Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 3
- основная цель деятельности любой некоммерческой организации, в том числе СРО, не связана с получением прибыли;
- законодателем установлен запрет на распределение полученной прибыли между участниками некоммерческих организаций.
Целевая составляющая деятельности СРО является определяющим элементом их правового статуса. По мнению А. Денисовой, СРО образуются для достижения следующих основных целей:
- создания необходимых условий, в которых членами СРО будет осуществляться предпринимательская и профессиональная деятельности (разработка и утверждение стандартов и правил, этических кодексов, обучение, участие в экспертизе законопроектов и т.д.);
- контроля за деятельностью, осуществляемой членами СРО (анализ деятельности, проведение проверок, применение мер ответственности);
- защиты интересов своих членов и потребителей (создание третейских судов, рассмотрение жалоб, создание системы личного и (или) коллективного страхования, формирование компенсационных фондов, представление интересов членов в суде и т.д.).[6]
Главная задача деятельности СРО на фондовом рынке состоит в обеспечении условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдении норм профессиональной этики. Кроме того, важнейшей задачей является снижение рисков инвесторов при заключении сделок с ценными бумагами и создание максимально безопасных условий для работы инвесторов с профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
В то же время несмотря на известное противопоставление СРО государственным структурам отдельные аспекты (элементы) полномочий государственных органов находят отражение в статусе субъектов саморегулирования. В первую очередь этому процессу способствует создание механизма обязательного членства в СРО. Конечная цель этих императивных установок - переложить отдельные функции государственного регулирования на СРО и тем самым существенно снизить затраты на регулирование деятельности ряда отраслей за счет отмены лицензирования.
Отметим, что оценки необходимости саморегулирования могут быть разными. Так, Е.С. Хохлов отмечает: "Государство пытается упростить для себя задачу и установить контроль над отдельными сферами экономики, просто передав часть своих полномочий новым или создаваемым на базе уже существующих организаций частным образованиям". И.В. Перегудов и Ю.В. Тай подчеркивают: "...институт саморегулирования существует в мировой практике довольно давно. Появление данного института связано с процессами либерализации, дебюрократизации, дерегуляции, которые периодически происходят в тех или иных развитых странах".[3]
Государство до настоящего времени не определилось, что оно понимает в целом под саморегулированием - принцип деятельности или обязательность создания особого рода предпринимательских объединений. Более того, неясно, собирается ли государство в действительности что-либо делегировать таким организациям.
Как правильно отметил С.А. Денисов, саморегулирование отличается от обычной самоорганизации ровно тем, что в случае саморегулирования организации, его осуществляющей, передается "публичная функция, ранее осуществлявшаяся государством".[3] Причем в литературе справедливо подчеркивается: такое делегирование не противоречит Конституции РФ, что закреплено и некоторыми актами Конституционного Суда РФ.
И все же особый правовой статус СРО предопределен сочетанием интересов государства, корпорации и предпринимателя (субъекта профессиональной деятельности), а реализация этих интересов возложена на саму СРО. Именно сочетание интересов указанных субъектов выявляет возможность классификации функций СРО на частноправовые и публично-правовые, хотя такое разделение в известной мере условно, равно как и само деление права на частное и публичное. Учитывая важную роль СРО в регулировании и развитии экономических и правовых отношений, отдельные ученые придерживаются точки зрения о публично-правовом статусе саморегулируемых организаций.
Тем не менее наличие у СРО признаков, свойственных субъекту как частного, так и публичного права, позволяет сделать вывод об их смешанной правовой природе и, как следствие, о комплексной правосубъектности, содержащей в единстве взаимно обусловленные публично-правовую компетенцию и гражданско-правовую правосубъектность.
Действующее законодательство предусматривает существование конкретных СРО, но никак не саморегулируемых комплексных систем, объединяющих коммерческие и некоммерческие, публичные и частные организации.
Саморегулируемые организации - это самостоятельные субъекты рынка ценных бумаг, выполняющие специфические функции.
В настоящее время можно выделить три типа СРО:
- участников фондового рынка;
- институциональных инвесторов;
- НПФ.
К российскому рынку ценных бумаг имеют отношение несколько основных саморегулируемых организаций. Так, в 1994 г. была образована национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), объединившая более 400 российских компаний. В настоящее время НАУФОР имеет одно представительство и 14 филиалов, по местонахождению совпадающих с филиалами ФСФР. Членами НАУФОР могут быть юридические лица, осуществляющие профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.
Основными целями деятельности НАУФОР являются:
- развитие и совершенствование системы регулирования рынка ценных бумаг;
- обеспечение условий деятельности членов НАУФОР;
- установление правил и стандартов деятельности членов НАУФОР;
- осуществление мониторинга и контроля деятельности членов НАУФОР.
Среди СРО стоит отметить профессиональную ассоциацию регистраторов, трансфер-агентов и депозитариев (ПАРТАД), образованную в 1994 г. в целях развития инфраструктуры рынка ценных бумаг. ПАРТАД принимает самое активное участие в ее формировании путем разработки и установления стандартов профессиональной деятельности в области регистрации, учета и перехода прав на ценные бумаги, обращающиеся на рынке.
