Файл: «Управление рабочим стрессом: индивидуальные и организационные методы (на конкретном примере).».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стрессовые реакции могут быть физическими, психологическими и поведенческими [17; 67].

К физическим стрессовым реакциям относятся хроническая усталость, колебания в весе, потеря аппетита или, наоборот, неутолимый голод, бессонница, нарушения артериального давления и т.п.

К психологическим реакциям относятся нарушения памяти, сосредоточения, беспричинное беспокойство, отсутствие интереса к сексу, чувство одиночества.

К поведенческим – потеря интереса к своей внешности, злоупотребление алкоголем, успокоительными препаратами, чрезмерное курение и пр.

Все три типа реакций могут сочетаться, особенно, если воздействие стрессоров достаточно интенсивно. Например, поездка в летний день в душной электричке может вызвать физическую реакцию (головокружение), психологическую (подавленное настроение) поведенческую (раздражительность и высокую готовность к конфликту).

К физическим реакциям на угрожающее событие или опасную ситуацию относятся учащение сердцебиения, потливость, дрожь в мышцах и другие телесные проявления. Такое реагирование должно подготовить организм к встрече или бегству от внезапной угрозы (реакция борьба-бегство). При снижении опасности эти симптомы устраняются [36; 62].

Психологические стрессовые реакции делятся на эмоциональные и когнитивные [17; 71].

1). Эмоциональные стрессовые реакции.

Физические реакции на стресс обычно сопровождаются эмоциональными. Наиболее распространенными из них являются: тревога (страх), гнев, тоска (депрессия). В большинстве своем эмоциональные стрессовые реакции проходят вскоре после прекращения действия стрессора. Например, после сдачи ответственного задания тревога сменяется облегчением и даже эйфорией. Однако, если стрессоры действуют долго, то человек начинает испытывать нервное истощение, нарастают чувство усталости, депрессия и безнадежность. Нередко постоянное эмоциональное возбуждение становится таким привычным, что затруднительно уже определить причину этого постоянного чувства напряжения и тревоги. В этом случае может развиться генерализованное тревожное расстройство («свободно витающий страх»). В других случаях человек, который держит долгое время под контролем очевидные эмоциональные стрессовые реакции, может внезапно испытать сильный приступ тревоги или паники по непонятным для него причинам («паническое расстройство»).

2). Когнитивные стрессовые реакции.

Когнитивные стрессовые реакции проявляются в виде ухудшения памяти, мыслительных функций, расстройства речи, снижения способности к концентрации. Для тревожных, мнительных, неуверенных в себе людей характерна реакция катастрофизации (драматизации) – преувеличение последствий отрицательных событий или застревание на них. Когнитивные реакции на стрессоры могут сами создавать дополнительные стрессовые реакции. Так во время аттестации, у некоторых хорошо подготовленных, но тревожных сотрудников возникают когнитивные проблемы: «ступор», ухудшение памяти и скорости реакции, что может привести к неудаче.


Другие когнитивные реакции действуют в направлении уменьшения действия стрессоров. Психологические реакции, призванные защитить человека от тревоги и других негативных переживаний, сопровождающих стресс, З. Фрейд назвал «механизмами психологической защиты». К ним относятся отрицание, вытеснение, интеллектуализация, замещение, проекция и пр. [21; 41].

Таким образом, физические и эмоциональные реакции сигнализируют о неблагополучии, а когнитивные реакции могут заглушать эти сигналы, не давая человеку развить стратегии преодоления стресса или ликвидировать его источники. К счастью, многие люди демонстрируют рациональные и конструктивные реакции, позволяющие им находить позитивные решения по выходу из стресса [17; 71].

Основываясь на оценке значимости ситуации и ресурсов для ее преодоления при соответствующей эмоциональной реакции, субъект осуществляет действия по совладанию со стрессом – копинг. Сущность копинга была определена Р. Лазауросом [30; 65]: «Копинг – это когнитивные и поведенческие усилия по управлению специфическими внешними или внутренними требованиями (и конфликтами между ними), которые оцениваются как напрягающие или превышающие ресурсы личности». Там же отмечается, что эффективность копинг-стратегий существенно зависит от особенностей стрессовой ситуации и личных ресурсов человека, поэтому одна и та же копинг-стратегия может быть эффективной в одной ситуации и неэффективной и даже приносящей вред – в другой [47; 69]..

