Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические аспекты анализа финансового состояния предприятия
1.1 Сущность финансового анализа и его задачи
1.2 Оценка методик анализа финансового состояния предприятия
1.3 Оптимизация финансового состояния предприятия
Глава 2. Анализ финансового состояния ОАО «Стройзаказчик»
2.1 Анализ состава и структуры имущества предприятия
2.2 Оценка собственных и привлеченных средств, вложенных в имущество предприятия
2.4 Оценка финансовой устойчивости и независимости предприятия
2.5 Определение типа финансовой устойчивости предприятия
2.6 Анализ платежеспособности предприятия на основе коэффициентов ликвидности
2.7 Анализ ликвидности баланса предприятия
2.8 Анализ деловой активности и эффективности деятельности предприятия
2.9 Анализ финансовых результатов и рентабельности предприятия
2.10 Анализ движения денежных средств
Анализ затратоемкости производства ОАО "Стройзаказчик"
Анализ себестоимости единицы продукции
Анализ элементов собственного оборотного капитала
Для более детального анализа продаж рассмотрим динамику выручки ОАО "Стройзаказчик" помесячно за 2013-2015 гг. (Рисунок 2)
-3000 000,00 январь-декабрь 2013 г. Январь-декабрь 2014 г. Январь-декабрь 2015 г
Рисунок 2 – Динамика выручки от продаж ОАО "Стройзаказчик" за 2013-2015 гг.
Из рисунка видно, что продажи продукции имеют сезонный характер: пик продаж приходится на летние месяцы и на сентябрь. Данную тенденция связана со спецификой выпускаемой продукции ОАО "Стройзаказчик": в холодные месяцы продажи низки, и наоборот, в теплые месяцы продажи велики, так как чаще всего плановый монтаж систем водоснабжения, в том числе и отопительных систем осуществляется в теплое время, тогда как в холодное время года объем таких работ намного ниже. В таблице 20 представлен анализ выручки по ассортиментным группам за последние 3 года
Таблица 20 – Ассортиментная структура продаж ОАО "Стройзаказчик» за 2012-2015 года и плановый 2016 год
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 (план) |
Среднемес. продажи, руб. с НДС |
11 367 112 |
18 676 011 |
24 753 645 |
34 901 489 |
47 037 583 |
прирост, % |
+64,3 |
+32,5 |
+41 |
+34,8 |
|
Max месяц, руб. |
14 597 732 |
28 456 811 |
35 796 389 |
53 602 911 |
69 953 542 |
max месяц |
Авг. |
Сент. |
Сент. |
Сент. |
Сент. |
Min месяц, руб. |
5 805 878 |
6 382 859 |
8 678 424 |
9 743 452 |
15 186 472 |
min месяц |
Янв. |
Янв. |
Янв. |
Янв. |
Янв. |
Доля труб в выручке, % |
38,0 |
46,8 |
46,5 |
43,6 |
42,3 |
трубы PPR |
24,4 |
18,2 |
18,9 |
15,7 |
14,8 |
трубы AR |
13,6 |
28,6 |
24,7 |
21,3 |
20,4 |
трубы GF |
2,8 |
6,6 |
7,1 |
||
Доля фитингов в выручке, % |
62,0 |
53,2 |
53,5 |
56,4 |
57,7 |
полипропиленовые |
14,1 |
12,0 |
12,1 |
12,4 |
11,7 |
комбинированные |
47,9 |
41,2 |
41,4 |
43,9 |
46,0 |
Среднемесячные продажи на протяжении 2012-2015 гг. неуклонно росли. План 2016 г. предусматривает сохранение тенденции с небольшим замедлением относительного прироста. Абсолютный прирост к 2015 году ожидаемо составит +145 млн.руб. В структуре сложившихся продаж заметна тенденция сокращения доли труб в общей выручке. Ее рост произошел лишь 1 раз – в 2013 году, когда набрала потенциал новая номенклатурная позиция "трубы армированные фольгой". Появление с 2014 года "труб армированных стекловолокном" лишь ожидаемо "оттянула" часть выручки с труб AR (доля армированных труб стабильна – 27,5-28%), заметно не сказавшись на доле труб в выручке.
Прирост выручки от реализации фитингов характеризуется регулярным введением новых номенклатурных позиций, а также целенаправленной работой по сокращению недогрузов. В таблице 21 проведем факторный анализ выручки.
Таблица 21 – Анализ факторов изменения объема реализации продукции
Показатель |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Отклонение 2014 г. к 2013 г. |
Отклонение 2015 г. к 2014 г. |
Остаток готовой продукции на начало |
0 |
19 |
624 |
19 |
605 |
Выпуск продукции |
94025 |
165685 |
286445 |
71660 |
120760 |
Остаток готовой продукции на конец года |
19 |
624 |
1025 |
605 |
401 |
Объем реализации продукции происходит за счет увеличения выпуска продукции. Отрицательное влияние на объем производства имеет увеличение остатков готовой продукции на конец года.
