Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем рынке на примере кафе «Пень-пнем».pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
Результаты SWOT-анализа выявили большое количество сильных сторон в деятельности предприятия, такие как сложившаяся положительная репутация у потребителей, ценовое маневрирование, высокое качество продукции, которые необходимо сохранять, а также реализовать существующие возможности.
Что касается слабых сторон, то их необходимо ликвидировать и минимизировать риски, связанные с угрозой деятельности предприятия.
Для повышения конкурентоспособности кафе необходимо расширять ассортимент блюд, осуществлять деятельность в области маркетинга и рекламы.
Основными критериями формирования ассортиментной политики кафе «Пень-пнём» являются спрос и предложение на рынке услуг общественного питания.
Анализируя предложение, можно определить так называемые слабые места в меню, определить необходимость его доработки, либо введения не используемого раннее старорусского, лечебного, вегетарианского, постного или детского меню. Тем самым привлекать новый контингент потребителей, иметь конкурентные преимущества среди существующих предприятий питания и вновь вошедших на рынок. Оптимизация номенклатуры блюд позволяет гарантировать предприятию относительно стабильные объёмы реализации, покрытие расходов и уровня прибылей.
Проведённый анализ рынка предприятий общественного питания г.Череповца показал, что на рынке общественного питания кафе «Пень-пнём» позиционирует как одно из успешных и финансово устойчивых предприятий, хотя доля компании снижается в связи с ростом конкуренции. С каждым годом возрастает количество предприятий, предлагающих различные национальные кухни мира. В связи с тем, что интерес у местного населения к русской кухне стал снижаться, необходимо привлекать новый контингент в заведения, предлагающие исконно русскую кухню.
В третьем разделе данной работы мы предложим мероприятия по повышению конкурентоспособности кафе «Пень-пнём».
После оценки потребительского спроса можно сделать вывод, что у кафе «Пень-пнём» имеется большое количество постоянных клиентов. Но для того, чтобы оставаться конкурентоспособным предприятием, необходимо вести постоянную работу по улучшению качества оказания услуг и привлечению большего количества потенциальных потребителей.
Далее проведём оценку ёмкости рынка. Из маркетингового исследования видно, что услуги предприятий общественного питания востребованы: 64% респондентов посещают предприятия общественного питания более 2 раз в неделю, 28% – 2 раза в неделю, 5% – 2 раза в месяц, 3% –1 раз в полгода. При этом стоимость, которую готовы заплатить потенциальные потребители за обед или ужин (в расчёте на одного человека), составляет 300 руб., 500 руб., 1000 руб., 1300 руб. соответственно.
Далее мы рассчитаем данные для определения ёмкости рынка:
- 200 * 0,25 = 50 тыс. руб.; 50 * 300 = 15 000 тыс. руб.
- 200 * 0,56 = 112 тыс. руб.; 112 * 500 =56 000 тыс. руб.
- 200 * 0,14 = 28 тыс. руб.; 28 * 1000 = 28 000 тыс. руб.
- 200 * 0,05 = 10 тыс. руб.; 10 * 1300 = 13 000 тыс. руб.
Общая сумма по каждой из групп составляет 112 млн. руб., что и представляет собой ёмкость рынка.
Главными конкурентными преимуществами кафе «Пень-пнём» являются национальная русская кухня высокого качества, расположение предприятия в центре города, предоставление дополнительных услуг. Поэтому целесообразно, используя данные конкурентные преимущества, проводить мероприятия по продвижению кафе.
Общеизвестно, что предприятия общественного питания не просто место, где можно вкусно поесть, сюда приходят сменить обстановку, отдохнуть после напряжённого рабочего дня, пообщаться и повеселиться с друзьями, произвести впечатление на деловых партнеров, отметить важное событие в своей жизни. Уникальность кафе «Пень-пнём» в том, что у него есть потенциал для привлечения большего количества клиентов, так как мы живём в России и мало знаем о традициях питания наших предков. Поэтому кафе следует развивать не только потребительские услуги, но и воскрешать духовные ценности нации. Необходимо вызывать интерес у детей к русской кухне, традициям их предков, изучению истории Руси. Представляя eё, мы сохраним традиции, связь между поколениями, что так важно в современной России.
В кафе «Пень-пнём» применяется способ самообслуживания, отсутствие акцента на алкоголе, курение в зале запрещено, в меню кафе предложен огромный выбор разнообразных десертов, что безусловно, уже само по себе создаёт условия для семейного отдыха.