Следует также упомянуть такую характеристику личности как «негативная аффективность», под которой понимают заниженную самооценку, постоянно негативное эмоциональное состояние. Такие люди воспринимают все окружающее в темных тонах, а окружающую обстановку как стрессогенную, что усиливает их восприятие стресса [4; 59].

Американский психотерапевт Аарон Бек описал два типа личности, отличающихся повышенной чувствительностью к стрессу «социально-зависимый» и «автономный» [2; 203]. «Социально-зависимые» люди чрезмерно чувствительны к оценке их поведения другими людьми. От окружающих они ждут одобрения, принятия и поддержки. Любое неодобрение или осуждение является для них сильнейшим стрессом. «Автономный» тип личности является независимым и нетерпимым к любым ограничениям его свободы. Такие люди воспринимают общепринятые общественные нормы и правила как угрозу своей независимости или своему образу жизни. В результате они очень остро воспринимают события, которые могут быть интерпретированы как вторжение или принуждение. Физическое ограничение также является мощным стрессором для людей такого типа.


Тип резистентной к стрессу или «выносливой» личности был описан американскими исследователями, работающими над «Чикагским стрессовым проектом» (руководитель проекта Сузанна Кобаса). Они анализировали реакции у руководителей деловых фирм, которым пришлось работать в условиях сильного стресса. Устойчивые к стрессу личности обладали следующими чертами [5; 25]:

  • Они верили в то, что они делают и сильно дорожили своими целями и ценностями.
  • Они обладали уверенностью в своей способности контролировать ситуацию и осуществлять оптимальные прямые действия при решении рабочих задач.
  • Стрессовая ситуация воспринимается такими людьми как вызов возможностям своего личностного роста, а не как угрозу своему самоуважению, свободе, независимости и безопасности

Среди заболеваний, связанных с действием неблагоприятных стрессовых ситуаций особенно выделяются расстройства функции самой нервной системы: неврозы, посттравматическое расстройство, эмоциональное выгорание. В последние годы все чаще говорится о взаимосвязи и взаимовлиянии профессионального стресса, и синдрома психологического выгорания работников (СПВ). Стресс на рабочем месте - несоответствие между личностью и предъявляемыми к ней требованиями - является ключевым компонентом СПВ[10; 28].

Приоритет в исследовании нарушений адаптации принадлежит медицине. В материалах Всемирной Организации Здравоохранения существует специальное исследование, посвященное вопросам психической дезадаптации субъектов социономических видов деятельности как явление «психического выгорания (сгорания)» - «Staff burnout». Авторы утверждают, что хотя синдром профессионального выгорания является важной проблемой современности, но, несмотря на продолжительность своего существования эта категория не имеет до сих пор однозначного определения и у специалистов нет единства мнения о содержательной стороне синдрома [8; 75].

1.2. Особенности и способы повышения стрессоустойчивости личности

Профилактика стресса вплотную зависит от навыков личностиа в саморегуляции.

Саморегуляция – это способность поддерживать постоянство эмоциональной сферы, а так же постоянство внутренней среды организма [15; 8]. Поскольку стресс это не только эмоциональные, но и гормональные реакции – данное определение является достаточно точным.


Профилактика стресса – это применение определенных мер и мероприятий с целью недопущения человека впадания в стрессовое состояние или же ослабление его степени. Профилактика обеспечивает сохранение физического и психического здоровья, однако сами меры требуют определенной выработки, сознательности и организованности [24; 274].

Механизмы эффективного совладания со стрессом предложены в рамках копинг-стратегий. Копинговые реакции человека (когнитивные и поведенческие усилия) нацелены на то, чтобы повлиять либо на окружающий мир, либо на самого себя, либо и на то и на другое. Игумнов С.А. предложил выделять следующие виды копинга [10; 19]:

1)Копинг, ориентированный на ситуацию

- активное влияние;

- уклонение/уход;

- пассивность.

2)Копинг, ориентированный на репрезентацию:

- поиск информации;

- «подавление» информации.

3)Копинг, направленный на изменение волевой ориентации или оценки:

- переоценка ситуации;

- изменение намерений/цели.

При первом поведенческом типе усилие направлено на прямое изменение внутреннего или внешнего стрессора. Например, прием транквилизатора или выполнение техники релаксации могут служить примером совладающего поведения с внутренним стрессором. Совладающим поведением при внешнем стрессоре может быть, к примеру, попытка успокоить рассердившегося во время конфликта партнера.

