Файл: «Управление рабочим стрессом: индивидуальные и организационные методы (на конкретном примере).».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для борьбы со стрессом в 1922 году чикагский врач Э Джейкобсон предложил метод прогрессивной мышечной релаксации. Он выдвинул предположение, что посредством произвольного самовнушения напряженность определенной группы мышц может избирательно влиять на отрицательные эмоции.

Метод прогрессивной мышечной релаксации лег в основу предложенной Й.Шульцем в 1932 году методики аутотренинга, при котором за счет самовнушения достигается состояние расслабления – релаксации [1; 99]. В рамках этой методики можно также проводить лечебные сеансы, направленные на улучшение тех или иных функций организма: регуляцию пульса, дыхания и т.д. С. Гремлинг и С.Ауэрбах, П. И. Сидоров с соавторами предлагают свои методики психической саморегуляции с помощью глубокого дыхания, противострессового дыхания [17; 68].

Давно замечено, что для людей, испытывающих стресс, может быть полезна глубокая релаксация в сочетании с мягкой физической нагрузкой при занятиях восточными практиками, в том числе йогой [6; 41].

Для лечения проявлений хронического стресса применяются разнообразные методики когнитивно-поведенческого направления психотерапии. Среди основных постулатов этого направления – утверждения, что эмоции и поведение зависят от восприятия жизненных обстоятельств, а самочувствие определяется не событием, а способом его истолкования. Так в ходе рационально-эмотивной терапии происходит изменение иррациональных установок на рациональные.

М. Маккей приводятся ряд эффективных и оригинальных методов и техник для управления психоэмоциональным состоянием, таких как, например [36; 19]:

    • Метод остановки мыслей («Мысленный стоп»), разработанный Тейлором в 1963 году, который состоит в том, что в момент появления неадаптивных мыслей, человек произносит про себя слово «стоп», с которым условно рефлекторно связывается тормозящий мысли эффект. Суть метода в том, что в случае появления у пациента тревожных мыслей, терапевт громко произносит: «Стоп!», а пациент представляет себе красный сигнал светофора. После этого пациенту предлагается воссоздать в своем воображении картину, вызывающую у него положительные эмоции. В начале слово «стоп» произносит психотерапевт, а потом – пациент (сначала вслух, а потом про себя);
    • Метод имплозивной терапии. Цель метода имплозивной терапии («наводнения в воображении») – «вызвать в воображении переживание интенсивного страха, которое приведет к уменьшению последнего в реальной ситуации»
    • Метод кататимных переживаний. Этот метод помогает снизить проявления тревожности. Основа метода – свободное образное фантазирование на заданную психотерапевтом тему. Психотерапевт выполняет при этом контролирующую, сопровождающую, направляющую функцию.

Еще одной техникой поведенческой психотерапии является метод парадоксальной интенции, разработанный В. Франклом [50; 49].

Пациенту предлагается сделать именно то, что вызывает у него страх, стремясь вызвать у него ироничное отношение к своему недугу. Кроме этого, можно выделить для пациента разрешенный получасовой «период беспокойства», который будет иметь место ежедневно в одно и то же время в одном и том же месте, в другое время – беспокойства допускать не следует.

Иногда в основе стресса лежат ригидные, нереалистичные, негативные глубинные убеждения– фундаментальные представления о самом себе. Для преодоления стресса, вызванного деформированными глубинными убеждениями существуют методики когнитивной психотерапии «Журнал мыслей», «Лестница», «Тематический анализ», «Изменение глубинных убеждений с помощью визуализации», основанные на работах А.Бека, А. Фримана и др.

Для снижения тревожности и купирования невротических состояний при стрессе показан также метод гипносуггестивной психотерапии. По мнению Р.Д. Тукаева применение гипнотерапии в лечении неврастении, как следствия перенесенного стресса, отличается стопроцентной эффективностью [44; 57].

Целью личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии является (по Карвасарскому) «создание личности, способной к разрешению внешних и внутренних конфликтов путем изменения системы отношений. В процессе лечения в сознании пациента выстраивается определенная последовательность звеньев новой концепции его состояния (симптоматика -эмоциональные факторы или патогенные ситуации - личностные позиции или отношения – невротический конфликт- потребности или мотивы)» [43; 73]. Последнее время практикуется применение личностно-ориентированная психотерапия не только индивидуально, но и в группе. Этот метод является эффективным потому, что позволяет реконструировать и проработать реальные жизненные ситуации в безопасном для пациента поле взаимодействия членов группы как между собой, так и с включением в групповую динамику психотерапевта.

Для изменения своего отношения к стрессовой ситуации и формирования новых более эффективных моделей адаптивного поведения существуют методики скрытого моделирования, скрытой сенситизации и практика осознанности. Пятиэтапная методика управления гневом – одной из самых разрушительных и физически вредных эмоций была разработана Р. Новако.

Широкие возможности для совладания с разными проявлениями стресса (нервный срыв, нервная анорексия, нарушения сна, алкоголизм, суицидальные попытки и др.) предоставляет позитивная психотерапия. В ее арсенал входят стратегии позитивного толкования стрессовой ситуации, пятиступенчатой модели лечения, релаксационных тренингов, использования опоры на личные позитивные ресурсы пациента. Важное значение имеет переформатирование проблемы из источника стресса в источник положительного опыта и ориентация на будущее, путем перевода проблемы в цель.


Для страдающего от стресса человека имеет большое значение взаимоотношения внутри его социальной системы. Техники позитивной психотерапии позволяют сменить и переориентировать схему дезадаптивных отношений с конфронтации на сотрудничество.

Для восстановления нервной системы, снятия переутомления и профилактики стресса также используются практики арт-терапии (например, метод «Мандала», гештпльттерапии и др.).

