Файл: Рынок ценных бумаг..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В ст. 142 ГК законодатель делает попытку устранить главное противоречие прежней редакции ГК РФ в общей юридической конструкции ценной бумаги: соотношение понятий "документарная ценная бумага" и "бездокументарная ценная бумага". В новой редакции Гражданский кодекс рассматривает документарные и бездокументарные ценные бумаги как отдельные правовые институты, закрепляя для каждого типа ценной бумаги отдельные определения.

Определение понятия "документарные ценные бумаги" во многом сходно с определением, содержавшимся в прежнем Гражданском кодексе. Это - документы, соответствующие установленным законом требованиям и удостоверяющие обязательственные и иные права, осуществление и передача которых возможны только при предъявлении таких документов. Данное определение более правильное, хотя по-прежнему недостаточно законченное и последовательное. Прежняя редакция Гражданского кодекса, содержавшая единое определение понятия "ценная бумага", говорила об удостоверении только имущественных прав, не упоминая неимущественных, таких, например, как право владельца акции на участие в управлении акционерным обществом. Последние получили закрепление чуть позднее, в определении понятия "эмиссионной ценной бумаги", данном в ст. 2 Закона "О рынке ценных бумаг".[10]

Непоследовательность заключается в упоминании наряду с обязательственными "иных прав" с неясным юридическим содержанием. Отчасти, по-видимому, законодатель здесь формулирует норму на перспективу, предполагая по мере развития и диверсификации российской экономики появление новых видов ценных бумаг и удостоверяемых ими прав. Однако возможно также, что законодатель концептуально не был уверен в том, какие имущественные и неимущественные права могут удостоверяться документарными ценными бумагами, могут ли имущественные права быть, например, только обязательственными, и проч. Таким образом, вопрос об "иных правах" нуждается в дополнительном рассмотрении. Вполне вероятно, законодатель упоминанием "иных прав" сделал уступку сторонникам вещных прав, удостоверяемых ценными бумагами. Следует заметить, что авторы - сторонники данной концепции, как правило, сопровождают свои выводы оговорками (иногда весьма показательными). В частности, В.А. Белов, анализируя содержание удостоверяемых прав даже такими "исключительно вещными" товарораспорядительными ценными бумагами, как коносаменты и складские свидетельства, отмечает, что в действительности они удостоверяют "не более чем требование выдачи товара определенного количества, рода и качества".[10]


Это также не могут быть корпоративные или преимущественные права, так как последние могут удостоверяться лишь бездокументарными ценными бумагами, в первую очередь такими эмиссионными ценными бумагами, как акции. В любом случае данный факт означает отсутствие ясности понимания и единства мнений в экспертном и законодательном сообществе в отношении юридического содержания понятия "документарные ценные бумаги". На наш взгляд, удостоверяемые документарными ценными бумагами имущественные права не могут быть вещными, они имеют обязательственную природу. Их конструкция строится в соответствии со ст. 307 ГК РФ, согласно которой в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Под эту конструкцию подпадают все известные удостоверяемые ценными бумагами имущественные права.

В отношении неимущественных прав, удостоверяемых документарными бумагами, на настоящий момент можно с уверенностью говорить лишь о различного рода информационных правах. Речь идет, в частности, о праве на информацию владельцев документарных ценных бумаг по отношению к эмитенту и другим лицам (в первую очередь к брокерам, регистраторам, депозитариям и т.п.) (например, право владельца предъявительских облигаций или банковских сертификатов на информацию о характере, объеме удостоверяемых прав, сроках погашения и т.п. эмитированных ими ценных бумаг). То есть это исключительно "вторичного рода" права, сопровождающие владение документарной ценной бумагой.

