Файл: «Управление рабочим стрессом: индивидуальные и организационные методы (на конкретном примере).».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Шкала организационного стресса. (Маклин, русскоязычная адаптация Н. Водопьяновой) (см. Приложение 2).

Средний балл, отражающий уровень восприимчивости к ОС у администраторов и кассиров составляет 36, что соответствует высокой степени толерантности к ОС, у продавцов и кладовщиков составляет 53, что соответствует высокой степени восприимчивости к ОС.

Распределение респондентов по уровням восприимчивости к ОС представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Сравнительные данные восприимчивости к организационному стрессу (ОС) респондентов первой и второй групп

Результат: UЭмп = 51

Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

66

83

Полученное эмпирическое значение Uэмп(51) находится в зоне значимости.

Данные результаты указывают на то, что администраторам и кассирам в значимо большей степени присуща толерантность к организационным стрессам, чем продавцам и кладовщикам. Это связанно с тем, что в совокупности, администраторам и кассирам в большей степени необходима устойчивость к стрессам для выполнения рабочих обязанностей, а соответственно у них лучше развиты навыки общения, умение принимать ценности других людей (покупателей), адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности (с учетом того, что клиенты приходят с разными настроениями, уровнем воспитания и личными особенностями). Мы получили, что администраторы и кассиры значимо более гибкие в поведении и способности восстановления жизненных сил.

3. Опросник "Профессиональное выгорание" (русскоязычная версия Н. Водопьяновой, Е. Старченковой) (Приложение 3).

Средний балл, отражающий уровень профессионального выгорания администраторов и кассиров составляет 7,25, что соответствует высокому уровню, у продавцов и кладовщиков составляет 8,25, что соответствует также высокому уровню профессионального выгорания.

Распределение респондентов по уровням профессионального выгорания изображены на рисунке 3.

Рис. 3. Сравнительные данные уровня профессионального выгорания у респондентов первой и второй групп

Результат: UЭмп = 92

Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

66

83


Полученное эмпирическое значение Uэмп(92) находится в зоне незначимости.

Полученные результаты указывают на то, что нет значимых различий между степенью профессионального выгорания наших групп. Это объясняется нами тем, что, хотя работа администраторов и кассиров является более стрессосодержательной, однако она выполняется более стрессостойкие сотрудниками.

У продавцов и кладовщиков работа предполагает несколько меньшее количество стрессовых ситуаций, однако и респонденты характеризуются более низким уровнем стрессостойкости. Эти показатели компенсируют друг друга в определенной степени, в результате чего значимые отличия в степени профессионального выгорания у респондентов первой и второй группы не выявлены.

4. Тест "Персональная компетентность во времени" (Н. Водопьянова) (Приложение 4).

Средний балл, отражающий уровень компетентности во времени у администраторов и кассиров составляет 29,6, что соответствует среднему уровню, у продавцов и кладовщиков составляет 30,3, что соответствует также среднему уровню компетентности во времени.

Распределение респондентов по уровням компетентности во времени представленно на рисунке 4.

Рис. 4. Сравнительные данные уровня личностной компетентности в управлении временем двух групп

Результат: UЭмп = 72

Критические значения

UКр

p≤0.01

p≤0.05

66

83

Полученное эмпирическое значение Uэмп(72) находится в зоне неопределенности.

Полученные данные указывают на то, что неопределены значимые различия компетентности в управлении временем в изучаемых группах, т.е. администраторами/кассирами и продавцами/кладовщиками. Это объясняется тем, что в компании существуют четко регламентированные обязянности, функции у каждого сотрудника, методика работы с клиентом. Сотрудники имеют список того, что они должны делать, и что им зарпещается делать. Такая регламентация способствует тому, что сотрудники не сидят в ожиданки клиентов, а четко знают, в каких ситуациях, как они должны себя вести и что делать. А сам бренд компании обеспечивает постоянный поток клиентов, что предотвращает «утечку времени».

Выводы

Обобщая результаты исследования можно сделать вывод, что в совокупности имеются значимые различия между стрессостойкостью, подверженностью стрессу и профессиональным выгоранием у респондентов двух выделенных нами групп. Так:


  • стрессовым ситуациям на работе больше подвержены личности администраторов и кассиров;
  • администраторам и кассирам в значимо большей степени присуща толерантность к организационным стрессам, чем продавцам и кладовщикам;
  • различия компетентности в управлении временем у респондентов группы администраторов и кассиров и группы продавцов и кладощиков статистически незначимы;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессиональный стресс - эмоциональное состояние личности, которое вызывается неожиданной и напряженной ситуацией в трудовом коллективе, конфликтными взаимоотношениями, интеллектуальным и эмоциональным перегрузкам. Психологи отмечают, что в стрессовом состоянии человек чаще допускает ошибки, ему трудно осуществлять целенаправленную деятельность, переключение и распределение внимания, у него нарушается течение познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления), наблюдается расстройство координации движений, неадекватность эмоциональных реакций, возникает общее торможение или полная дезорганизация деятельности.

