Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем рынке на примере кафе «Пень-пнем».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вид национальной кухни

Абс., ед

Отн., %

Русская кухня

18

21

Европейская кухня

42

50

Итальянская кухня

6

8

Кавказская кухня

2

3

Японская кухня

8

10

Узбекская кухня

2

3

Баварская кухня

1

1

Французская кухня

1

1

Восточная кухня

2

3

Всего

84

100

Вышеперечисленные предприятия в той или иной степени являются конкурентами кафе «Пень-пнём». С каждым годом появляются всё новые и новые предприятия общественного питания. Рынок очень динамично развивается и растёт. А это значит, что доля кафе «Пень-пнём» будет постоянно снижаться, распределяясь на другие фирмы, если предприятие не будет вести активную политику продвижения.

В настоящее время наиболее востребованными являются кафе, предлагающие европейскую кухню, их количество составляет 42 единицы (50%). Менее востребованы кафе русской кухни, в г.Череповце насчитывается 18 таких предприятий (21%). Далее по рейтингу предлагаемой кухни выделяются кафе, предлагающие японскую кухню, их число составляет 8 единиц (10%). Менее популярны кафе итальянской кухни, число которых – 6 единиц (8%), кафе кавказской кухни – 2 единицы (3%), кафе восточной кухни – 2 единицы (3%), кафе баварской кухни – 1 единица (1%) и кафе французской кухни – 1 единица (1%).

С целью определения основных конкурентов кафе «Пень-пнём» проведём сегментирование кафе г.Череповца по средней стоимости счёта (среднему чеку), данные отразим в таблице 2.

Таблица 2 – Сегментирование кафе г.Череповца по средней стоимости счёта (среднему чеку)

Стоимость счёта

Абс., ед

Отн., %

80 – 120 руб.

7

8

120 – 200 руб.

21

25

200 – 300 руб.

37

44

300 – 400 руб.

8

9

400 – 500 руб.

4

5

500 – 600 руб.

5

6

600 – 700 руб.

2

3

Всего

84

100


Из таблицы 2 видно, что в г.Череповце преобладают кафе со средним чеком в пределах 200-300 руб., их число составляет 37 (44%), 21 кафе (25%) со средним чеком 120-200 руб., 8 кафе (9%), средний чек в которых в пределах 300-400 руб., в 7 кафе (8%) – средний чек составляет 80-120 руб., 5 кафе (6%) со средним чеком 500-600 руб., 4 кафе (5%) со средним чеком 400-500 руб. и 2 кафе (3%) со средним чеком 600-700 руб.

В кафе «Пень-пнём» стоимость среднего счёта составляет 170 руб., поэтому в данном сегменте его конкурентами могут являться 21 кафе, которые предлагают продукцию общественного питания по относительно невысоким ценам.

Для того, чтобы выявить основных конкурентов кафе «Пень-пнём», проведём сегментирование кафе г.Череповца по месторасположению (см. табл.3).

Таблица 3 – Сегментирование кафе г.Череповца по месторасположению

Месторасположение

Количество кафе

Абс., ед

Отн., %

Центральный район

35

42

Индустриальный район

15

18

Зареченский район

19

22

Район ФМК

9

11

Зашекснинский район

6

7

Всего

84

100

Из таблицы 3 видно, что наибольшее количество предприятий общественного питания (по типу кафе) г.Череповца находятся в центральном районе – 35 кафе и зареченском районе – 19 кафе, в индустриальном районе расположено 15 кафе, в районе ФМК – 9 кафе, а в зашекснинском районе всего 6 предприятий данного типа. Кафе «Пень-пнём» находится в центральной части города, радиус конкуренции между предприятиями незначителен, поэтому ему необходимо обладать серьёзными конкурентными преимуществами для привлечения потребителей.

Количество соперников у кафе достаточно большое, поэтому руководству необходимо ознакомиться и отследить их преимущества, учесть

чужие ошибки, посмотреть, каких предложений не хватает гостям в данном районе, изучить последние предпочтения потребителей.

В связи с тем, что кафе «Пень-пнём» находится в центральном районе города, рассмотрим предприятия, находящиеся в относительной близости к нему.

По результатам данных Отдела статистики г.Череповца за 2018 г. был произведён расчёт долей рынка общественного питания, занимаемых основными участниками (см. рис3).


