Файл: «Специфика маркетинговых исследований на рынке труда».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем, очень важна роль также и частных кадровых агентств, рекрутинговых служб. Если между ними и государственными структурами, которые призваны обеспечивать занятость населения, будет налажено конструктивное взаимодействие, то это непременно сыграет положительную роль в развитии рынка труда города. Частные и государственные организации в этом смысле не должны быть конкурентами [16, .с 741].

3.3 Специфика российского рынка труда

Рассмотрим специфику российского рынка труда. Какими особенностями характеризуется рынок труда в России? Интересно, к примеру, обратить внимание на структуру востребованности сотрудников по тем или иным отраслям. Есть аналитические исследования, в которых отмечается, что, в частности, наибольший спрос на рынке труда прослеживается в сфере торговли, закупок и снабжения.

Следующая в "рейтинге" востребованности отрасль – производство. Достаточно популярны строительная, транспортная отрасли, сырьевая сфера. В числе самых перспективных и приоритетных для государства, что обусловлено известными политическими событиями – сельское хозяйство.

При этом структура предложений от соискателей вакансий несколько иная. В одном из исследований говорится, в частности, о том, что касательно сферы торговли, где востребованность в персонале самая высокая, наблюдается дефицит предложений от кандидатов на трудоустройство.

Достаточно сбалансированной выглядит ситуация в сфере транспорта. В числе самых конкурентных сфер, в которых количество предложений заметно больше, чем число вакансий – госслужба, юриспруденция, финансовая отрасль, СМИ, высший менеджмент [18, .с 85].

Рассмотрим основные проблемы рынка труда России. Так, отмеченные выше закономерности отражают собой достаточно заметную проблему, характерную для рынка труда России – дисбаланс между потребностями работодателей и предложением соответствующих трудовых ресурсов, определяемым пожеланиями граждан.

В каких – то отраслях специалистов не хватает, в других – соискателей гораздо больше, чем вакансий. Занятость и безработица – сферы, решение сложностей в которых требует повышенного внимания к рассматриваемой проблеме, причем как со стороны бизнеса, так и с точки зрения активностей государства.

Ситуация, которая сложилась на российском рынке труда вызвана самыми разными факторами. В числе ключевых выделяется спад промышленности в 90 – е годы и, как следствие, падение популярности профессий, связанных с производством и "реальным сектором" экономики. Молодые люди стали осваивать именно те специальности, которые сейчас относятся к числу не самых востребованных.


Еще одна особенность рынка труда в России: граждане Российской Федерации, согласно некоторым исследованиям, склонны часто менять работу.

Правда, есть версия, что это скорее положительный тренд: он говорит о том, что открываются новые предприятия, способные предлагать все более конкурентные условия оплаты труда.

Вместе с тем, есть мнения, что подобная ситуация может нести в себе также и негативный эффект. По их мнению, зарплаты в России не всегда соответствуют реальной производительности труда, и компании не всегда просчитывают соотнесение расходов на зарплату с перспективами выручки.

Завлекая с рынка специалистов на более высокую оплату труда, фирмы, в случае проявления неких кризисных трендов, могут столкнуться со значительными трудностями в финансовом обеспечении кадров [3, .с 102].

Российское государство так или иначе стремится к тому, чтобы занятость и безработица были управляемыми категориями, чтобы их динамика была подконтрольна политическим институтам и соответствовала приоритетам социально – экономического и политического развития страны. Каковы факторы, которые непосредственным образом могут влиять на успешность ведения государственной политики в сфере труда, если говорить о России? Выделяют следующие.

Во – первых, рынок труда и занятость населения в России во многом определяются структурой национальной экономики, которая, в свою очередь, зависит от приоритетов государства. Сейчас многими национальная хозяйственная система Российской Федерации оценивается как в значительной мере зависящая от экспорта сырья, а также от бюджетной поддержки (которая, в свою очередь, во многом зависит от доходов от продажи за рубеж соответствующих продуктов). Чтобы занять как можно больше людей, государство должно способствовать развитию несырьевых отраслей.

Во – вторых, рынок труда и политика занятости в Российской Федерации во многом зависят от качества функционирования институтов политического управления, причем не столько на федеральном уровне, сколько как раз таки на региональном, и в значительной степени – на муниципальном.

Многие проблемы связаны, в частности, не с качеством законодательства, а с уровнем его исполнения в конкретных субъектах, городах, районах. За это отвечают местные власти. За тем, как работает конкретный центр занятости населения в том или ином населенном пункте, федеральный законодатель следить не может.

В – третьих, решение проблем, связанных с занятостью граждан, во многом зависит от качества национальной системы образования. Здесь, возможно, имеет смысл обратить внимание на советский опыт в обучении по ключевым для экономики страны специализациям, от которого, в силу ряда причин, многие образовательные учреждения России решили отказаться. Безусловно, лучшие практики обучения, применяемые в западных странах, также заслуживают внимания, и их целесообразно внедрять в российских школах, средних специальных учебных учреждениях, вузах [6, .с 118].


Таким образом, ситуация, которая сложилась сегодня на российском рынке труда, вызвана самыми разными факторами. В числе ключевых можно выделить спад промышленности в 90 – е годы и, как следствие, падение популярности профессий, связанных с производством и "реальным сектором" экономики.

Современный рынок труда – особая экономическая сфера, играющая важнейшую роль в национальной хозяйственной системе России. Исследователями чаще всего изучаются такие его категории, как зарплата, уровень занятости граждан, безработица, динамика возникновения вакансий, перераспределение рабочих мест по отраслям.