Возникновение и переживание стресса зависит не столько от объективных, сколько от психологических, субъективных факторов, от особенностейсамой личности, оценки ею ситуации, сопоставления своих сил и возможностей с тем, что требуется, и др..

В нашей работе мы рассмотрели стресс как состояние личности, которое непосредственно влияет на деятельность и профессиональное, а так же личностное развитие личности.

В результате проведения диагностики было выявлено, что:

  1. стрессовые ситуации чаще встречаются у администраторов и кассиров. Специфика и график их работы в большей степени предполагает частое проявление стрессовых и сложных ситуаций на рабочем месте, нежели у продавцов и кладовщиков.
  2. Администраторам и кассирам в значимо большей степени присуща толерантность к организационным стрессам, чем продавцам и кладовщикам. Это связанно с тем, что в совокупности, продавцам и кладовщикам это в большей степени необходимо по рабочим обязанностям, а соответственно и лучше развиты навыки общения, принимать ценности других людей (покупателей), адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности (с учетом того, что клиенты приходят с разными настроениями, уровнем воспитания и личными особенностями). Мы получили, что администраторы и кассиры значимо более гибкие в поведении и способности восстановления жизненных сил.
  3. Администраторы и кассиры достаточно согласованы в определении актуальных ситуаций на рабочем месте. В результате можно определить, что актуальность выбора ситуации «угроза потери» объясняется наличием строгих организационных и четких установок в корпоративной культуре компании. Их нарушение приводит к штрафным санкциям, что и обеспечивает состояние «остерегания» подобных ситуаций и напряжение от того, что бы они не произошли. Такое ожидание еще не случившегося стресса само по себе является стрессом и способствует развитию синдрома профессионального выгорания.
  4. неопределены значимые различия компетентности в управлении временем у всех испытуемых. Это объясняется тем, что в компании четко регламентированные: обязянности, функции у каждого сотрудника, методика роботы с клиентом. Сотрудники имеют список того, что они должны делать, и что им зарпещается делать. Такая регламентация способствует тому, что сотрудники не сидят в ожидании клиентов, а четко знают, в каких ситуациях как они должны себя вести и что делать. А сам бренд компании обеспечивает постоянный поток клиентов, что предотвращает «утечку времени».

В результате проведенной работы мы достигли поставленной цели, а именно: сравнили стрессоустойчивость личностей двух выборок респондентов компании ООО «Пума-Рус».

Таким образом, мы подтвердили ранее выдвинутую гипотезу, что администраторы и администраторы-кассиры характеризуются большим уровнем стрессоустойчивости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу / В.А. Абабков, М. Перре.- СПб.: Питер, 2009.
  2. Александров А.А. Аутотренинг: Краткий справочник. - М – СПб - Нижний Новгород – Воронеж: Питер, 2008. - 272 с.
  3. Александров Ю.И. Психофизиология: Учебное пособие – СПб.: Питер, 2007. – 464 с.
  4. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. СПб.: 2007. - 86 с.
  5. Аржаникова А., Бартенева З., Демченко Е., Хамидуллин Р. Синдром эмоционального сгорания. – СПб.: Восток-Запад, 2008. – 31 с.
  6. Батаршев А.В. Диагностика черт личности и акцентуаций. – М.: Психотерапия, 2008. – 288 с.
  7. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Академия, 2009. – 304 с.
  8. .Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.- 136 с.
  9. Бреслав Г.М. Психология эмоций. Учебное пособие - М.: Смысл, 2006. - 542 с.
  10. Вассерман Л.И., Абаков В.А., Трофимова Е.А. Совладание со стрессом. Теория и психодиагностика / Научный редактор проф. Л.И. Вассерман/. - СПб.: Речь, 2010. – 192 с.
  11. Ведяев Ф.П., Воробьева Т.М. Модели и механизмы эмоциональных стрессов. - Киев: Здоровье, 2003. - 136 с.
  12. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
  13. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005. – 336 с.
  14. Гейссельхарт Р. Прощай, стресс! Лучшие техники релаксации / Роланд Гейссельхарт, Кристиане Хофманн-Бур-карт; [пер. с нем. М. Э. Рёш]. - 2-е изд., испр. - М.: Омега-Л, 2006. - 118 с: ил.; табл.
  15. Гуревич П.С. Психологический словарь. – М.: Олма Медиа Групп, 2007.
  16. Гуревич П.С. Психология личности. – М.: Юнита-Дана, 2009. – 560 с.
  17. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. Ростов н/Д: Феникс, 2002 – 480.
  18. Жане П. Психологическая эволюция личности. – М.: Академический проект, 2010. – 400 с.
  19. Зингер Д., Хьелл Л. Психология личности. – СПб.: Питер, 2013. – 608 с.
  20. Зинченко В. Большой психологический словарь. – М.: АСТ, 2008.
  21. Ильин Е. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005. – 311 с.
  22. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2002
  23. Кинан К. Управление стрессом. – М.: Эксмо, 2006. – 80 с.
  24. Китаев-Смык Л. Психология стресса. – Москва: Наука, 2003. – 386 с.
  25. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса. – СПб.: Академический проект, 2009. – 943 с.
  26. Коган Б. Стресс и адаптация. – Москва: Знание, 2000. – 405 с.
  27. Кошелев А.Н. Синдром «белого воротничка» или профилактика профессионального выгорания. – Саратов.: Ай Пи Эр Медиа, 2007. – 211 с.
  28. Кудряшова Л.Д. Психология и оценка личности. – Тула.: ИПК, 2007. – 208 с.
  29. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с.
  30. Кун Д. Основы психологии: Все тайны поведения человека. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 864 с.
  31. Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 2007. – 200 с.
  32. Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психопрофилактика стрессов. М.: Изд-во Моск.ун-та, 2003. – 123 с.
  33. Линдсей Г., Холл К. Теории личности. – М.: Психотерапия, 2008. – 656 с.
  34. Макмахон, Г. Тренинг уверенности в себе / Г. Макмахон. — М.: ЭКСМО, 2002.
  35. Мариновская И.Д., Цветков В.Л. Конфликтология: Учебное пособие. – М.: Московский университет МВД России, Изд-во «Щит-М», 2003.
  36. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. – СПб.: Питер, 2001.
  37. Мотков О. Личность и психика. Сущность, структура и развитие. – Самара.: Бахрах-М., 2008. – 160 с.
  38. Мэрлин В.С. Психология индивидуальности. – М.: МОДЭК, 2009. – 544 с.
  39. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. – М.: Эксмо, 2010. – 268 с.
  40. Немов Р.С. Общая психология. Т. 3. Психология личности - М.: Издательство: Юрайт Высшее образование, 2012. – 752 с.
  41. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – 3-е изд., доп. и перераб. – Ростов н/Д: Феникс, 2009. – 704 с.
  42. Психические состояния./ Сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. – СПб.: Питер, 2007.
  43. Психология профессионального здоровья /Под ред. Г.С. Никитина. – СПб., 2006
  44. Райгородский Д. Психология личности. – Смара: Бахрах-М, 2013. – 1056 с.
  45. Реан А.А. Психолоия личности. - СПб.: Питер, 2013, 288 с.
  46. Славская А. Н. Личность как субъект интерпретации. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 2002. – 240 с.
  47. Cтаровойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений. – М.: Академический проект, 2004. – 256 с.
  48. Утлик Э.П. Психология личности. М.: Академия, 2008, 320.
  49. Фрейджер Ф. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. – М.: Прайм-Еврознак, 2008. – 704 с.
  50. Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. – М.: Смысл, 2004. – 416 с.