1%

13%

10%

8%

7,6%

7,4%

7,2%

6,7%

6%

4,4%

3,8%

3,6%

3,2%

2,8%

2,5%

2,3%

2,1%

1,9%

1,5%

5%

Кафе «Винегрет»

Кафе «Пень-пнём»

Кафе «Фуд Фэктори»

Кафе «Барракуда»

Кафе «Ресторанный дворик»

Кафе «У Лесника»

Кафе «Анюта»

Кафе «Три желания»

Кафе «Золушка»

Кафе «Колизей»

Кафе «Деревяшка»

Кафе «Остров»

Кафе «Три апельсина»

Кафе «Труба»

Кафе «Шоколадница»

Кафе «Калейдоскоп»

Кафе «Каземат»

Кафе «Рич»

Кафе «Сказка»

Остальные

Рисунок 3 – Доли основных участников рынка общественного питания г. Череповца в 2018 г.

Доля, занимаемая кафе «Пень-пнём» на рынке, составляет 10%, что на 3% меньше рыночной доли кафе «Винегрет» (13%), 8% занимает недавно пришедший на рынок «Фуд Фэктори», 7,6% рыночной доли занимает кафе «Барракуда», «Ресторанный дворик» – 7,4%, «У Лесника» – 7,2%, «Анюта» – 6,7%, «Три желания» – 6%, «Золушка» – 4,4%, а остальные участники рынка общественного питания занимают незначительную позицию в отрасли.

Тем не менее, кафе «Пень-пнём» остаётся одним из лидеров на рынке общественного питания в г. Череповце.

Анализ рынка общественного питания г. Череповца показал, что в отрасли существует высокий уровень конкуренции. Это обусловлено тем, что

на рынке действует огромное множество предприятий. Далее будет произведена оценка конкурентоспособности кафе «Пень-пнём».

2.2 Оценка конкурентной стратегии кафе «Пень-пнём»

В результате сегментирования кафе по виду кухни выяснилось, что количество кафе, предлагающих своим потребителям русскую кухню в г.Череповце, составляет 18 единиц. К ним относятся кафе «Пень-пнём», «Винегрет», «Чарли» «Остров», «У лесника», «Деревяшка», «Боярыня», «Усадьба», «Три апельсина», «Анюта», «Золушка», «Классик», «Александра», «У Василича», «Золотая шпора», «Ещё», «Толстяк», «Облако-рай». В результате сегментирования кафе по среднему чеку определилось 21 кафе, со средним чеком в пределах 120-200 руб., к данной категории относится кафе «Пень-пнём». В результате сегментирования кафе по месторасположению – в центральной части города находятся 35 кафе, наиболее близкие к кафе «Пень-пнём».

Из анализа рынка общественного питания выяснилось, что основными конкурентами кафе «Пень-пнём» являются кафе «Винегрет», «Фуд Фэктори», «Барракуда», «Ресторанный дворик», «У Лесника», «Анюта», «Три желания», «Золушка» и фирмы, занимающие остальную часть рынка общественного питания.


Проведём сравнительный анализ основных конкурентов кафе «Пень-пнём» по рыночной доле, виду кухни и месторасположению.

В качестве базовых оценочных критериев были выбраны 11 ключевых факторов успеха предприятий общественного питания, результаты оценок экспертов представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Оценка конкурентоспособности кафе «Пень-пнём»

Ключевые факторы успеха

Вес

Баллы/взвешенные для предприятия

Кафе

«Пень-пнём»

Кафе

«Винегрет»

Кафе

«Фуд Фэктори»

Кафе

«Барракуда»

Кафе

«Ресторанный дворик»

Кафе

«У лесника»

Кафе

«Анюта»

Кафе

«Три желания»

Кафе

«Золушка»


Качество продукции

0,1

9/0,9

9/0,9

7/0,7

8/0,8

8/0,8

8/0,8

8/0,8

9/0,9

7/0,7

Рыночная доля

0,1

9/0,9

10/1

8/0,8

7/0,7

6/0,6

5/0,5

4/0,4

3/0,3

2/0,2

Месторасположение

0,1

9/0,9

8/0,8

9/0,9

8/0,8

9/0,9

8/0,8

8/0,8

8/0,8

9/0,9

Ассортимент

0,1

7/0,7

9/0,9

8/0,8

6/0,6

6/0,6

6/0,6

7/0,7

7/0,7

7/0,7

Качество обслуживания

0,1

8/0,8

9/0,9

8/0,8

6/0,6

7/0,7

8/0,8

7/0,7

7/0,7

8/0,8

Репутация и опыт

0,1

9/0,9

10/1

8/0,8

8/0,8

8/0,8

9/0,9

8/0,8

9/0,9

7/0,7

Производственный потенциал

0,1

5/0,5

4/0,4

4/0,4

4/0,4

5/0,5

4/0,4

4/0,4

4/0,4

4/0,4

Уровень цен (средний чек)