В первую очередь необходимо разработать специальное детское меню, в котором будут учтены все предпочтения детей, особенности детского питания, а также питания детей с какими-либо заболеваниями (гастрит, сахарный диабет, целиакия), которое имеет ряд ограничений продуктов питания. Ведь это практически не требует никаких дополнительных затрат для заведения. Вместе с тем даёт возможность детям и родителям получить положительные эмоции во время посещения кафе, больным неисцелимой болезнью детям почувствовать себя такими же как их сверстники и выбирать в меню те блюда, которые они захотят, не догадываясь о том, что они разработаны специально для их рациона питания.
Названия блюд для меню детского питания будут связаны с русскими народными сказками и их героями, что в свою очередь поможет детям быстрее сориентироваться в меню, которое следует оригинально оформить. Например, в конце перечня блюд могут быть приложены цветные карандаши и картинки-раскраски, где нарисованы любимые герои сказок, по имени которых названы основные блюда в меню. В меню обязательно будут и оригинальные рисунки рядом с каждым названием блюда, ведь для ребенка очень важно фантазировать и ощущать себя героем сказки. Например, предложить для девочек сырники «от Снегурочки», борщ «Для козы-дерезы», морковный пудинг «Мечта зайца-хвасты», а для мальчиков – уха «Емелины сны», паровые котлеты «Антошка», крупенник «Ужин братца Иванушки» и др. Словом, в названии блюда для ребёнка всегда должна быть загадка, которую интересно разгадать.
В качестве развлечения для детей можно организовать мастер-класс по лепке пельменей, обучению игры на русских народных музыкальных инструментах, ознакомлению детей с обычаями и играми их сверстников в прошлом столетии.
В настоящее время в кафе «Пень-пнём» существуют специальные предложения для детей, главное из которых – организация праздников в выходные дни. Данная услуга очень востребована, ведь заказывая праздник в кафе, родители убивают тем самым несколько зайцев. Во-первых, не надо думать, чем занять детей во время праздника, всё сделают клоуны и аниматоры, которые всегда ведут подобные мероприятия. Во-вторых, не стоит напоминать расшалившимся ребятам, что пора домой – пребывание в кафе само по себе ограничено по времени.
Следующим предложением по повышению конкурентоспособности кафе «Пень-пнём» будет привлечение потребителей, соблюдающих церковный пост: Рождественский, Великий, Петров и Успенский. Для этого следует внедрить специальное постное меню, удивить гостей спецпредложениями по оплате блюд, например ввести подарочный сертификат на определённую сумму, который можно приобрести, а затем подарить близкому человеку. Данный приём стимулирования продаж принесёт предприятию дополнительную прибыль. К религиозному поводу – к Пасхе, Яблочному, Медовому и Ореховому спасам следует разработать уникальное меню и культурно просветительные программы.
Сейчас каждая уважающая себя компания стремится обзавестись собственным сайтом. Эта тенденция не обошла стороной и сферу общественного питания, своё выражение она получила в появлении на рынке такой услуги, как создание и продвижение веб-сайтов ресторанов.
Управляющие предприятиями общественного питания понимают, что создание сайтов для заведения помогает значительно увеличить выручку за счёт привлечения потенциальных клиентов. Качественный сайт – это лицо заведения, он содержит всю необходимую информацию о составе и стоимости блюд, а красивые фотографии знакомят посетителя с интерьером и позволяют наглядно продемонстрировать аппетитные блюда. Дизайн сайтов призван ознакомить посетителя с его обстановкой и атмосферой, а оптимизация сайта кафе всегда проводится в соответствии с его расположением и предполагаемым контингентом клиентов. Создание сайта кафе всегда основывается на индивидуальных пожеланиях заказчика и отличается уникальностью.
Дизайн сайта кафе «Пень-пнём» будет выдержан в фирменном стиле и отражает общую концепцию заведения. На главной странице будет размещено приветственное обращение к гостям, указываются специальные акции и скидки. На остальных страницах находится описание меню с картинками представленных блюд и их стоимостью.
В дальнейшем планируется предусмотреть бронирование столиков онлайн и заказ блюд на дом, это ещё одна причина, оправдывающая его создание. Сайт кафе всегда увеличивает его прибыль. Разработка сайтов для предприятий общественного питания подразумевает под собой стильный веб-дизайн, удобную навигацию и уникальный контент сайта. Чтобы сайт выходил в ТОП поисковых систем, поможет оптимизация сайта кафе. Такую работу нужно доверить специалистам, чтобы они провели исследования, выявили наиболее частые запросы в сфере общественного питания и сформировали семантическое ядро, которое будет работать на привлечение потенциальных клиентов. Раскрутка сайта предполагает постоянную работу профессионалов, потому что необходимо постоянно следить за статистикой посещений и анализировать, какие ключевые слова чаще всего встречаются при запросах. Большое значение имеет обновление сайта кафе. Если посетитель видит, что на сайте постоянно добавляются новости, меняется информация, это означает, что сайт работает, за ним следят и вся информация является актуальной. Это вызывает положительное отношение к сайту и внушает доверие к самому кафе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе представлен практический пример оценки конкурентной стратегии предприятия на примере кафе «Пень-пнём». Данное предприятие специализируется на обслуживании потребителей стационарно в зале кафе, осуществляет предоставление услуг кейтеринга и доставки готовой продукции потребителям.
