинутая гипотеза (предварительное решение) стать ответом на поставленный вопрос. Таким образом может выявиться пробел в знаниях, определиться тип данных, которые необходимо получить, и характер аналитической работы, которую надо провести для достижения поставленной цели. На этой стадии часто возникает вопрос о достаточности или недостатке информации, что позволяет решать количественные проблемы финансового обеспечения исследований.

Успешное завершение "анализа состояния вопроса" позволяет привести в соответствие отдельные элементы маркетинговых исследований и дает основание считать, что возможно перейти от идеи, которая изложена в сжатой форме, к конкретному проведению исследовательских процедур. Тем самым не только формируются исходные отправные точки для формирования задач, но и определяются необходимые ресурсы, распределяются виды работ, устанавливаются сроки их выполнения и формы ответственности.


2.2 Исследование российского рынка труда

Аналитики крупных рекрутинговых компаний пришли к выводу, что 2018 год станет для российского рынка труда переломным. Компании в дальнейшем будут стремиться нанимать только высококвалифицированных сотрудников, а действующих поставят в такие условия, что придется либо развиваться вместе с фирмой, либо уходить.

Исследование рынка труда Российской Федерации показывает, что почти половина сотрудников крупных компаний в течение 2017 года сами меняли место работы или наблюдали сокращение кадровых резервов. Волна увольнений прямо или косвенно коснулась большинства трудовых кадров. Четверть участников исследования сообщили, что в компаниях снизились оклады и премии. Но даже недовольные работники не спешат увольняться и менять место работы.

Вместе с увеличением количества сокращенных сотрудников, анализ ситуации на рынке труда показывает увеличение конкуренции, а ведь быть новичком в чужой компании – это большой риск попасть под очередное сокращение. Количество резюме на крупнейших сайтах вакансий за последние три года сокращается, люди редко увольняются по собственному желанию, а поиск нового места ведут достаточно пассивно.

В течение 2017 года 2% респондентов оказались понижены в должности, 10% получили повышение, 5% – перешли в другой отдел или на равносильную должность в той же компании. Более половины работников (53%) не меняли ни место работы, ни должность, а 30% – попали под волну сокращения и были вынуждены сменить компанию.

Исследование состояния рынка труда показывает, что срок поиска места работы вырос в полтора раза. Если еще в 2015 году специалист был готов к поиску работы в течение трех месяцев, то уже в 2017 нормальными называли сроки в четыре – шесть месяцев.

Работодатели также увеличили время закрытия вакансии. Конкуренция среди соискателей возросла, кандидатов на место стало больше, так что руководству и кадровым отделам фирм стало тяжелее сделать выбор. Увеличилось также количество этапов отбора при найме новых работников.

Демографическая яма девяностых годов оказала влияние и на современные тенденции – это ясно показывает анализ рынка труда в России в 2018 году. Сегодня многие компании делают окончательный выбор в сторону более опытных и возрастных соискателей. В перспективе ситуация изменится – уже к 2019 – 2020 годам численность трудоспособного населения России снизится более, чем на три с половиной миллиона человек.


Не требовался или не учитывался опыт в 28% вакансий 2015 года, в 2016 только четверть работодателей допускали вероятность найма сотрудника без опыта, а в 2017 таковых осталось всего 22%.

Самая многочисленная категория вакансий – это те, где требуется опыт работы от одного до трех лет. В 2015 – 2016 гг. практически половина работодателей (48%) предпочитала нанимать новых людей с небольшим опытом, показатель остался относительно стабильным и в 2017 году – 47% (рисунок 2.1).

Рисунок 2.1 – Доля вакансий по опыту работы, Москва, 2017 год

Примечание – Источник: собственная разработка

Более значительный опыт (от трех до шести лет) требовался в 2015 году, чтобы иметь возможность претендовать на пятую часть вакансий. В 2016 аналогичный показатель увеличился до 23%, а в 2017 году составил 26% от общего числа предложений о работе.

В 2015 году только 3,5% работодателей отдавали предпочтение кандидатам с опытом работы более шести лет, в 2016 аналогичный показатель составил 4,4%, а уже к 2017 повысился до 4,7%.

Таков анализ развития рынка труда по долям вакансия по опыту работы на 2015 – 2017 годы. Последние данные (2017 год) отдельно представлены на рисунке 2.1.

Спрос на специалистов старше 35 лет исследование рынка труда показывало еще пять – десять лет назад, в последнее время работодатели стали обращать меньше внимания на возраст соискателя. Но все же руководители компаний и кадровики охотнее рассматривают кандидатов на сервисные и административные должности старше 35 – 40 лет. В отдельных сферах даже отдают предпочтение работникам старше сорока: такие соискатели реже меняют место работы и более лояльны по отношению к компании. Но, конечно, кандидатов выбирают из более подходящих по требованиям на конкурсной основе.

Несмотря на то, что после кризиса 2015 – 2016 годов конкуренция среди соискателей возросла в полтора – два раза, компаниям стало тяжелее найти подходящего сотрудника.

Часто кандидаты долго думают перед тем, как сделать решающий шаг, реже меняют место, а компании больше не переманивают высокими зарплатами.

Обозначилась и следующая тенденция: сотрудники не ждут увольнения, а переходят на новое место сами, минуя стрессовую фазу активного поиска. Так, исследование рынка труда показывает, что общее число кандидатов увеличилось, но численность тех, кто подходит работодателям, осталась на прежнем уровне.

Все это прибавило работы специалистам по подбору кадров, менеджерам и руководителям компаний.


Среднегодовой НН – индекс (соотношение резюме к вакансиям) в 2017 году составлял 9,6, в 2016 – 10,1 – это данные анализа рынка труда от агентства НН.