Заключение

Маркетинговая деятельность строится на основе специальных рыночных исследований и сборе необходимой для их проведения информации. Потоки этой информации упорядочиваются определенными исследовательскими процедурами и методами. Осуществление маркетинга на рынке предполагает последовательное проведение ряда операций, составляющих содержание его процедур.

Исходным пунктом маркетинга выступает постановка его цели – формирование предмета маркетингового исследования (например, оценка того, почему происходит рост текучести кадров на отдельных предприятиях или падает престиж отдельных профессий, чем обосновано обострение проблемы спроса на отдельные виды специалистов и др.). Без четкого обоснования проблемы исследования в ходе его осуществления можно собрать ненужную и дорогостоящую информацию. Поэтому качественное выполнение этой операции ориентирует на сбор и анализ конкретной информации, пригодной для принятия соответствующего решения на рынке труда.

Так, ожидается, что 2018 год станет для российского рынка труда переломным. Компании в дальнейшем будут стремиться нанимать только высококвалифицированных сотрудников, а действующих поставят в такие условия, что придется либо развиваться вместе с фирмой, либо уходить.

Исследование рынка труда Российской Федерации показывает, что почти половина сотрудников крупных компаний в течение 2017 года сами меняли место работы или наблюдали сокращение кадровых резервов. Волна увольнений прямо или косвенно коснулась большинства трудовых кадров. Четверть участников исследования сообщили, что в компаниях снизились оклады и премии. Но даже недовольные работники не спешат увольняться и менять место работы.

Вместе с увеличением количества сокращенных сотрудников, анализ ситуации на рынке труда показал увеличение конкуренции, а ведь быть новичком в чужой компании – это большой риск попасть под очередное сокращение. Количество резюме на крупнейших сайтах вакансий за последние три года сокращается, люди редко увольняются по собственному желанию, а поиск нового места ведут достаточно пассивно.


Так, исследование рынка труда показывает, что в дальнейшем специалистам необходимо будет повышать свой профессиональный уровень, чтобы остаться "на плаву".

Список использованных источников

  1. Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно – практическое пособие / В.В. Травин, В.А. Дятлов. – М.: Дело, 2013. – 272 с.
  2. Маслов Е.В. Управление конкурентоспособностью персонала / Е.В. Маслов. – Новосибирск: НГУЭУ, 2016. – 302 с.
  3. Разумова Т.О., Рощин С.Ю. Экономика труда. Учебник. / Т.О. Разумова, С.Ю. Рощин. / – М.: ИНФРА – М, 2014. – 400 с.
  4. Резник С.Д. Управление персоналом. Практикум / Учеб. пособие. / С.Д. Резник, И.А. Игошина, К.М. Кухарев. – М.: ИНФРА – М, 2012. – 256 с.
  5. Ржаницына Л.С. Цена рабочей силы в условиях рынка. / Л.С. Ржаницына. – М.: Профиздат, 2013. – 111 с.
  6. Савенкова Т.П. Маркетинг персонала / Т.И. Савенкова, Т.П. Савенкова. – М: Экономист, 2016. – 432 с.
  7. Саруханов Э. Маркетинг рабочей силы: социально – экономический анализ. / Э. Саруханов, С. Сотникова – СПб.: Изд – во СПбУЭФ, 2015. – 246 с.
  8. Сербиновский Б.Ю. Управление персоналом: Учеб. пособие / Б.Ю. Сербиновский, С.И. Самыгина. – М.: Приор, 2017. – 468 с.
  9. Сотникова С.И. Экономико – организационные основы управления маркетингом рабочей силы / С.И. Сотникова / Новосибирская акад. экон. и упр – я. – Новосибирск, 2015. – 183 с.
  10. Старобинский Э.А. Кадровая политика за рубежом / Э.А. Старобинский / Управление персоналом. - 2018. – №10. – С. 18 – 21.
  11. Столярова В.А. Функции и оценка результатов труда работников аппаратов управления: (Социально – экономические проблемы служащих предприятий и органов государственного управления в условиях рынка). – М.: Экономика, 2014. – 562 с.
  12. Тебекин А.В. Управление персоналом / А.В. Тебекин. – М.: КноРус, 2017. – 624 с.
  13. Токун Л.А. Маркетинг в работе предприятий частнопредпринимательского сектора / Л.А. Токун // Российский экономический журнал. – 2018. – №8. – С. 17 – 24.
  14. Томилов В.В. Маркетинг рабочей силы / В.В. Томилов, Л.Н. Семеркова. – СПб.: СПбУЭФ, 2014. – 184 с.
  15. Управление персоналом в условиях социальной рыночной экономики / Под научной ред. проф., д – ра Р. Марра, д – ра Г. Шмидта. – М.: Изд – во МГУ, 2017. – 480 с.
  16. Управление персоналом организации. Учебник под ред. А.Я. Кибанова. – 2 – е издание – М.: Инфра – М, 2016. – 1092 с.
  17. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента / Э.А. Уткин. – М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство ЭКМОС, 2014. – 352 с.
  18. Федцоф В.Г. Практика управления персоналом предприятия / В.Г. Федцоф, Г.Г. Юдина. – М.: А – Приор, 2013. – 254 с.
  19. Хатунцев А.Н. Маркетинговые исследования рынка профессиональных знаний и навыков: карьерное планирование / А.Н. Хатунцев // Маркетинг в России и за рубежом. – 2018. – №1 (33). – С.42 – 59.
  20. Шкатулла Д.У. Кадровая политика в современных условиях / Д.У. Шкатулла // Библиотека журнала Кадры. – 2017. – №47. – С – 91 – 99.