СРО на рынке ценных бумаг является также национальная лига управляющих (НЛУ), объединяющая на добровольной основе компании, управляющие активами паевых инвестиционных фондов, инвестиционных фондов, пенсионными резервами, осуществляющая деятельность по доверительному управлению ценными бумагами. В нее входят и инвестиционные фонды. Лига была зарегистрирована 26 января 2001 г., а в 2002 г. получила разрешение ФКЦБ (ныне ФСФР) на осуществление деятельности в качестве СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Кроме того, необходимо отдельно выделить национальную фондовую ассоциацию (первоначальное название - Национальная ассоциация участников рынка государственных ценных бумаг (НАУРГ)), учрежденную в январе 1996 г. крупнейшими операторами российского рынка ценных бумаг при участии Министерства финансов РФ и Банка России.
В состав Ассоциации входят более 220 кредитных организаций и инвестиционных компаний - профессиональных участников рынка ценных бумаг из 23 регионов России, операции которых составляют более 60% объема российского фондового рынка.
Наконец, в число СРО на фондовом рынке входит некоммерческое партнерство "Профессиональный институт размещения и обращения фондовых инструментов" (ПРОФИ), учредителями которого в 2003 г. выступили 17 банков и инвестиционных компаний.
В юридической литературе приводится следующая классификация функций СРО: нормотворческие; организационно-обеспечительные; контрольные; пресекательные.
Законодательство в сфере рынка ценных бумаг позволяет выделить ряд основных функций таких организаций. К ним относятся:
- функция регулирования деятельности членов СРО путем разработки и принятия внутренних (локальных) нормативных актов (стандартов деятельности), регулирующих порядок осуществления профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами;
- функция контроля, имеющая целью обеспечить соблюдение всеми участниками СРО требований законодательства, а также правил и стандартов, устанавливаемых СРО для своих членов. Профессиональный контроль называют в качестве основной функции СРО;
- функция по защите интересов своих членов, которая может выражаться в форме представления интересов членов СРО перед органами государственной исполнительной власти (в этой части схожа с функциями профессиональных союзов - отстаивание и лоббирование интересов своих членов), а также в форме судебного представительства интересов своих членов в случае соответствующего делегирования ими своих прав;
- функция по защите прав инвесторов - клиентов членов СРО;
- правоприменительная функция, имеющая два аспекта. Во-первых, действующее законодательство закрепляет обязанность СРО разработать и принять внутренние документы, определяющие дисциплинарные меры воздействия в отношении членов организации, их должностных лиц и персонала и порядок их применения (ст. 50 Закона о рынке ценных бумаг, ст. 58 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", ст. 36.26 Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"). Во-вторых, за СРО закреплена функция (скажем мягче, возможность ее осуществления) разрешения споров между членами организации, которая реализуется через деятельность создаваемых в рамках таких организаций третейских судов по рассмотрению споров между ее членами, а также членами и их клиентами (при наличии согласия последних);
- информационная функция. Саморегулируемые организации являются своего рода агентами государственных органов по сбору информации о субъектах рынка, они также осуществляют обработку и хранение данной информации;
- компенсационная функция, направленная на восстановление прав и имущественных интересов клиентов членов СРО, которым противоправными действиями таких членов был причинен ущерб, при отсутствии у последних имущества и денежных средств;
- образовательные функции. Статья 49 Закона о рынке ценных бумаг и статья 58 Закона об инвестиционных фондах предусматривают право СРО осуществлять обучение граждан в сфере профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, а также, если СРО является аккредитованной федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, принимать квалификационные экзамены и выдавать квалификационные аттестаты.
Закон о рынке ценных бумаг устанавливает следующие права СРО:
- получение информации по результатам проверок деятельности своих членов от федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
- контроль за соблюдением своими членами принятых СРО правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагами;
- применение санкций и иных мер в отношении членов организации (их должностных лиц);
- осуществление контроля за исполнением санкций и мер, применяемых к членам организации.
Как известно, правовой статус СРО закреплен Постановлением ФКЦБ России от 1 июля 1997 г. N 24, утвердившем Положение о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг. Саморегулируемые организации приобретают данный статус на основании разрешения, выдаваемого ФСФР. Для получения разрешения организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг, помимо заверенных копий документов о создании должна представить правила и положения организации, принятые ее членами и обязательные для исполнения всеми ими. В правилах и положениях, в частности, должны содержаться требования в отношении стандартов осуществления профессиональной деятельности, процедур проведения проверок членов организации, санкций, применяемых к ним.
В выдаче такого разрешения может быть отказано, если в представленных организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг документах не содержатся установленные законом требования, а также предусматривается хотя бы одно из следующих положений:
- возможность дискриминации прав клиентов, пользующихся услугами членов организации;
- необоснованная дискриминация членов организации;
- необоснованные ограничения на вступление в организацию и выход из нее;
- ограничения, препятствующие развитию конкуренции профессиональных участников рынка ценных бумаг, в том числе регламентация ставок вознаграждения и доходов от профессиональной деятельности членов организации;
- регулирование вопросов, не относящихся к компетенции, а также не соответствующих целям деятельности СРО;
- предоставление недостоверной или неполной информации.
Отказ в выдаче разрешения по иным основаниям не допускается.
Саморегулируемая организация обязана представлять в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг данные обо всех изменениях, вносимых в документы о создании, положения и правила СРО, с кратким обоснованием причин и целей таких изменений. Изменения и дополнения считаются принятыми, если в течение 30 календарных дней с момента их поступления федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг не направлено письменное уведомление об отказе с указанием его причин.