В новой редакции Гражданского кодекса бездокументарные ценные бумаги получили равный статус с ценными бумагами в документарной форме. Они перестали быть просто фикцией, лишь специальным способом фиксации прав, как это было согласно ст. 149 старой редакции ГК РФ. Определение понятия "бездокументарные ценные бумаги" приводится в соответствие с идеологией Закона "О рынке ценных бумаг", где впервые в российском законодательстве бездокументарные ценные бумаги стали рассматриваться как форма эмиссионных ценных бумаг, когда владелец устанавливается на основании записи в реестре владельцев ценных бумаг или, в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо (ст. 2 Закона). Согласно Кодексу "бездокументарными ценными бумагами" признаются обязательственные и иные права, которые закреплены в решении о выпуске или ином акте лица, выпустившего ценные бумаги в соответствии с требованиями закона, и осуществление и передача которых возможны только с соблюдением правил учета этих прав в соответствии со ст. 149 Гражданского кодекса РФ (п. 1 ст. 142). В контексте бездокументарных ценных бумаг категория "иных прав" имеет значительно более широкое содержание. Вероятно, здесь под "иными правами" следует понимать наряду с вышеупомянутыми информационными правами также различного рода индивидуальные и коллективные корпоративные и преимущественные права, опосредующие членство владельца бездокументарной ценной бумаги, в первую очередь акции, в хозяйственном обществе. Корпоративные права опосредуют участие их владельцев в управлении акционерным обществом, позволяют через участие в процессе принятия решений (в частности, через голосование на общем собрании акционеров) обеспечить реализацию своего интереса. Однако формального владения, в частности, акциями для достижения своего интереса бывает недостаточно. Достижение целей владельца таких ценных бумаг зависит от их количества, от величины пакета принадлежащих ему ценных бумаг. Именно величина пакета ценных бумаг позволяет владельцу получить преимущества по отношению к другим акционерам или третьим лицам, т.е. получить преимущественные права. Данные отношения регулируются Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (ст. 7, 40 - 41).[10]


В целом, несмотря на высказанные замечания, следует отметить, что новая редакция ст. 128 - 130 и главы 7 Гражданского кодекса РФ устраняет многие противоречия и пробелы старого ГК РФ в отношении ценных бумаг, означает значительный шаг в совершенствовании регулирования ценных бумаг и отражает новый этап развития российского рынка ценных бумаг (который, к сожалению, пока не достиг зрелости, сравнимой с более "старыми" иностранными финансовыми рынками).

Общая идеология регулирования как документарных, так и бездокументарных ценных бумаг в Гражданском кодексе во многом приведена в соответствие с Концепцией развития гражданского законодательства Российской Федерации, произведена "ревизия" норм о ценных бумагах, в Кодексе появилась Общая часть, посвященная ценным бумагам. Бездокументарные бумаги получили отдельное регулирование, они перестали быть фикцией, лишь специальным способом фиксации прав, как это было в старой редакции ГК РФ, появились специальные нормы, учитывающие специфику их оборота. По сути, можно говорить о "мини-кодификации" норм гражданского законодательства о ценных бумагах.

Однако некоторые вопросы не получили целостного и законченного раскрытия и регулирования, как, например, понятие "иных прав", удостоверяемых ценными бумагами, что особенно актуально в отношении документарных ценных бумаг. Сохраняются некоторая незаконченность, отсутствие сквозного единообразного специального регулирования бездокументарных ценных бумаг. Хотя бездокументарные ценные бумаги получили отдельное место среди объектов гражданских прав посредством категории "иное имущество", вряд ли можно говорить, что данная категория полностью отвечает долговременным потребностям их гражданского оборота. По-видимому, невозможность для бездокументарных ценных бумаг найти более адекватное место среди объектов гражданских прав и отсутствие регулирования некоторых других вопросов оборота ценных бумаг связаны с недостаточной зрелостью рынка ценных бумаг в целом, незрелостью соответствующих ему правоотношений, как следствие - с неразвитостью российской теории ценных бумаг и современного гражданского права, особенно в контексте новейших тенденций "дематериализации", "обездвижения", "безбумажного оборота" ценных бумаг и проч.


