Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы контроллинга проектов
Состав и последовательность процессов управления проектом
1.2. Контроль и контроллинг в управлении проектами
1.3.Методы контроллинга проекта
Глава 2. Контроллинг проекта на примере ООО «Вектор»
2.3. Организация контроллинга проекта
Вся работа по открытию отдела будут выполнены за 27 дней.
Введение
Актуальность исследования Управление проектной деятельностью
отличается от управления организацией в целом. Если управление организацией направлено на повышение эффективности её функционирования, то проектная деятельность характеризуется ограниченными ресурсами и нестандартным кругом работ, следовательно, для управления проектами необходим особый набор инструментов и методов.
Среди основных функций управления проектом можно выделить: управление по временным параметрам, управление стоимостью и финансированием проекта, качеством, рисками проекта, человеческими и материальными ресурсами, контролем реализации, безопасностью, конфликтами,
коммуникациями, выполнением гарантийных обязательств.
Одной из функций управления проектом является функция контроля. Актуальность рассмотрения данной функции состоит в том, что в условиях реализации проектов существует большая доля неопределенности, сложности влияния окружающей среды, поэтому необходима своевременная оценка
управленческих решений на каждом этапе реализации проекта с целью внесения изменений в запланированные показатели эффективности и в ход выполнения работ.
Объект исследования – ООО «Вектор».
Предмет исследования – контролллинг при реализации проекта по открытию отдела женской одежды в ООО «Вектор».
Цель работы состоит в исследовании контроллинга проекта, определении направлений его реализации при реализации проекта в ООО «Вектор».
Задачи работы:
- исследовать состав и последовательность процессов управления проектами;
- рассмотреть содержание контроллинга проекта;
- исследовать методы контроллинга проекта;
- представить описание проекта по открытию отдела женской одежды в ООО «Вектор»;
- рассмотреть этапы проекта;
- разработать рекомендации по реализации контроллинга проекта.
Методическая база исследования включает методы анализа, классификации, синтеза, обобщения.
Информационная база исследования базируется на трудах известных специалистов по управлению проектами, публикациях в периодической печати, внутренней документации ООО «Вектор».
Глава 1. Теоретические основы контроллинга проектов
Состав и последовательность процессов управления проектом
После принятия решения об осуществлении капитальных вложений начинается вторая фаза проекта – инвестиционная. В профессиональной литературе, раскрывающей содержание жизненного цикла проекта, как правило, перечисляются стадии или виды выполняемых работ и области, требующие внимания и контроля[1]. Действительно, невозможно унифицировать состав выполняемых работ ввиду их зависимости от многих факторов. Как отмечено в ГОСТ Р ИСО 21500-2014 «Руководство по проектному менеджменту», проекты могут отличаться результатами, заинтересованными лицами, ресурсами, ограничениями, методами управления[2].
На глобальном уровне и уровне отдельных стран постоянно ведется работа по стандартизации методологии, методов и терминологии управления проектами. Отмечается, что стандартизация позволяет эффективно использовать методологию управления проектами вне зависимости от масштабности проекта и вида экономической деятельности, так как создает надежную основу для одинакового восприятия и понимания рабочих вопросов. В ГОСТ Р ИСО 21500-2014 «Руководство по проектному менеджменту» процессы проектного менеджмента объединены в две группы:
− процессы управленческой группы (с точки зрения функций управления): инициирование, планирование, исполнение, контроль, завершение проекта и коммуникации;
− процессы предметной группы (с точки зрения предметов управления): интеграция, заинтересованные стороны, содержание, ресурсы, сроки, стоимость, риски, качество, закупки и коммуникации.
В стандарте отмечено, что процессы взаимосвязаны и, как правило, требуют неоднократного повторения (рис. 1)[3].
Рис. 1. Взаимодействие между группами управленческих процессов[4]
М. Троцким и соавторами выделены две фазы:
− подготовительная фаза, предшествующая реализации проекта. Она включает: инициирование, определение проекта, его целеполагание, формирование и организацию проектного коллектива, определение структуры проекта, планирование выполнения проекта и его ресурсов, организацию выполнения проекта;
− контрольно-координационная фаза, сопутствующая реализации проекта. Она содержит: контроль выполнения проекта, координацию выполнения проекта и его завершение[5].
К. Хэлдман, выделяя пять групп процессов управления проектом, схематично показал их связь и повторяющийся характер (рис. 2)[6]. Как видно, стандарт и специалисты в области управления проектами предлагают разную длину «цепочки» процессов управления проектами, выделяя в ней такие общие «звенья» как инициализация, планирование, исполнение, контроль и завершение проекта. При этом процессы контроля взаимодействуют со всеми группами процессов[7].
Рис. 2. Группы и процессы управления проектами[8]
Как видно, стандарт и специалисты в области управления проектами предлагают разную длину «цепочки» процессов управления проектами, выделяя в ней такие общие «звенья» как инициализация, планирование, исполнение, контроль и завершение проекта. При этом процессы контроля взаимодействуют со всеми группами процессов.
