Файл: «Невербальные проявления эмоциональных состояний человека.».pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 3
Прикосновение к уху. Почесывание уха является облегченным вариантом "затыкания" ушей и означает, что человек не хочет слышать, что он говорит. Такая реакция возможна, если собеседнику стало скучно вас слушать или он не согласен с одним из ваших высказываний.
Рукой подперев подбородок, голову говорит о том что, если ему скучно, неинтересно и он борется со своим желанием заснуть.
Поглаживание подбородка. Этот жест говорит о том, что собеседник находится в стадии размышлений и рассматривает возможные варианты.
Жесты эмоционального дискомфорта. Многочисленные жесты - собирание несуществующих ворсинок, снимание и надевание кольца, почесывание шеи, "приведение в порядок" одежды, крутя ручки или сигареты - указывают на то, что собеседник нуждается в поддержке. В таком состоянии он не готов в полной мере воспринимать информацию.
Жесты нетерпения. Если человек постукивает пальцами по столу, ерзает на стуле, притоптывая ногой посматривает на часы, то тем самым он показывает другим людям, что его терпение заканчивается.
Наиболее часто употребляемые движения головы - это кивок головой и отрицательное покачивание головой, этот жест являются врожденными.
Существует три основных положения головы. Первое видео головки. Это положение характерно для человека, нейтрально относящийся к тому, что он слышит. Второй, склонив голову на сторону, которая говорит, что у человека пробудился интерес (то, что люди, как животные, склоняю голову, когда что-то интересно, впервые заметил Чарльз Дарвин). И, наконец, когда голова наклонена вниз, значит, отношение человека отрицательное и даже осуждающее. В этом случае следует чем-то заинтересовать собеседника, чтобы заставить его поднять голову.
Есть движения глаз, покраснение щек, увеличение количества миганий, подергивания губ и т. д.
Мы не знаем, сколько различных жестов люди используют при общении, как часто он сопровождает свою речь.
Механические жесты отвлекают слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего свидетельствует о его незащищенности.
У нас есть 10 пальцев и каждый палец сгибается в трех местах. Кроме того, каждый рычаг подвижный в запястье. А если двигать к тому же локтем и предплечьем, то можно сделать на руке и пальцам еще больше разных положений.
Один специалист подсчитал, сколько различных движений и положений доступно для владельца. Он утверждает, что есть 700000!
И это замечательно.
Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.
Понятна ли фраза, сказанная без жеста: "дочь у меня вот тут сидит"? Нет, непонятно. Где "здесь"? В углу комнаты, за столом, смотрит телевизор, или куда-то еще? Указательное местоимение требует уточнения. Но если диктор будет сопровождать эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), то написано смысл в том, что дочь его иждивении, непомерно обременяет его.
В русском языке есть много выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называя определенного жеста. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека. Его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, и разные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, развести руками, сдаваться, положа руку на сердце, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.
В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.
Ритмические жесты.
Ритмические жесты связаны с ритмикой речи.
Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.
Сказать, например, пословицы:
Говорит, что фильтрация воды;
Строчит как из пулемета, сопровождающиеся ритмичными жестами.
Утверждаю первый говорю, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую. В то время как гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие шинковки капусты.
Эмоциональные жесты.
Часто наше эмоциональное волнение, радость, восторг, ненависть, печаль, разочарование, недоумение, растерянность, замешательство-все это проявляется не только в выборе слов, интонации, но и жесты.
Жесты, которые передают различные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаний, поскольку эти жесты стали общезначимы. Например: бить себя в грудь, стучать кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.
В педагогической практике существует правило: учитель не должен создавать избыточную атмосферу в классе - это отвлекает. Жест поддержки объяснения учителя зависит от излагаемого материала. Выбор жестов учителя обусловлено задачей, которую они ставят перед детьми. Основная цель жестов-обеспечить понимание студентами учебного материала.
Указательные жесты
Скажите, можно ли выполнять приказания: "Открой окно", "эту книгу не бери, возьми вон", если они произносятся без жеста? Ответ один: "нет!" В таких ситуациях указующий жест. Им говорящий выделяет предмет из ряда однородных, показывает место-рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок-по очереди, через одного.
Можно указать взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, повернуть тело.
Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Когда говорящий показывает себе на грудь - слева, где сердце, говоря: "у него тут (жест) ничего нет". Понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке.
Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией.
Вот некоторые примеры:
Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, он указывает на то место на руке, где вы носите часы. Угадайте, что он спросил? Он хочет знать время.
Ситуация другая. Ассистент ректора делает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: "время истекло. Пора заканчивать лекцию".
Наконец, этот же жест может означать: "поторопись! Это было время, чтобы пойти".
Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), которую вы указываете.
Красивые жесты.
Теперь, давайте проведем эксперимент. Попросите кого-нибудь, кто сейчас рядом с вами или рядом с Вами, на вопрос: "Что такое винтовая лестница и рябь на воде?" Ответ: "это лестница вот такая (это вращательное движение правой рукой по вертикали). А рябь... (волна рукой по горизонтали)". Задайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы увидите, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать словарное определение (толкование): винтовая лестница-лестница, ведущая по спирали, спиральные; рябить - легкое колебание водной поверхности, а также легкие волны от такого колебания. Но жест нагляднее, он как изображает предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется тонкой.
