Файл: «Управление рабочим стрессом: индивидуальные и организационные методы (на конкретном примере).».pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ, КАК КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ
1.1 Методология стрессоустойчивости как качества личности
1.2. Особенности и способы повышения стрессоустойчивости личности
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ ООО «ПУМА-РУС»
2.1. Организация исследования: цель и задачи, методики исследования.
Обработка и интерпретация результатов: подсчитывается общее количество набранных баллов.
До 30 баллов. Вы живете спокойно и разумно, справляетесь с проблемами, которые преподносит жизнь. Вы не страдаете ни ложной скромностью, ни излишним честолюбием. Однако советуем вам проверить свои ответы вместе с хорошо знающим вас человеком: люди, имеющие такую сумму баллов, часто видят себя в розовом свете.
31–44 баллов. Для вашей жизни характерны активная деятельность и напряжение. Вы подвержены стрессу как в положительном смысле слова (стремитесь добиться чего-либо), так и в отрицательном (хватает проблем и забот). По всей видимости, вы и впредь будете жить так же, постарайтесь только выделить немного времени для себя.
45–59 баллов. Ваша жизнь — непрекращающаяся борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Вы довольно зависимы от чужих оценок, что постоянно держит вас в состоянии стресса. Подобный образ жизни, может быть, приведет вас к успеху на личном фронте или в профессиональном отношении, но вряд ли это доставит вам радость. Все утечет, как вода сквозь пальцы. Избегайте ненужных споров, подавляйте гнев, вызванный мелочами, не пытайтесь всегда добиться максимума, время от времени отказывайтесь от того или иного плана.
Более 60 баллов. Вы живете, как шофер, который жмет одновремен но и на газ, и на тормоз. Поменяйте жизненный уклад. Испытываемый вами стресс угрожает и вашему здоровью, и вашему будущему. Если перемена образа жизни представляется вам невозможной, постарайтесь хотя бы отреагировать на рекомендацию.
Приложение 2
Шкала организационного стресса. (Маклин, русскоязычная адаптация Н. Водопьяновой)
Применение методики: данная шкала измеряет восприимчивость к организационному стрессу (ОС), связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил. Чем выше показатель ОС, тем больше уязвимость к рабочим стрессам, чаще переживания дистресса, таких стресссиндромов, как психическое выгорание, хроническая усталость, синдром менеджера. Высокий уровень ОС связан с предрасположенностью к поведению типа «А».
Методика позволяет определить общий индекс ОС и пять дополнительных показателей:
• способность самопознания (когнитивность);
• широта интересов;
• принятие ценностей других;
• гибкость поведения;
• активность и продуктивность деятельности.
Опросник:
№ п/п |
Утверждение |
Абсолютно верно (всегда) |
Верно в большинстве случаев |
Нечто среднее |
Не совсем верно/ скорее неверно |
Абсолютно неверно (никогда) |
1. |
При возникновении проблем я незамедлительно начинаю активно действовать |
|||||
2. |
После окончания рабочего дня я продолжаю думать о незавершенных или предстоящих рабочих делах |
|||||
3. |
Я работаю с интересными и достойными людьми, уважаю их чувства и мнения |
|||||
4. |
Я хорошо знаю свои собственные слабости и сильные качества, помогающие мне в работе |
|||||
5. |
В нашей организации работает довольно много людей, с которыми у меня теплые и доверительные отношения |
|||||
6. |
Мне нравится много работать, я получаю удовольствие от своей работы |
|||||
7. |
На работе мне часто неинтересно, я работаю только из-за денег |
|||||
8. |
Мне интересно встречаться, разговаривать и работать с людьми различных мировоззрений, отличающихся от моих точек зрения |
|||||
9. |
Часто в моей работе я берусь за большее, чем могу успеть сделать в реальное время |
|||||
10. |
В выходные дни я активно отдыхаю |
|||||
11. |
Я могу работать продуктивно только с теми, кто близок мне по духу (культуре, интересам, менталитету), или с теми, кто похож на меня |
|||||
12. |
Я работаю прежде всего для того, чтобы заработать себе на жизнь, а не потому, что я получаю удовольствие от своей работы |
|||||
13. |
В моей работе я всегда действую рационально, четко определяю приоритеты (первостепенные задачи) |
|||||
14. |
На работе я часто вступаю в спор с людьми, которые думают иначе, чем я |
|||||
15. |
Я испытываю беспокойство по поводу сохранения своей работы |
|||||
16. |
В моей жизни кроме работы я успеваю заняться многими другими интересными для меня делами в различных областях (развлечения, хобби, творчество…) |
|||||
17. |
Я расстраиваюсь, когда дело не получается так, как я хочу |
|||||
18. |
Часто я не знаю, как настоять на своем в спорных вопросах |
|||||
19. |
Я легко (без особого напряжения) нахожу выход из проблемных (трудных) рабочих ситуаций, мешающих мне достичь поставленных целей (задач) |
|||||
20. |
Я часто не согласен(а) с моим непосредственным начальником или вышестоящими руководителями |
Обработка и интерпретация результатов. В соответствии с общим «ключом» подсчитывается общее количество баллов — общий индекс ОС. Чем меньше его величина, тем выше толерантность к стрессу и устойчивость продуктивной деятельности.
ОС больше 50 баллов — высокая восприимчивость к организационному стрессу и предрасположенность к поведению типа «А» (по Фридману).
ОС в интервале 49–40 баллов — средняя стресстолерантность и предрасположенность к поведению типа «AБ» (промежуточный тип поведения).
ОС меньше 39 баллов — высокая толерантность к организационному стрессу и предрасположенность к поведению типа «В» — «иммунному» типу поведения.
