Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 3
Отечественный рынок ценных бумаг характеризует континентальную модель, в которой у постоянных владельцев сосредоточено 70 - 80% акций, а 20 - 30% находятся на рынке и рассматриваются как объект временного размещения средств. Фактически российский фондовый рынок - это рынок крупных пакетов ценных бумаг, сосредоточенных в руках акционеров - юридических лиц, в том числе банков. Особенность такого положения дел заключается в устранении мелкого инвестора от участия в капитале акционерных компаний, что весьма характерно практически для всех стран с переходной экономикой (Венгрия, Польша, Чехия, а также Россия). В данных условиях ценные бумаги без особых ограничений имеют возможность приобретать субъекты со значительными финансовыми возможностями, к каковым можно отнести банковский сектор.
В рамках дальнейшего поступательного развития механизма оборота ценных бумаг, по справедливому мнению Е.Г. Хоменко, основной задачей по-прежнему является привлечение мелкого отечественного инвестора к осуществлению операций на фондовом рынке. Для этого необходимо создавать благоприятный климат для инвестирования и проводить политику всесторонней защиты этой категории участников рынка от рисков, возникающих на рынке ценных бумаг. Не последнюю роль играют факторы доступности к операциям на фондовом рынке, развития современных технологий, например организация торгов через Интернет и т.п..
Объем государственного вмешательства в экономку рынка должен определяться степенью развитости и публичной значимости сферы, в которой функционирует соответствующий рынок. В свою очередь, публичная значимость определяется государственным интересом в обеспечении не только публичного, но и частного порядка. В последнем случае речь идет о частных инвесторах - гражданах, которые, приобретая ценные бумаги, инвестируют свои накопления в деятельность различных компаний. И именно в защите прав интересов физических лиц - инвесторов должно быть заинтересовано государство, оберегая их от недобросовестных эмитентов и сомнительных для гражданского оборота участников экономических отношений. В частности, отношения, связанные с возникновением ценных бумаг (представляющие собой весьма значительный блок), обладают публичной природой и подлежат разумному государственному контролю, для них характерно властное государственное начало. Между тем надлежащее государственное регулирование рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка может стимулировать межотраслевое перемещение капиталов.
2 Ценные бумаги как объекты гражданских прав
Гражданское законодательство о ценных бумагах в середине прошлого года претерпело существенные, давно ожидавшиеся изменения и дополнения. Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" были реформированы нормы ГК РФ о ценных бумагах. Закон дополнил общие положения Гражданского кодекса другими нормами общего характера, взятыми из нормативных актов, регулирующих отдельные виды бумаг. По сути, законодатель произвел мини-кодификацию законодательства о ценных бумагах. Законодатель действовал в русле Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации. Концепция призывала к "ревизии" норм ГК РФ о ценных бумагах и указывала на необходимость "устранить имеющиеся в Кодексе внутренние противоречия цивилистической конструкции ценной бумаги".[10]
Новый Гражданский кодекс, как и прежний, относит ценные бумаги к объектам гражданских прав (ст. 128 ГК). Согласно Кодексу объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте. Гражданский кодекс указывает, что законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности, могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок с которыми допускается по специальному разрешению (ст. 129 ГК). Хорошо известно, что на рынке ценных бумаг такие примеры встречаются весьма часто. В частности, на рынке государственных ценных бумаг Правительство РФ и другие уполномоченные органы в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" имеют право устанавливать ограничения оборотоспособности государственных ценных бумаг, а также ограничивать круг "лиц, которым данные ценные бумаги могут принадлежать на праве собственности или ином вещном праве" (ст. 8). [10] Правительство пользуется этой нормой при установлении ограничений в отношении различных видов государственных облигаций (например, ОФЗ, ГСО), а также в отношении нерезидентов, физических лиц и т.п.
В отличие от прежней редакции новый Гражданский кодекс к вещам относит только документарные ценные бумаги. Бездокументарные ценные бумаги наряду с безналичными денежными средствами относятся к "иному имуществу" (ст. 128 ГК). При этом документарные ценные бумаги относятся к движимым вещам, признаются движимым имуществом. Таким образом, законодатель подтвердил "вещность" только документарных ценных бумаг, исключив из числа вещей бездокументарные ценные бумаги. Вопрос об отнесении ценных бумаг к вещам еще недавно являлся весьма дебатируемым в российской цивилистической науке и вызывал серьезную критику. Очевидно, что во многом это произошло в силу острой необходимости и здравого смысла российского законодателя использовать в условиях, по сути, правового вакуума начала 90-х годов сложившийся в течение тысячелетий юридический инструментарий вещного права в отношении, в том числе, и ценных бумаг. Эту же позицию в свое время заняли регуляторы фондового рынка, и в течение долго времени занимали ВАС РФ и другие суды. Хотя на окружном уровне имелась и прямо противоположная судебная практика. Кроме этого, совершенно естественно, что развитие и диверсификация экономических отношений неумолимо приводят к диверсификации, усложнению, расширению числа и т.п., в том числе и видов, объектов гражданских прав.