2) Межличностный уровень помощи при стрессе. Целью оказания помощи страдающему от стресса и синдрома эмоционального выгорания на межличностном уровне является оптимизация взаимоотношений с коллегами, клиентами (пациентами), членами семьи, т.к социальная поддержка является важным средством борьбы со стрессом и его последствиями. Необходимо стараться больше времени проводить с членами семьи, друзьями. Для профилактики конфликтных ситуаций, служащих одним из источников стресса, проводится оптимизация взаимодействия в коллективе. При этом выявляются неадаптивные особенности поведения, подлежащие коррекции: стремление во всех случаях доминировать, излишняя принципиальность и категоричность, стремление к благосклонности со стороны всех без исключения коллег, руководства, клиентов. Там же предлагаются управленческие стратегии по профилактике конфликтных отношений, их преодолению и нормализации рабочей обстановки. Для профилактики эмоционального выгорания врачей-психотерапевтов применяются занятия в балинтовских группах, где происходит проработка трудных случаев взаимоотношений «врач-больной». Такие занятия помогают врачу прояснить его собственные чувства и отношение к пациенту.

3). Организационный уровень помощи при стрессе. Целью управления стрессом на организационном уровне является снижение количества и (или) интенсивности стрессоров. Для этого следует предпринимать усилия по изменению рабочей среды. В некоторых случаях следует сделать акцент на изменении ролевых функций и (или) структуры организации. Так Купер, Дэйв и Драйскол для снижения рабочих стрессовых нагрузок предлагают следующие стратегии на организационном уровне:

- реорганизация уровней власти;

- реструктурирование организационных единиц;

- увеличение количества работников, участвующих в принятии решений;

- введение справедливой системы поощрений;

- создание поддерживающего климата в организации.


ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ООО «ПУМА-РУС»

2.1. Организация исследования: цель и задачи, методики исследования.

Цель: сравнить уровень стрессоустойчивости личности администраторов и администраторов-кассиров с уровнем стрессоустойчивости личности продавцов и кладовщиков компании ООО «Пума-Рус».

Для достижения поставленной цели нами предусматривалось решение следующих задач:

  1. Выбрать методики для исследования.
  2. Провести эмпирическое исследование сотрудников компании ООО «Пума-Рус» по отобранным методикам и обработать полученные результаты.

Гипотеза: мы предполагаем, что адмиистраторы и администраторы-кассиры будут характеризоваться большим уровнем стрессоустойчивости личности, чем продавцы и кладовщики.

Объект исследования: сотрудники компании ООО «Пума-Рус».

Предмет исследования: стрессоустойчивость личности сотрудников компании ООО «Пума-Рус».

База исследования: исследование проводилось на базе компании ООО «Пума-Рус». Исследование проводилось с сотрудниками розничной торговли. В нем принимали участие две выборки респондентов:

1 группа: администраторы – 8 человек

администраторы - кассиры – 8 человек;

2 группа: продавцы – 10 человек

кладовщики – 6 человек.

Группы выборки распределены именно таким образом, поскольку специалисты этих должностей являются представителями розничной торговли, работают с людьми и являются материально ответственными. Администраторы и администраторы – кассиры находятся на позиции менеджеров в компании, а продавцы и кладовщики на позиции исполнителей. Также, для наибольшей объективизации результатов учитаны схемы графиков работы: администраторы и админисираторы – кассиры (в дальнейшем - кассиры) работают «2 через 2»: смена составляет 11 часов и 1 час обеда, а продавцы и кладовщики имеют гибкий график работы, составляющийся заранее директором магазина на месяц, смена составляет 9 часов, из них 1 час обеда. А график работы имеет значимый коэффициент стрессогенности для сотрудников.


Программа исследования:

  1. Формирование двух групп сотрудников для проведения исследования.
  2. Выбор психодиагностических методик.
  3. Сбор данных с помощью отобранных методик.
  4. Обработка и интерпретация результатов, полученных в результате исследования.
  5. Сравнение результатов исследования, полученных в двух изучаемых группах сотрудников.

Методики исследования:

1. Инвентаризация симптомов стресса (Т. Иванченко и соавторы) (см. Приложение 1) [12; 29].

2. Шкала организационного стресса. (Маклин, русскоязычная адаптация Н. Водопьяновой) (см. Приложение 2) [12; 11].

3. Опросник "Профессиональное выгорание" (русскоязычная версия Н. Водопьяновой, Е. Старченковой) (см. Приложение 4) [12; 144].

4. Тест "Персональная компетентность во времени" (Н. Водопьянова) (см. Приложение 5) [12; 189].

Для определение степени значимости различий результатов в первой и второй группах используем U-критерий Манна-Уитни.

2.2. Результаты исследования

1. Инвентаризация симптомов стресса (Т. Иванченко и соавторы) (см. Приложение 1).

Средний балл, отражающий уровень самооценки стрессогенности в рабочей ситуации администраторов и кассиров составляет 53, что соответствует высокому уровню, у продавцов и кладовщиков составляет 40, что соответствует среднему уровню стрессогенности на рабочем месте.

Распределение респондентов по уровням самооценки стрессогенности в рабочей ситуации представленно на рисунке 1.

Рис.1. Сравнительные данные самооценки частоты, проявления и степени подверженности негативным последствиям стресса

Результат: UЭмп = 26

Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

66

83

Полученное эмпирическое значение Uэмп(26) находится в зоне значимости.

Данные результаты указывают на то, что стрессовые ситуации чаще встречаются у администраторов и кассиров. Специфика их работы в большей степени предполагает частое проявление стрессовых и сложных ситуаций на рабочем месте, нежели у продавцов и кладовщиков, что указывает на то, что личности администраторов и кассиров в большей мере подвержены состоянию стресса и чаще испытывают подобное эмоциональное состояние.