Ключевым элементом денежного потока являются издержки компании.
Проведем анализ общей суммы затрат на производство продукции ОАО "Стройзаказчик". Анализ затрат начнем с изучения динамики общей суммы операционных затрат и по основным элементам (таблица 22).
Таблица 22 – Анализ завтра ОАО "Стройзаказчик" за 2013-2015 гг.
Статья затрат |
2013 г.т.р. |
2014 г.т.р. |
2015 г.т.р. |
Удельный вес, % |
Отклонение, т.р. |
|||
2013г |
2014г |
2015г |
2014г. к 2013г. |
2015г. к 2014г. |
||||
Материальные затраты |
42570 |
106243 |
179280 |
68,98 |
83,07 |
86,92 |
63672,61 |
73037,8 |
Затраты на оплату труда |
7704 |
8425,73 |
9753,65 |
12,48 |
6,59 |
4,73 |
721,73 |
1327,92 |
Отчисления на социальные нужды |
2003,04 |
2190,69 |
3316,24 |
3,25 |
1,71 |
1,61 |
187,65 |
1125,55 |
Амортизация |
673 |
582 |
1338,74 |
1,09 |
0,46 |
0,65 |
-91 |
756,74 |
Прочие затраты |
8760 |
10450 |
12560 |
14,20 |
8,17 |
6,09 |
1690 |
2110 |
Итого по элементам затрат |
61710 |
127891 |
206249 |
100 |
100 |
100 |
66181 |
78358 |
Как видно из таблицы ежегодно происходит рост объема затрат на выпуск продукции. Так в 2014 году затраты выросли на 66181 тыс. руб. а в 2015 году выросли еже на 78358 тыс. руб. Происходит рост по всем статьям затрат. В структуре затрат все больше увеличивается доля материальных затрат: с 68,98% в 2013 году до 86,92% в 2015 году. Другие статьи затрат соответственно уменьшаются. Второе место среди затрат занимают затраты на оплату труда, в 2015 году они его уступили прочим затратам. Такое изменение связано с увеличивающимся объемом производство: материальные затраты относятся к переменным, и соответственно растут с увеличением объема производства, тогда как другие затраты растут медленнее.
Анализ затратоемкости производства ОАО "Стройзаказчик"
Для анализа затратоемкости производства работ рассчитывают обобщающий и частные коэффициенты затратоемкости. Результаты расчетов показателей затратоемкости представлены в таблице 23.
Таблица 23 – Затратоемкость производства ОАО "Стройзаказчик" в 2013 – 2015 гг.
Показатель |
2013г |
2014г |
2015г |
Отклонение 2014г. к 2013г. |
Отклонение 2015г. к 2014г. |
Затраты на 1 руб. стоимости реализованной продукции (работ) |
0,656 |
0,775 |
0,721 |
0,118 |
-0,054 |
Материалоемкость |
0,453 |
0,644 |
0,627 |
0,191 |
-0,017 |
Зарплатоемкость |
0,082 |
0,051 |
0,034 |
-0,031 |
-0,017 |
Амортизациоемкость |
0,021 |
0,013 |
0,012 |
-0,008 |
-0,002 |
Доля прочих затрат в стоимости работ |
0,007 |
0,004 |
0,005 |
-0,004 |
0,001 |
Для наглядности представим динамику показателей затратоемкости в виде диаграммы (Рисунок 3):
2013 год 2014 год 2015 год
Рисунок 3 – Динамика частных показателей затратоемкости ОАО "Стройзаказчик" за 2013-2015 гг.
Для ОАО "Стройзаказчик" характерно увеличение затрат на 1 руб. стоимости реализованных работ. Затраты на 1 руб. стоимости реализованных работ увеличились до 0,775 руб. Это значит, что с каждого рубля стоимости реализованных работ в 2014 году 77,5 копеек – это затраты, а 22,5 коп. – это прибыль. Значительно выросла материалоемкость продукции: до 64,36% в 2014 году. Остальные виды затрат уменьшились.
Анализ себестоимости единицы продукции
Помимо затрат в целом по производству ключевым при принятии множества управленческих решений является исчисление себестоимости конкретной номенклатурной единицы. В связи с этим было бы неправильным не затронуть этот вопрос.
Периодом расчета себестоимости является месяц.
При расчете затраты делятся на прямые, косвенные, коммерческие.
К прямым затратам относятся расходы на сырье и ФОТ производственных рабочих.
К косвенным затратам относятся: транспортные расходы, электроэнергия, брак, металл на наладку оборудования, услуги сторонних организаций, комплектующие и запчасти, обслуживание линии и ТПА, аренда, теплоэнергия и водоснабжение, расходные материалы, ремонт ОС, хоз. расходы, расходы на услуги связи, охрана.
К коммерческим затратам относятся коммерческие, административно-управленческие и прочие расходы.