Отнесение бездокументарных ценных бумаг к "иному имуществу" вызывает гораздо больше вопросов. Понятно намерение законодателя отделить ценные бумаги в документарной форме от бездокументарных уже на уровне объектов гражданских прав. Однако это должно было облегчить достижение более важной цели - подчинить бездокументарные ценные бумаги регулированию обязательственным правом. И этой цели законодатель своей последней формулировкой ст. 128 ГК РФ полностью не добился. Конструкция "иного имущества" лишь опосредует право собственности на обязательственные права. Верно то, что этой цели законодатель в какой-то мере добивается в других положениях Гражданского кодекса, путем использования специальной терминологии, указанием на типично обязательственно-правовые средства защиты и т.п., при этом без достаточной правовой основы на уровне общих формулировок содержания понятия "объекты гражданских прав".[10] Например, право требовать от обязанного лица исполнения по бездокументарной ценной бумаге признается за лицом, указанным в учетных записях в качестве правообладателя (п. 1 ст. 149), т.е. у бездокументарной бумаги не может быть владельца, поскольку она не является вещью. Правообладатель, со счета которого были неправомерно списаны бездокументарные ценные бумаги, вправе требовать от лица, на счет которого ценные бумаги были зачислены, возврата такого же количества соответствующих ценных бумаг (п. 1 ст. 149.3), т.е. нет необходимости идентификации "тех же самых" бездокументарных бумаг. Правообладатель, чьи права были нарушены неправомерным списанием бездокументарных ценных бумаг, при наличии возможности приобретения таких же ценных бумаг на организованных торгах по своему выбору вправе требовать от лиц, несущих перед ним ответственность за причиненные убытки, приобретения таких же ценных бумаг за их счет либо возмещения всех необходимых для их приобретения расходов (п. 3 ст. 149.3), что указывает на невозможность виндикации обязательственных прав и т.п.
Незаконченность, отсутствие сквозного единообразного специального регулирования бездокументарных ценных бумаг в новом Гражданском кодексе объясняет присутствие в Кодексе положений о применении к обороту бездокументарных ценных бумаг правил о документарных или об именных документарных ценных бумагах (п. 6 ст. 143 и п. 3 ст. 149.1). Хотя законодатель указывает, что эти правила применяются, если "иное не установлено настоящим Кодексом, законом или не вытекает из особенностей фиксации прав на бездокументарные ценные бумаги" или "не противоречит существу таких ценных бумаг", понятно, что многое будет зависеть от судебной практики и потребует законодательных изменений и дополнений в будущем.
По-видимому, невозможность для бездокументарных ценных бумаг найти более адекватное место среди объектов гражданских прав связано с недостаточной зрелостью рынка ценных бумаг в целом, незрелостью соответствующих ему правоотношений, как следствие - неразвитостью российской теории ценных бумаг и современного гражданского права, особенно в контексте новейших тенденций "дематериализации", "обездвижения", "безбумажного оборота" ценных бумаг и проч.[10]
В этом контексте, к сожалению, по-прежнему остаются во многом актуальными выводы авторов доклада "О концептуальных подходах к месту и роли депозитарной деятельности на современном рынке ценных бумаг", где отмечается, что "для описания отношений, связанных с ценной бумагой, приходится выбирать между двумя юридическими инструментариями, свойственными либо вещному, либо обязательственному праву. Ни одно из них полностью не подходит к описанию всей полноты отношений, которые возникают в реальной жизни по поводу ценных бумаг. Так, "традиционный" инструментарий права собственности не дает для "бездокументарных" ценных бумаг полного решения вопросов виндикации, защиты добросовестного приобретателя, передачи ценных бумаг (гражданское законодательство говорит о "вручении" вещи). В то же время инструментарий традиционного обязательственного права не подходит с точки зрения концепции уступки требования (цессии), которая допускает право должника предъявлять новому кредитору возражения, основанные на его отношениях со старым кредитором, что полностью исключает концепцию легитимации по ценным бумагам (когда, например, запись в реестре кредиторов по ценным бумагам должна давать "очищающее" значение для нового приобретателя). При обоих подходах (и при "вещном", и при "обязательственном"), с одной стороны, необходимо делать некоторые (более или менее существенные) "опущения" из правил, а с другой стороны - дорабатывать юридический инструментарий".[10]
Пункт 2 ст. 130 ГК устанавливает, что регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе. Общие положения о государственной регистрации прав на имущество содержатся в ст. 8.1 ГК РФ. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения (п. 1 ст. 8.1). Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8.1). Вопрос о регистрации "иного имущества", т.е. бездокументарных ценных бумаг, в Кодексе специально никак не оговаривается. В отношении ценных бумаг вообще в ст. 142 (п. 2) Кодекса закрепляется норма о необходимости государственной регистрации выпуска и выдачи ценных бумаг в случаях, установленных законом. Специальным законом, регулирующим данные отношения, является Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (глава 5) (далее - Закон "О рынке ценных бумаг"). Закон регулирует выпуск и обращение эмиссионных ценных бумаг как в документарной, так и в бездокументарной форме независимо от типа эмитента. Согласно Закону государственная регистрация требуется при выпуске как ценных бумаг - движимых вещей (например, предъявительских облигаций), так и ценных бумаг - обязательственных прав (акций, именных облигаций, опционов эмитента, российских депозитарных расписок). Закон содержит и исключения. Не требуется государственная регистрация, например, для облигаций Банка России, а также биржевых облигаций (они выпускаются на предъявителя с обязательным централизованным хранением) (ст. 27.5-1 и 25.5-2 Закона). К иным ценным бумагам положения данного Закона применяются, только если это специально предусмотрено федеральными законами (ст. 1 Закона).