1.2. Контроль и контроллинг в управлении проектами
В соответствии с предисловием, ГОСТ Р ИСО 21500-2014 «Руководство по проектному менеджменту» [9] является аутентичным переводом международного стандарта ИСО 21500:2012 «Руководство по проектному менеджменту». Сравнение англо и русскоязычного вариантов стандарта позволило сделать вывод, что термин «Controlling» в англоязычном варианте переведен на русский язык как «Контроль». Возник вопрос адекватности смысла тех областей российского стандарта, где речь идет о контроле, так как в теории и практике менеджмента применяются и термин «контроль», и термин «контроллинг». Другими словами, термин «Controlling», используемый в международном стандарте, при переводе может иметь два значения, исходя из контекста: первое – контроль (или внутренний контроль), второе – контроллинг.
Важность надлежащего перевода иностранной профессиональной научной, научно-практической, нормативной литературы не вызывает сомнений, так как перевод, не соответствующий контексту оригинала, приводит к неправильному пониманию информации, накапливанию противоречий. А в данном случае также затрудняет обучение и практическое применение положений стандарта. Дефиниция «контроллинга» и «контроля» актуальна по той причине, что вопросы соотношения, систематизации данных понятий являются дискуссионными.
В публикациях по тематике контроллинга указывается на схожесть сущности, целей, задач, функций, объекта и субъекта внутреннего контроля и контроллинга и в то же время отмечается, что понятия не являются полностью идентичными. Контроллинг – это созданная управленческая методика, а внутренний контроль – это функция управления. Внутренний контроль есть в любом экономическом субъекте, так как посредством контроля определяется, достигнуты ли поставленные цели и каково действительное состояние объекта управления. Другой вопрос, что уровень организации контроля, решаемые задачи, применяемые инструменты, периодичность контрольных процедур могут существенно различаться, и, как следствие, возможны разные степени эффективности внутреннего контроля[10].
В работе Т. Ю. Серебряковой, О. Ю. Куртаевой «Внутренний контроль и контроллинг: концептуальные особенности»[11] высказано мнение, что контроллинг является моделью, обслуживающей, в том числе, и внутренний контроль. Контроллинг следует рассматривать как концепцию контроля, призванную обеспечить эффективное управление и достижение намеченной цели с наименьшими затратами. Наличие системы контроллинга в организации демонстрирует уровень развития управления и степень самоорганизации в условиях динамичных изменений внутренней и внешней бизнес-среды[12].
Резюмируем, что внутренний контроль (стихийный или организованный) присущ деятельности каждого экономического субъекта, тогда как контроллинг возникает при определенном уровне организации внутреннего контроля.
К публикациям зарубежных авторов, которые легли в основу многих отечественных исследований по контроллингу, можно отнести, в частности, работу Д. Хана «Планирование и контроль: концепция контроллинга», в которой глубоко и всесторонне описываются теория и практика контроллинга, в том числе на примере крупных немецких концернов; книгу Хильмара Й. Фальмута «Инструменты контроллинга от А до Я», в которой конспективно и просто изложены основные вопросы анализа, планирования и контроля; книгу Дайле А. «Практика контроллинга», посвященную интерпретации сложных проблем планирования и контроля, разработки схем финансово-экономических расчетов, подходов к решению задач по управлению прибылью.
В работах по контроллингу методы (инструменты) контроллинга классифицируются, как правило, по двум признакам:
− уровням планирования деятельности организации. Выделяют методы оперативного контроллинга и методы стратегического контроллинга[13];
− предметам управления: методы контроллинга, применяемые при управлении инвестициями, запасами, маркетингом, производством, персоналом.
Представляет интерес классификация, предложенная Т. Г. Шешуковой и Е. Л. Гуляевой (табл. 1). Положительно оцениваем попытку расширить «линейку» классификационных признаков, хотя состав методов контроллинга, отнесенных к той или иной группе, в ряде случаев считаем спорным. Т. Г. Шешуковой и Е. Л. Гуляевой справедливо отмечена трудность идентификации методов научного познания и практических приемов, которые составляют методологию какой-либо одной науки, так как в большинстве научно-практических направлений наблюдается взаимопроникновение научных приемов и методов[14]. Действительно, в контроллинге используются методы статистики, планирования, экономического анализа, финансового учета, управленческого учета.
Таблица 1
Классификация методов (инструментов) контроллинга[15]
Признак классификации |
Группа методов (инструментов) контроллинга |
1 |
2 |
Уровень планирования деятельности организации |
1. Инструменты оперативного контроллинга (оперативный управленческий учет) 2. Инструменты стратегического контроллинга (стратегический управленческий учет) |
С точки зрения |
1. Неформализованные методы (экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические, сравнения) 2. Формализованные методы: 2.1. Методы макро- и микроэкономического анализа 2.2. Графические методы 2.3. Статистические методы 2.4. Методы теории принятия решений 2.5. Методы финансовых вычислений |
С точки зрения функций контроллинга |
1. Экономические методы 2. Организационно-распорядительные (административные) методы 3. Социально-психологические методы |
По отношению к отдельным подсистемам управления |
1. Изолированные методы 2. Комплексные методы |
По отношению к процессам планирования и контроля |
1. Методы вертикального и горизонтального планирования 2. Последовательное и синхронное согласование планов 3. Методы гибкого планирования 4. Методы, алгоритмы и формы проверки контролируемых параметров |