Полезную информацию для разработки антистрессовых мероприятий, направленных на коррекцию персональной восприимчивости организационных стрессов, может дать сравнительный анализ показателей пяти субшкал.
Общий «Ключ»:
Утверждение |
Абсолютно верно (всегда) |
Верно в боль- шинстве случаев |
Нечто среднее |
Не совсем верно/ скорее неверно |
Абсолютно неверно (никогда) |
1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
2 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
3 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
7 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
9 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
10 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
11 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
12 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
13 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
14 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
15 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
16 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
17 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
18 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
19 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
20 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
1. Способность самопознания (когнитивность): утверждения 4, 9, 13, 18.
2. Широта интересов: утверждения 2, 5, 7, 16.
3. Принятие ценностей других: утверждения 3, 8, 14, 20.
4. Гибкость поведения: утверждения 1, 11, 17, 19.
5. Активность и продуктивность: утверждения 6, 10, 12, 15.
Ответы на утверждения субшкал оцениваются также в соответствии с общим «ключом».
Приложение 3
Опросник "Профессиональное выгорание" (русскоязычная версия Н. Водопьянова, Е. Старченкова)
Применение теста: определить, какие переживания возникают у специалистов розничной торговки, уровень профессионального выгорания..
Инструкция: Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 — «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 — «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.
Вариант опросника «ПВ» для продавцов розничной торговли
1 |
В конце рабочей недели я чувствую себя эмоционально опустошенным(ной), без ярких эмоций и чувств |
1 2 3 4 5 6 |
2 |
К концу рабочего дня я чувствую усталость и полное изнеможение |
1 2 3 4 5 6 |
3 |
Когда я прихожу на работу, у меня портится настроение, я считаю часы и минуты до конца рабочего дня |
1 2 3 4 5 6 |
4 |
Я хорошо понимаю покупателей и всегда могу заинтересовать их ассортиментом товаров отдела, в котором я работаю |
1 2 3 4 5 6 |
5 |
Меня раздражают многие покупатели |
1 2 3 4 5 6 |
6 |
Я чувствую себя энергичным(ой) и эмоционально воодушевленным(ой)* |
1 2 3 4 5 6 |
7 |
Я умею находить правильное решение в сложных (конфликтных) ситуациях |
1 2 3 4 5 6 |
8 |
Я чувствую упадок сил и потерю интереса к моей работе |
1 2 3 4 5 6 |
9 |
Я могу повлиять на выбор товаров покупателями и на их решение приобрести наши товары |
1 2 3 4 5 6 |
10 |
В последнее время я предпочитаю быть более отстраненным и бесчувственным по отношению к тем, с кем мне приходится работать |
1 2 3 4 5 6 |
11 |
Люди, с которыми мне приходится работать, не интересны для меня. Они скорее утомляют, чем радуют меня |
1 2 3 4 5 6 |
12 |
Я работаю с удовольствием, и у меня много планов на будущее, связанных с моим профессиональным развитием. Я верю в их осуществление |
1 2 3 4 5 6 |
13 |
Я чувствую все больше жизненных разочарований |
1 2 3 4 5 6 |
14 |
Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше |
1 2 3 4 5 6 |
15 |
Меня раздражают покупатели, которым приходится слишком много объяснять или показывать. Я предпочитаю свести общение с ними до минимума |
1 2 3 4 5 6 |
16 |
Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех |
1 2 3 4 5 6 |
17 |
Я легко нахожу общий язык с любыми покупателями |
1 2 3 4 5 6 |
18 |
Мне нравится моя работа |
1 2 3 4 5 6 |
19 |
Я доволен(на) моими жизненными и профессиональными успехами (достижениями) |
1 2 3 4 5 6 |
20 |
Я чувствую себя на пределе возможностей |
1 2 3 4 5 6 |
21 |
Я смогу еще многого достичь в своей жизни |
1 2 3 4 5 6 |
22 |
Я часто выполняю не свои обязанности в ответ, не получая ничего |
1 2 3 4 5 6 |
Обработка и интерпретация результатов. В соответствии с общим «ключом» подсчитывается сумма баллов для каждого субфактора.
Оценка степени выгорания может осуществляться как для каждого отдельного показателя, так и по интегральному показателю. Для этого складываются шкальные оценки трех показателей (субфакторов, представленных в табл. Уровни показателей выгорания) и соотносятся с тестовыми нормами.
Уровни показателей выгорания:
Субшкала |
Группы |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Высокий уровень |
Очень высокий уровень |
Шкальные оценки |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
5 баллов |
|
Эмоциональное истощение |
Мужчины |
5-15 |
16-24 |
25-34 |
Больше 34 |
Женщины |
6-16 |
17-25 |
26-34 |
Больше 34 |
|
Деперсонализация/ цинизм |
Мужчины |
2-4 |
5-12 |
13-15 |
Больше 15 |
Женщины |
1-4 |
5-10 |
11-13 |
Больше 14 |
|
Профессиональная успешность |
Мужчины |
37-48 |
34-28 |
27-23 |
22 и меньше |
Женщины |
37-48 |
35-28 |
27-22 |
21 и меньше |
Тестовые нормы для интегрального показателя выгорания:
Низкая степень – 3-4 балла
Средняя степень - 5-6 баллов
Высокая степень - 7-9 баллов
Крайне высокая степень – 10 баллов и более
Общий «ключ»:
Субшкала |
№ утверждения |
Максимальная сумма баллов |
Эмоциональное истощение |
1, 2, 3, 6*, 8, 13, 14, 16, 20 |
54 |
Деперсонализация |
5, 10, 11, 15, 22 |
30 |
Профессиональная успешность (редукция персональных достижений) |
4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 |
48 |