Второй поведенческий тип приводит к изменению когнитивного представления ситуации или стрессора путем подавления или поиска информации о ситуации (стрессоре). Поиск может осуществляться путем опроса, обращения к источникам информации, а также памяти (можно попытаться решить сложную проблему, вызывающую стрессовую реакцию путем воспоминания того, как подобная проблема решалась ранее). Третий поведенческий тип имеет волевую или оценочную ориентацию. Например, человек может изменить свои цели и намерения, что будет важным в ситуации с низкой контролируемостью и изменчивостью. Также можно изменить личностную оценку стрессовой ситуации, меняя отношение к ней или стандарты.

Эта систематика, по мнению Л.И. Вассермана, В.А. Абакова и Е.А. Трофимова, упорядочивает действия и реакции по преодолению стресса, в зависимости от ориентации стрессора [10; 19]. Авторы считают, что «соотношение стрессовых ситуаций и копинг-стратегий в их оптимальном соотношениях может использоваться для оценки и формирования эффективного стресс-преодолевающенго поведения, повышения копинг-компетентности. Это представляется весьма значимым в связи с задачами профилактики нарушений психической адаптации и расширения адаптационных ресурсов личности» [36; 11]. Авторы отмечают, что в зарубежных исследованиях для оценки ведущих тенденций в совладающем поведении личности широко используется методика «Стратегии совладающего поведения». Ее адаптированный к отечественной специфики вариант позволяет исследовать особенности поведения личности в проблемных ситуациях, выявить характерные способы преодоления стресса у различных категорий людей, особенно при стрессогенной профессиональной деятельности для профилактики нарушений психической адаптации и оценки профпригодности. В комплексе с другими методиками может применяться в целях оценки эффективности психокоррекционных мероприятий, а также в массовых исследованиях в рамках психогигиенических и психопрофилактических программ.


Если стресс привел к появлению симптомов эмоционального выгорания, то следует оказать человеку помощь в восстановлении его эмоциональной сферы и обучить самопомощи и профилактике стрессовых состояний. Возможности профессиональной помощи при «эмоциональном выгорании» К. Кондо видит в двух видах терапии: «работе со сгоранием» и «смягчении действия организационного фактора» [15; 20]. Л.И. Ларенцова предлагает оказание помощи страдающим синдромом эмоционального выгорания можно разделить на 3 уровня [10; 201]:

«1) индивидуальный уровень: выработка адаптивных форм поведения, лечение клинических проявлений;

2) межличностный уровень: оптимизация и взаимоотношений с коллегами, клиентами (пациентами), членами семьи;

3)организационный уровень: включает в себя вопросы оптимизации обстановки на работе и улучшение условий труда».

Далее рассмотрены три уровня помощи при стрессе: индивидуальный, межличностный и организационный.

1). Индивидуальный уровень помощи при стрессе. Управление стрессом требует, во-первых, изменения образа жизни. Это включает в себя широкий спектр мероприятий: регулярное и полноценное питание; качественный отдых, включающий в себя прогулки на свежем воздухе и общение с природой; активный отдых; наличие хобби, не связанного с профессиональной деятельностью; спокойный и достаточный по времени для восстановления нервной системы сон, в тяжелых случаях – медикаментозные средства.

Ведущую роль в решении проблем, связанных со стрессом и выгоранием играет психологическая и психотерапевтическая помощь. Методики рациональной психотерапии могут помочь обучить человека отличать стрессы, которые можно контролировать от тех, которые контролю неподвластны, изменить искаженную внутреннюю картину восприятия стрессоров, изменить отношение человека к факторам, которые вызывают у него тревогу и снижение настроения или помочь к ним приспособиться. Человеку, например, рекомендуется сформировать личный «банк положительных эмоций», чтобы в нужное время переключать на них свое внимание. При решении вопроса о выборе стратегий преодоления стрессового состояния необходимо учитывать, что у пациента не всегда возможна постоянная связь со специалистом. В этих случаях он под контролем врача может овладеть методами аутогенной релаксации и тем самым научиться самостоятельно контролировать свои психические (прежде всего эмоциональные состояния). Методы психической саморегуляции относительно просты, доступны для овладения и достаточно эффективны. К ним относятся: самовнушение в состоянии бодрствования и в самогипнозе, нервно-мышечная релаксация, медитация [1; 62].