Сегодня же конкуренция в России (количество резюме на вакансию) составляет в среднем шесть человек на место. Это – умеренное значение, которое поворачивает рынок в пользу работодателя. За 2018 год прирост вакансий, по сравнению с предыдущим, составил 21%, прирост резюме – 14%.

На рисунке 2.2 показана динамика НН – индекса по месяцам в 2016 – 2017 годах.

Рисунок 2.2 – Динамика НН – индекса по месяцам в 2016 – 2017 годах

Примечание – Источник: собственная разработка

По состоянию на 2017 год, соотношение количества резюме к вакансиям (НН – индекс) в регионах Российской Федерации сложилось следующим образом:

  • Центральный федеральный округ – 7,1.
  • Северо – Западный федеральный округ – 6,8.
  • Южный федеральный округ – 6,4.
  • Приволжский федеральный округ – 5,7.
  • Северо – Кавказский федеральный округ – 5,3.
  • Уральский федеральный округ – 5,2.
  • Сибирский федеральный округ – 5,2.
  • Дальневосточный федеральный округ – 3,8.

В отдельных профессиональных областях индекс соотношения имеющихся резюме за июль – август 2018 г. к открытым вакансиям следующий:

  • Консультирование – 0,9. Наименьшая конкуренция, но и незначительное количество предложений, на одно место едва претендует один соискатель.
  • Сервис – 1,3.
  • Страхование – 1,4.
  • Рабочие специальности – 1,5.
  • Медицина и фармацевтика – 2.
  • Банковская сфера, инвестиции – 2,3.
  • Продажи – 2,6.
  • Автомобильный бизнес – 2,8.
  • Программирование и информационные технологии – 2,9.
  • Туристический бизнес – 3,4.
  • Специалисты по рекламе и маркетингу – 3,4.
  • Строительство и сфера недвижимости – 3,7.
  • Производственный сектор – 4.
  • Образование и наука – 5,2.
  • Логистика, перевозки и закупки – 5,3.
  • Индустрия красоты, спорт – 5,4.
  • Безопасность – 5,9.
  • Сотрудники администрации – 6,8.
  • Добывающая промышленность – 7.
  • Финансы, бухгалтерия, учет – 7,4.
  • Студенты и выпускники ВУЗов – 8,3.
  • Юриспруденция – 9,1.
  • СМИ, искусство и развлечения – 9,3.
  • Государственная служба и некоммерческие организации – 11.4.
  • Менеджеры высшего звена – 12,2. Максимальный показатель конкуренции.

Несмотря на сохранение тенденции массовых увольнений, в компаниях возрастает ценность отдельно взятого сотрудника. Сегодня большинство менеджеров и руководителей готовы обучать перспективного сотрудника, а не нанимать на более высокие должности кого – то "со стороны". Еще в 2015 – 2016 годах на открытые вакансии претендовал только один человек из штата, а сейчас уже каждое пятое предложение закрывается за счет уже действующих сотрудников.


Несмотря на то, что совсем недавно для рынка было характерно массовое сокращение штата, сегодня большинство компаний уже оптимистичнее смотрят в будущее. В 2018 году только 12 – 14% работодателей продолжили сокращение персонала. Если увольнения и продолжатся, то только в рамках повышения эффективности компании: расставаться будут с теми, кто показывает плохие результаты или не справляется со своими обязанностями.

Исследование рынка труда в России показывает, что в лидерах по количеству открытых вакансий сейчас государственный сектор и некоммерческие организации (за текущий год по отношению к предыдущему количество предложений увеличилось на 118%). Положительная динамика сохраняется также:

  • по рабочим профессиям (83%);
  • в добывающей промышленности (68%);
  • производстве (54%);
  • фармацевтике и медицине (51%);
  • автомобильном секторе (49%);
  • сервисе (47%);
  • сфере искусства,
  • развлечений и масс – медиа (47%);
  • логистике и закупках (38%);
  • фитнесе, индустрии красоты и спорте (34%);
  • образовании и науке (34%);
  • туристическом бизнесе (34%);
  • в юриспруденции (33%);
  • сфере домашнего персонала (31%);
  • в строительстве и сфере недвижимости (31%).

"В плюсе" программисты, менеджеры по управлению персоналом, маркетингу и рекламе, административный персонал, продавцы, бухгалтера, топ – менеджеры.

Количество вакансий в 2018 году уменьшилось в консультировании и страховании. В связи с возросшей инфляцией число покупок страховых программ уменьшилось, следовательно, упал спрос и на страховых агентов. Спрос на этих специалистов падал и ранее, практически на 30% в 2017 по отношению к 2016 году.

Исследование рынка труда за 2017 год по профессиям показывает, что увеличилось количество соискателей на "рабочие" места (на 60% по сравнению с 2016 годом). Также растет численность кандидатов на домашний персонал (39%), государственную службу и в некоммерческие организации (31%), в области медицины и фармацевтики (31%), образования и науки (30%), безопасности (27%), сервиса (26%), консультирования (30%). Возросло количество резюме работников добывающей промышленности (22%), в области логистики и транспорта (22%) закупок (22%), в искусстве, развлечениях, СМИ и масс – медиа (те же 22%), туристическом секторе (20%).

Меньше соискателей стало только среди страховых агентов ( – 1%), но риски сохраняются в банковском секторе (рост составил всего 2%), информационных технологиях и бухгалтерии (6%), сфере управления персоналом (5%).

В то же время за 2017 год больше всего резюме (в численном, а не в процентном отношении) было размещено студентами, продавцами и менеджерами по продажам, администраторами, бухгалтерами, программистами, логистами и водителями, специалистами по маркетингу и рекламе – такие данные предоставляет исследование рынка труда в России.