Приложения

Приложение 1

Инвентаризация симптомов стресса (Т. Иванченко и соавторы)

Применение методики: позволяет развить наблюдательность к стрессовым признакам, осуществить самооценку частоты их проявления и степень подверженности негативным последствиям стресса.

Инструкция: прочитайте вопросы и оцените, как часто проявляются нижеперечисленные симптомы.

Опросник:

№ п/п

Вопросы

Никогда

Редко

Часто

Всегда

1.

Легко ли вы раздражаетесь из-за мелочей?

1

2

3

4

2.

Нервничаете ли вы, если приходится чего-либо

ждать?

1

2

3

4

3.

Краснеете ли вы, когда испытываете неловкость?

1

2

3

4

4.

Можете ли вы в раздражении обидеть кого-нибудь?

1

2

3

4

5.

Критика выводит вас из себя?

1

2

3

4

6.

Если вас толкнут в общественном транспорте,

постараетесь ли вы ответить обидчику тем же или

скажете что-нибудь обидное; при управлении

автомобилем часто ли жмете на клаксон?

1

2

3

4

7.

Вы постоянно чем-то занимаетесь, все ваше время

заполнено деятельностью?

1

2

3

4

8.

В последнее время вы опаздываете или приходите

раньше времени?

1

2

3

4

9.

Часто ли вы перебиваете других, дополняете

высказывания?

1

2

3

4

10.

Страдаете ли вы отсутствием аппетита?

1

2

3

4

11.

Часто ли вы испытываете беспричинное

беспокойство?

1

2

3

4

12.

Кружится ли у вас голова по утрам?

1

2

3

4

13.

Испытываете ли вы постоянную усталость?

1

2

3

4

14.

Даже после продолжительного сна вы чувствуете

себя разбитым?

1

2

3

4

15.

У вас возникают проблемы с сердечной

деятельностью?

1

2

3

4

16.

Страдаете ли вы от болей в области спины и шеи?

1

2

3

4

17.

Часто ли вы барабаните пальцами по столу,

а сидя — покачиваете ногой?

1

2

3

4

18.

Мечтаете ли вы о признании, хотите ли, чтобы вас

хвалили за то, что вы делаете?

1

2

3

4

19.

Считаете ли вы себя лучше других, но, как правило,

никто этого не замечает?

1

2

3

4

20.

Считаете ли вы себя лучше других, но, как правило,

никто этого не замечает?

1

2

3

4