Себестоимость считается на всю реально произведенную продукцию за отчетный период, включая комплектующие для последующей сборки. При сборке готовой продукции из комплектующих произведенных в предшествующий период уменьшать вес полипропилена на вес комплектующих. Расход сырья определяется исходя из утвержденных норм расхода. Для учета расхождений фактического и планового расхода сырья использовать поправочный коэффициент.
Другие затраты определяются расчетным методом. Базой распределения служит доля сырья этой продукции в общих затратах на сырье. ФОТ рабочих, электроэнергию, косвенные и административные затраты на единицу продукции рассчитывать исходя из доли стоимости сырья этой продукции в общих затратах на сырье. Стоимость закладных для комбинированных фитингов рассчитывается отдельно, как сумма всех покупных изделий. Также относится к косвенным затратам стоимость металла на изготовление пресс-форм в период списания металла.
При расчете себестоимости на изделия из полиэтилена и ABC-пластика вес и цену сырья рассчитывается отдельно, косвенные и административные затраты вместе со всей продукцией.При расчете косвенных затрат учитывается брак. Бракованный полипропилен подлежащий переработке приходовать, как сырье уменьшая цену на стоимость переработки. Несмотря на кажущуюся комплексность определения себестоимости продукции, существующая система имеет множество недостатков. Несмотря на то, что ФОТ относится к прямым затратам фактические доля затрат на оплату труда определяется расчетным методом, что характерно для косвенных затрат. Естественно данное вычисление такой существенной статьи затрат существенно искажает итоговую себестоимость продукции.
Несмотря на то, что при материалоемких производствах очень часто базой распределения выбирают именно стоимость сырья, данная база является неправильной. Выбор такой базы обуславливается скорее легкость ее определения.Часть затрат вообще не учитывается при определении себестоимости. Речь идет об амортизации и лизинговых платежах. Амортизация является существенной статьей затрат, она отражает затраты основных средств на производство продукции. Неучет лизиговых платежей связан с тем, что данная методика определения себестоимости была введена еще в 2009 году, тогда как впервые оборудование было взято в лизинг только в 2012 году. Несмотря на то, что затраты на сырье должны определяться по нормам, по факту они определяются по-другому. Нормативные затраты сырья корректируются: к ним прибавляется разница между фактическим расходом и нормативным расходом. Причем перерасход списывается равномерно на всю номенклатуру, себестоимость всех видов продукции увеличивается на один и тот же процент отклонения.
Как мне видится, ошибкой также является и распределение непроизводственных расходов, к которым относятся коммерческие и управленческие расходы. И безусловно, одной из главных, а может быть и ключевой проблемой является отсутствие автоматизированного учета затрат и расчета себестоимости. Несмотря на наличие на предприятии такого мощного программного продукта как "1С: Управление производственным предприятием", себестоимость вычисляется с помощью MicrosoftExcel. Сотруднику экономического отдела приходится в ручную выгружать данные из учетной системы и уже затем вычислять себестоимость. Естественно оперативность принятия решения при этом страдает. Себестоимость некоторых видов продукции ОАО "Стройзаказчик» представлена в таблице 24.
Таблица 24 – Себестоимость армированной армленом трубы и угольника комбинированного за январь 2015 года.
Статья затрат |
в рублях |
в % |
||
Труба армированная армленом |
Угольник комбинир. |
Труба армированная армленом |
Угольник комбинир. |
|
полипропилен |
17,14 |
2,73 |
38,59 |
5,42 |
армлен |
5,99 |
0,00 |
13,50 |
0,00 |
клей |
0,00 |
21,23 |
0,00 |
42,17 |
краситель оранжевый |
0,42 |
0,00 |
0,96 |
0,00 |
итого стоимость сырья |
23,55 |
23,96 |
53,04 |
47,59 |
ФОТ рабочих |
4,73 |
8,11 |
10,66 |
16,11 |
ФОТ общецеховых рабочих |
2,40 |
2,72 |
5,40 |
5,40 |
Эл.энергия |
1,04 |
1,18 |
2,35 |
2,35 |
Транспортные расходы |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Услуги стороннихорг-ций |
0,35 |
0,40 |
0,79 |
0,79 |
Расходы на содержание помещений (теплоэнергия, водоснабжение, охрана...) |
5,21 |
5,91 |
11,74 |
11,74 |
Ремонт ОС |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Хоз. расходы |
0,02 |
0,03 |
0,05 |
0,05 |
Брак |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
0,00 |
Упаковка |
0,70 |
0,79 |
1,58 |
1,58 |
Производственная себестоимость |
38,01 |
43,10 |
85,60 |
85,60 |
Коммерч. расходы + товары на перепродажу |
1,91 |
2,17 |
4,30 |
4,30 |
Адм. упр. расходы |
3,70 |
4,19 |
8,32 |
8,32 |
Прочие расходы |
0,79 |
0,89 |
1,77 |
1,77 |
полная себестоимость |
44,41 |
50,35 |
100,00 |
100,00 |