0,1

8/0,8

9/0,9

8/0,8

7/0,7

7/0,7

8/0,8

6/0,6

8/0,8

7/0,7

Дополнительные услуги

0,05

5/0,25

4/0,2

4/0,2

4/0,2

5/0,25

4/0,2

4/0,2

4/0,2

4/0,2

Каналы и формы сбыта

0,05

5/0,25

5/0,25

3/0,15

3/0,15

3/0,15

4/0,2

4/0,2

3/0,15

3/0,15

Маркетинг, реклама

0,05

4/0,2

6/0,3

4/0,2

4/0,2

3/0,15

4/0,2

3/0,15

3/0,15

4/0,2

Интерьер

0,05

6/0,3

6/0,3

4/0,2

4/0,2

4/0,2

5/0,25

3/0,15

2/0,1

2/0,1

Взвешенная сумма

1

7,4

7,85

6,75

6,15

6,35

6,45

5,9

6,1

5,75


Из таблицы 4 видно, что по взвешенной сумме баллов выделяются два лидера: кафе «Винегрет» и «Пень-пнём». Это предприятия с высокой рыночной долей и репутацией в сфере общественного питания. Отставание ближайших конкурентов – кафе «Фуд Фэктори» и «У Лесника» минимально. Ассортимент, уровень цен (сумма среднего чека) находятся практически на одном уровне, а такие составляющие, как маркетинг и наличие дополнительных услуг развиты недостаточно. Таким образом, оценив конкурентные особенности предприятий общественного питания, можно сделать следующие выводы. Кафе «Пень-пнём» находится в числе лидеров по таким параметрам, как качество продукции, месторасположение, а отстаёт от конкурентов по показателям применения стратегий маркетинга (рекламы) и ассортимента блюд. Поэтому для повышения конкурентоспособности кафе «Пень-пнём» необходимо провести мероприятия по устранению выявленных недостатков.

Для наглядности и простоты восприятия полученной информации, построим многоугольник конкурентоспособности (рис. 4).

Рисунок 2.4 – Многоугольник конкурентоспособности кафе г.Череповца

Из анализа оценки конкурентоспособности видно, что по индексу уровня качества продукции и цен кафе «Пень-пнём» занимает достаточно сильную позицию по сравнению с конкурентами, и слабые показатели – по ассортименту блюд и маркетинговой политике. По другим факторам позиция анализируемого кафе неоднозначна.

После характеристики анализа рынка общественного питания и конкурентной среды можно выявить сильные и слабые стороны предприятия, используя методику SWOT-анализа. Данная методика позволит оценить внутренние ресурсы и возможности предприятия, определить тенденции изменения внешней среды и степень адаптации компании к этим изменениям.

Необходимо учесть, что неиспользованная возможность может стать угрозой, если её использует конкурент. И наоборот, удачно предотвращённая угроза может создать для фирмы дополнительную сильную сторону (см. табл. 5).

Таблица 5 – SWOT-анализ кафе «Пень-пнём»

Сильные стороны (S):

Слабые стороны (W):

- позиционирование предприятия как кафе русской кухни;

- удобное месторасположение;

- высокое качество продукции;

- ориентация на поддержание постоянной базы клиентов;

- хорошая репутация у потребителей;

- наличие дополнительных услуг (кейтеринг, бесплатная доставка, парковка);

- ценовое маневрирование

- отсутствие чётких стратегических установок;

- снижение конкурентной позиции;

- узкий ассортимент продукции;

- слабая организация маркетинговой политики

Потенциальные возможности (О):

Скрытые угрозы (Т):

- обслуживание нового контингента потребителей;

- ослабление позиций фирм-конкурентов

- нестабильность экономики и политики;

- изменения в действующем законодательстве (в области налогообложения и предпринимательской деятельности);

- увеличение барьеров на рынке;

- появление новых конкурентов;

- изменение вкусов и предпочтений потребителей;

- потеря репутации кафе