Изобразительные жесты появляются в следующих случаях:
- если вам не хватает слов, чтобы полностью передать представление;
- если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, отсутствие концентрации, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);
- если необходимо усилить впечатление и воздействовать дополнительно и четко слушателя.
Однако, используя визуальный жестами, нужно соблюдать чувство меры: эти жесты не могут заменить язык слов.
Символические жесты.
Вы, конечно, не раз бывали в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, в заключение, прощаясь со зрителями. Самый частый жест-лук, как символ благодарности за теплый прием и аплодисменты.
Или стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, чтобы заключить в свои объятья сидящих в зале. Используют такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердце отношение, любовь актера к зрителям.
Другая картина. Телеведущий когда он называет судью, тот встает, поворачивается к аудитории, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветливо машет рукой.
Такие жесты условны и называются они символическими.
Некоторые из них имеют определенное значение. Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию. Сложив руки на своей голове, выразить превосходство. Руки на ее бедра-символ непокорности. Хватаются за голову-признак неприятности или беды.
Символический жест характерен для ряда типовых ситуаций. Так, существует жест предельности (категоричности) - шашкой махнул правой рукой. Он сопровождает выражения никогда не соглашусь; никто не знал; нигде Вы не найдете; это совершенно ясно; абсолютно не об этом.
Интенсивность жеста, рука сжимается в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда люди говорят, что он очень упрямый; упрямец она; она чувствует такие дисциплины, активность; он был ужасно честолюбив.
Известен также жест отказа, отрицания-отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: нет, нет, нет! Не, не надо, прошу вас; никогда, никогда туда не пойду!
Жест оппозиции, - руки исполняет движение в воздухе "там" и "здесь": пришли, молодые и старые; нет ничего, что я пришел сюда; одно окно на север, другое на юг. Подходит скамейки, большие и маленькие.
Жест разъединения, - четко выявить, "идут" в разные стороны: это совершенно разные приемы, это надо различать; мы разделены; они разошлись; братья разъехались.
Жест объединения, сложения, суммы-пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: они хорошо сработались; очень они подходят друг другу; мы знаем, как находить контакты; а если вместе это положить? Давайте объединять силы; только объединившись, можем победить.
Подражательные жесты.
Поль Сопер в книге "Основы искусства речи" выделяет еще подражательные жесты. Это жесты, которые оживляют описание. Например, лектор говорит о выступлении политического лидера, известного ученого, художника и старается изобразить его. Другими словами, он перевоплощается, как актер, он изменяет и голос и манеры, стремясь наглядно представить образ, кто-то говорит.
Как нам кажется, в данном случае следует говорить не об особом виде жестов, а об элементах, актерской игры, театрализации лекции.
Высказывания могут сопровождаться не одним, а несколькими жестами. Возьмем предложение: "это меня не касается". Слово " я " используется указательный жест (ладонь движется к середине груди), это сопровождается также указательный жест (рука выбрасывается вперед с руки вверх) не касается-символический жест (покачивание рукой из стороны в сторону).
Жесты, как и слова, очень выразительно, произнести речь, грубый, бесцеремонный характер. Такими жестами, например, являются: поднятый большой палец, когда другие сжаты в кулак, как высшая оценка чего-либо; щелканье пальцем по шее с правой стороны - "пить"; крутил пальцем около виска, что означает "сумасшедший", "сошел с ума".
Многие жесты не фиксируются сознанием, но в полной мере передают настроение и мысли человека. Если вы хотите считаться внимательным и интересным собеседником, то необходимо разбираться в жестах и мимике. Так если пальцы не связаны. Есть три варианта: скрещенные пальцы рук на уровне лица, лежат на столе, лежат на коленях.
Этот жест означает разочарование и желание собеседника скрыть свое отрицательное отношение;
- защита рта рукой (это могут быть только несколько пальцев или кулак). Этот жест означает, что слушатель чувствует, как вы лжете;
- почесывая и потирая ухо. Этот жест говорит о том, что человек наслушался и хочет wacasassa;
- почесывая и потирая шею. Этот жест говорит о сомнении и неуверенности человека;
- пальцы в рот. Этот жест говорит о внутренней потребности в одобрение и поддержке;
- собеседник потирает лоб, виски, подбородок, прикрывает лицо руками -это свидетельствует, что он не хочет говорить в данный момент кого-либо;
- глаза человека - это ярчайший признак того, что он что-то скрывает;
- скрещивание рук на груди собеседника сигнализирует, что лучше прекратить разговор или перейти на другую тему.
Мы должны закончить разговор. Если человек со скрещенными обертывания руки вокруг ваших плеч, это означает, что он готов перейти врукопашную;
- жест "зуд в носу", поза "мыслителя", когда по щеке-жест размышления и оценки;
- обиженный человек чаще всего принимает следующую позу. Он поднимает плечи и опускает голову. Если человек принял эту позу, эту тему должны быть изменены;
- если ваш собеседник ходит по комнате, это значит, что разговор интересует его, но ему нужно подумать, прежде чем принимать решение;