Анализ показал, что сильными сторонами кафе является исконно кухня, высокое качество продукции, удобное месторасположение, приемлемый уровень цен по сравнению с основными конкурентами.
Оценка конкурентоспособности кафе показала, что по показателям цены и качества блюд анализируемое предприятие занимает достаточно прочные позиции, однако это не позволяет ему стать лидером на рынке услуг общественного питания в г. Череповце.
Это определило необходимость разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности кафе «Пень-пнём»: введение нового специального меню и создание интернет сайта.
Данные мероприятия будут способствовать формированию позитивного многоаспектного корпоративного имиджа кафе, что не только повысит его конкурентоспособность, но принесёт достойную прибыль и создаст хороший фундамент для дальнейшего роста.
Ориентация на поддержание конкурентоспособности только в соответствии с текущими условиями на рынке (эволюционный путь) может оказаться неэффективной. Важным является предвидение развития ситуации, предугадывание и активное воздействие на внешнюю среду с помощью инноваций в продукте, технологии, управлении и т.д. (инновационный путь). На практике успешность деятельности в конкурентной среде во многом определяется сбалансированностью обоих направлений обеспечения конкурентоспособности.
Анализ рынка услуг общественного питания г. Череповца показал высокий уровень конкуренции. На конец 2017 г. на череповецком рынке общественного питания действовало более 80 предприятий общественного питания по типу кафе. С каждым годом появляются всё новые и новые. Рынок очень динамично развивается и растёт.
Проведённый анализ показал, что на череповецком рынке услуг общественного питания «Пень-пнём» позиционирует как одно из успешных и финансово устойчивых предприятий, хотя доля компании снижается в связи с ростом конкуренции. В целях повышения эффективности, конкурентная стратегия исследуемого предприятия должна основываться на следующих принципах:
– необходимо вести активную политику продвижения кафе;
– привлекать новый контингент потребителей;
– периодически осуществлять обновление меню.
Исходя из всего вышеперечисленного, следует отметить, что конкуренция является неотъемлемой частью рыночных отношений. Руководство предприятий услуг, своевременно понявших необходимость разработки эффективной конкурентной стратегии значительно эффективнее работают в условиях современного бизнеса. Это ещё раз подтверждает актуальность данной темы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
- Азоев, Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г.Л. Азоев, А.П. Челенков. – М.: ОАО Типография «НОВОСТИ», 2013. – 256 с.
- Белковский, А.Н. Конкурентная стратегия современных компаний / А.Н. Белковский. – М.: Менеджмент в России и за рубежом. 2014. №4. С. 15-17
- Бурр, В. Концепция устойчивого конкурентного преимущества / В. Бурр // Проблемы теории и практики управления. – 2014. – № 4. С. 107-113
- Вигдорчик, Е. Пути повышения конкурентоспособности предприятия / Е. Вигдорчик. – М.: Экономист, 2015. № 11. – С. 69-71
- Вуд, Б.М. Маркетинговый план: практическое руководство: пер. с англ. / Б.М. Вуд. – М. и др.: Вильямс, 2015. – 51 с.
- Гапоненко, А.Л. Стратегическое управление: учебник для вузов / А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин. – М.: ОМЕГА-Л, 2014. – 465 с.
- Ефимова, О.В. Анализ финансовой отчетности: учеб. пособие / под ред. О.В. Ефимовой, М.В. Мельник. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во ОМЕГА-Л, 2016. – 408 с.
- Зайцев, Л.Г. Стратегический менеджмент: Учебник / Л.Г. Зайцев, М.И. Соколова. – М.: Экономистъ, 2014. – 416 с.
- Липсиц, И. Конкурентная стратегия фирмы / И. Липсиц, А. Нещадин, А. Эйкельпаш // Вопросы экономики. – 2017. – № 9. – С.87-104
- Павлова, Н.Н. Маркетинг в практике современной фирмы: Учебник для бизнес-школ / Н.Н. Павлова. – М.: Норма, 2015. – 384 с.
- Песоцкая, Е.В. Маркетинг услуг / Е.В. Песоцкая. – СПб: Питер, 2015. – 76 с.
- Портер, М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. / М. Портер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2015. – 452 с.
- Смагина, И.Н. Организация коммерческой деятельности в общественном питании / И.Н. Смагина, Д.А. Смагин. – М.: Дрофа, 2015. – 97 с.