3 Саморегулирование и саморегулируемые организации на рынке ценных бумаг

Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных. Сложность отношений на рынке, его масштабность, присущий рынку риск, интересы безопасности его участников обусловливают необходимость принятия детальных стандартов и правил работы на данном рынке, а также привлечения к вопросам его регулирования различных государственных органов и саморегулируемых организаций (СРО). При этом государство стремится к взаимодействию с СРО, поскольку это ведет к уменьшению затрат времени и финансовых ресурсов профессиональных участников рынка в связи с выполнением требований органов регулирования.

Впервые термины "саморегулирование" и "саморегулируемая организация" появились в США и Великобритании, где данные организации возникли в начале XX в..

Саморегулирование как способ регулирования рынка ценных бумаг известен Великобритании, Франции, США и другим странам. Оно открывает возможности для достижения баланса интересов между государством и участниками рынка ценных бумаг, а также между самими участниками фондового рынка.

Саморегулирование означает участие профессионального сообщества (профессиональных участников рынка ценных бумаг) в регулировании рынка. В классической теории саморегулирования государство делегирует часть своих функций организациям профессионального сообщества (СРО). При этом саморегулирование следует рассматривать как принцип организации взаимодействия государства и предпринимательских сообществ, а СРО - как промежуточное звено между государством и обществом.

В литературе высказывается мнение о несомненной публичной роли саморегулирования. Саморегулирование как таковое подчас связывается с "приватизацией" государства и созданием и деятельностью независимых органов, тесным взаимодействием с гражданами и общественностью. В этом, как представляется, кроется некая особая правовая природа СРО, что проявляется в их практической деятельности. Сейчас такие организации осуществляют свою деятельность в тесном взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Правовое положение СРО, их функции, задачи и полномочия не должны целиком и полностью совпадать с положением и компетенцией соответствующих государственных органов, в противном случае они превратятся в придаток государственных органов.


Неслучайно в научных работах можно нередко увидеть именно медиативную функцию саморегулирования. Так, Т.В. Дзгоев в исследовании, посвященном правовому положению СРО аудиторов, приходит к выводу, что СРО выступают посредниками между государственными органами и участниками рыночных отношений в самых различных сегментах экономики.

Такая позиция заслуживает внимания, поддержки и более детального рассмотрения сути данного феномена. Саморегулирование служит своеобразным инструментом защиты предпринимателей от избыточного государственного контроля и необоснованного вмешательства в рыночные процессы. В то же время саморегулирование - это способ согласования воли и интересов субъектов предпринимательства с волей и интересами государства. В этом также выражается самостоятельный характер саморегулирования как формы регулирующего воздействия на общественные отношения.

Саморегулирование - это не подчиненная государственному органу часть регулирования, а самостоятельный его уровень, примерно в том же устоявшемся понимании, в каком местное самоуправление не является составной частью органов государственной власти. Механизм саморегулирования и государственное регулирование должны работать во взаимодействии, при этом саморегулирование не подменяет собой государственное регулирование, а дополняет его.

Следует отметить и основные принципы саморегулирования:

- базой саморегулирования является действующее законодательство;

- оно направлено на частичное замещение государственного регулирования в определенных областях экономики;

- правила поведения, выработанные в СРО, дополняют и конкретизируют соответствующие нормы законодательства;

- нормы саморегулирования, как правило, ужесточают требования к участникам рыночных отношений.[3]

Известного внимания заслуживает механизм организации деятельности СРО, который во многом обеспечивается выбором их организационно-правовой формы.

Саморегулируемая организация не рассматривается как самостоятельная организационно-правовая форма юридического лица. Как отмечают специалисты, на практике чаще всего СРО создаются в форме ассоциаций и некоммерческих партнерств.

К саморегулируемым организациям рынка ценных бумаг относятся некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка на добровольной основе с целью регулирующего воздействия на рынок.

Как некоммерческие организации СРО характеризуются следующими признаками и особенностями правового статуса: