Файл: Организационная культура и её роль в современных ОРГАНИЗАЦИЯХ..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 72
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования организационной культуры
1.1 Понятие организационной культуры, ценности и нормы
1.2. Подходы к изучению организационной культуры
2.Анализ организационной культуры в ООО «Партнерские технологии»
2.1 Общая характеристика организации
18. Прохоров А. М. Советский энциклопедический словарь / А. М. Прохоров, М. С. Гиляров, Е. М. Жуков, Н. Н. Иноземцев, И. Л. Кнунянц, П. Н. Федосеев, М. Б. Храпченко. – изд. Советская Энциклопедия, 1990. – 1599 с.
19. Смирнов Э. А. Теория организации: Учеб. пособие для вузов / Э. А. Смирнов. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 248 с.
20. Стеклова О. Е. Организационная культура: учебное пособие / О. Е. Стеклова. – Ульяновск: УлГТУ, 2014. – 127 с.
21. Тихомирова О. Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка / О. Г. Тихомирова. – СПб.: Питер, 2008. – 148 с.
22. Шаповалова И. С. – Организационная культура: практикум / И. С. Шаповалова. – ИПК НИУ «БелГУ», 2011. – 108с.
23. Шейн Э. Х. Организационная культура и лидерство. Построение, эволюция, совершенство / Э. Х. Шейн. – пер. с англ. – СПб.: Питер, 2014. – 336 с.
24. Щербина В. В. Социальные теории организации. Словарь / В. В. Щербина. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 264 с.
Приложение 1
Опросник на определение склонности к типу организационной культуры
Выберите для каждого утверждения один из 4-х вариантов продолжения, которое с Вашей точки зрения является наиболее правильным (по принципу «это мне подходит»). В случае затруднения (например, подходит несколько вариантов ответа) выбирайте тот вариант, который бы Вы отметили в первую очередь.
1. Жизнь организации должна направляться
a. сильным руководством
b. постоянными согласованиями и обсуждениями всех членов организации
c. инициативой каждого отдельного сотрудника
d. коллективной работой на основе общей идеи
2. Настоящий руководитель (лидер) в первую очередь должен
a. обладать различными ресурсами (имидж, деньги, связи и т.д.) и пользоваться признанием у подчиненных
b. внушать безусловное доверие и восхищение, являться для остальных «папой»
c. быть «путеводной звездой», инициатором процесса творчества
d. обладать властью и соответствующим положением
3. Повседневная работа должна
a. быть понятной и осуществляться по привычному плану без особых изменений
b. постоянно совершенствоваться
c. зависеть от того, что скажет руководство
d. выполняться и изменяться каждым сотрудником по-своему, исходя из конечной цели
4. Желания и интересы отдельных сотрудников
a. должны согласовываться с интересами организации через договоренности
b. индивидуальны и должны учитываться организацией, если она хочет достичь своих целей
c. должны совпадать с интересами организации
d. должны быть подчинены интересам организации
5. Основная задача руководства
a. задать общую цель и разъяснить как ее достичь
b. четко структурировать бизнес-процессы, создавать инструкции, положения, нормативы и с их помощью работать с подчиненными
c. задавать общий контекст движения и взаимодействия команды, предоставлять сотрудникам возможности развития
d. дать сотрудникам возможность делать так, как они считают нужным и спрашивать только результат
6. Разногласия и конфликты между сотрудниками - это
a. угроза стабильности организации, мешают работе
b. тревожный факт, означающий расхождение с общими целями и задачами
c. продуктивное выражение индивидуальных мнений и различий во взглядах
d. необходимость для эффективного решения проблем
7. Общение между сотрудниками должно строиться на основе
a. деловых интересов
b. эмоциональной взаимоподдержки, «семейного» отношения друг к другу
c. открытости, всестороннего обсуждения рабочих вопросов
d. формальных правил, принятых в организации
8. Рабочая информация и данные
a. это совместное знание, которое не нужно выносить вовне
b. должны контролироваться и доступ к ним должен быть ограниченным
c. оцениваются и распределяются открыто
d. личное достояние каждого, поэтому должно использоваться для индивидуальных достижений
9. Решения в организации должны приниматься на основе
a. обсуждения за круглым столом переговоров, позволяющего увидеть проблему с разных сторон
b. принятых традиций, исходя из прошлого опыта компании
c. потенциальной выгоды (прибыли) и рисков
d. нормативных документов (инструкций, регламентов и т.д.) и стандартов качества
10. Предпочтительно делать что-либо
a. ориентируясь на выгоду для себя и организации
b. в соответствии с общими целями задачами и исходя из традиций организации
c. с оригинальностью и изобретательностью
d. придерживаясь норм и инструкций
11. Рабочая обстановка должна быть
a. соревновательна, конкурентна и ориентирована на получение конкретного результата
b. возбуждающа, изменчива и с творческими возможностями
c. стабильна, знакома и безопасна
d. гармонична, комфортабельна и нравиться людям
12. Основным принципом организации должно быть:
a. мы одна семья
b. выживает сильнейший
c. без порядка и сильная рать погибает
d. нет предела совершенству
Ключи к опроснику №1 на определение склонности к типу организационной культуры
По таблице нужно определить преобладающий тип культуры (к какому типу относится наибольшее число ответов). Чистый тип встречается редко, часто возможно равное тяготение корпоративной культуры к двум типам.
№ |
ООК |
ПрОК |
БОК |
ПОК |
1 |
D |
C |
A |
B |
2 |
B |
A |
D |
C |
3 |
A |
D |
C |
B |
4 |
C |
B |
D |
A |
5 |
A |
D |
B |
С |
6 |
B |
C |
A |
D |
7 |
B |
A |
D |
C |
8 |
A |
D |
B |
C |
9 |
B |
C |
D |
A |
10 |
B |
A |
D |
C |
11 |
D |
A |
C |
B |
12 |
A |
B |
C |
D |
ООК - органическая организационная культура
ПрОК - предпринимательская организационная культура
БОК - бюрократическая организационная культура
ПОК - партиципативная организационная культура
Приложение 2
Анкета для проведения опроса с целью выявления уровня информированности сотрудников
Уважаемый сотрудник!
Просим Вам ответить на следующие вопросы с целью повышения эффективности деятельности нашей организации в целом, и нашего отдела, в частности.
- Достаточно ли информации о причинах основных решений в отделе?
- очень много;
- достаточно;
- мало;
- очень мало
- Достаточно ли информации о планах организации на будущее?
- очень много;
- достаточно;
- мало;
- очень мало
- Достаточно ли информации непосредственно о вашей работе?
- очень много;
- достаточно;
- мало;
- очень мало
- Достаточно ли информации о нововведениях в отделе?
- очень много;
- достаточно;
- мало;
- очень мало
- Достаточно ли информации о деятельности Вашего отдела?
- очень много;
- достаточно;
- мало;
- очень мало
- Достаточно ли информации о предстоящих изменениях на Вашем рабочем месте?
- очень много;
- достаточно;
- мало;
- очень мало
7. Уточните, какие каналы коммуникации используются для передачи информации в Вашем отделе:
- Непосредственный руководитель
- Газета или журнал подразделения
- Личное письмо
- Стенды
- Рабочие собрания, совещания, профессиональные собрания
- Разговоры, слухи, сплетни
8. Выделите, пожалуйста, наиболее предпочтительные для Вас каналы коммуникации?
- Непосредственный руководитель
- Газета или журнал подразделения
- Личное письмо
- Стенды
- Рабочие собрания, совещания, профессиональные собрания
- Разговоры, слухи, сплетни
9. Как Вы считаете, есть ли наличие связи между степенью информированности, удовлетворенностью работой и качеством исполнения?
- предоставление дополнительной информации приведет к повышению удовлетворенности от работы;
- повышение удовлетворенности от работы будет сопровождаться ростом качества исполнения;
- есть связь между уровнями информированности и удовлетворенности;
- рост информированности положительно повлияет на качество исполнения.
Спасибо за внимание! Нам очень важно Ваше мнение!
Приложение 3
Тест «Пульсар»
Просим вас оценить качества коллектива, в котором вы работаете. В опроснике представлены название качества и его содержательная характеристика. В бланке ответов поставьте, пожалуйста, тот балл (от 12 до 1), который, по вашему мнению, соответствует развитию данного качества в вашем коллективе.
Благодарим за участие в исследовании.
Ф. И. О. ____________________________________________
Дата заполнения _____________________________________
Балл |
Оцениваемое качество |
|
1. Подготовленность к деятельности |
||
12 11 10 |
Все члены нашего коллектива обладают глубокими профессиональными знаниями, способны с успехом применять их на практике, заинтересованы в повышении своей квалификации. Каждый член коллектива имеет высокий профессиональный авторитет. Коллектив добивается высоких показателей в труде. |
|
9 8 7 |
Большинство членов коллектива имеют хорошую профессиональную подготовку, стремятся повысить свою квалификацию, стараются применять свои знания па практике |
|
6 5 4 |
В нашем коллективе есть и недостаточно квалифицированные работники, которые своим самомнением наносят ущерб профессиональному авторитету коллектива |
|
3 2 1 |
Члены коллектива имеют низкую профессиональную подготовку. В большинстве вопросов — это дилетанты, не умеющие грамотно решать производственные проблемы и квалифицированно выполнять свою работу. Коллектив часто срывает выполнение производственных заданий |
|
2. Направленность |
||
12 11 10 |
Наш коллектив имеет общую, очевидную для всех цель, которая осознается и понимается каждым как его собственная. Коллектив опирается на давние традиции, вырабатывая взаимоуважительные нормы поведения, общие ценности. В нашем коллективе высоко ценятся принципиальность, честность, бескорыстие |
|
9 8 7 |
Перед нашим коллективом стоит общая задача. Каждый член коллектива старается удовлетворить свои интересы в рамках решения общей групповой задачи. В нашем коллективе выработаны взаимоприемлемые нормы поведения |
|
6 5 4 |
У каждого члена нашего коллектива существуют свои индивидуальные цели и ценности, которые совершенно не занисят от официальной цели коллектива. Каждый в своем поведении руководствуется собственными нормами и правилами, не пытаясь согласовывать их с другими членами коллектив |
|
3 2 1 |
Наш коллектив существует только как официальная организация, цели которой не принимаются, а часто и входят в противоречие с целями отдельных членов коллектива. Каждый строит свое поведение, опираясь на эгоистические цели. В отношениях наблюдается конфликтность, агрессивность |
|
3. Организованность |
||
12 11 10 |
Наш коллектив способен самостоятельно организовать работу и досуг. Отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи и доброжелательности. Мы всегда совместно и дружно решаем, как нам эффективнее организовать свой труд. В коллективе есть авторитетные специалисты, способные взять на себя функции организаторов работы |
|
9 8 7 |
Наш коллектив часто пытается самостоятельно организовать свою работу, но это не всегда получается эффективно. Наш организатор (лидер, бригадир, руководитель) нечетко представляет себе план работы и возможности каждого |
|
6 5 4 |
При попытках коллектива организовать общую работу возникает много споров, суеты, потерь драгоценного времени. В коллективе нет человека, который мог бы взять на себя функцию организатора. В результате приходится вмешиваться вышестоящему начальнику |
|
3 2 1 |
Члены коллектива не могут договориться о том, как совместно организовать работу. Часто мешают друг другу или делают ненужную работу, дублируя друг друга. В коллективе преобладают соперничество, агрессия, подавление личности. У нас нет человека, который был бы способен взять на себя организаторские функции. Даже вышестоящий начальник не в состоянии справиться с коллективом |
|
4. Активность |
||
12 11 10 |
Все члены нашего коллектива люди энергичные, заинтересованные в эффективной работе. Они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело. Все очень активно участвуют в решении общих задач коллектива, сотрудничают и помогают друг другу |
|
9 8 7 |
Большинство членов нашего коллектива — люди энергичные, заинтересованные в эффективной работе. Когда нужно сделать полезное для всех дело, многие члены коллектива активно участвуют в общей работе, помогая друг другу |
|
6 5 4 |
Большинство членов коллектива пассивны, мало участвуют в общей работе, не помогают друг другу, стараются решать свои проблемы индивидуально |
|
3 2 1 |
Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о своих интересах. Практически все члены коллектива проявляют пассивность, инертность при решении общих задач. Они разбираются со своими проблемами отдельно, независимо друг от друга. В коллективе преобладает соперничество, конкуренция |
|
5. Сплоченность |
||
12 11 10 |
В нашем коллективе существует справедливое отношение ко всем его членам, здесь всегда поддерживают неопытных, выступают в их защиту. Коллектив участливо и доброжелательно относится к новичкам, помогает им адаптироваться в новых условиях. Все члены коллектива тесно сработались друг с другом, активно обмениваются знаниями и необходимым для работы инструментарием. При возникновении трудностей все сплачиваются, объединяются, живут по принципу: «Один за всех, все за одного». В коллективе велико желание трудиться совместно. |
|
9 8 7 |
Большинство членов нашего коллектива стараются справедливо относиться друг к другу, помочь неопытным, поддержать их. В трудных случаях коллектив временно объединяется, чувствуется эмоциональная поддержка друг друга |
|
6 5 4 |
Члены коллектива проявляют друг к другу равнодушие. Трудности, с которыми сталкиваются новички, не волнуют их. Каждый предоставлен сам себе и решает свои проблемы самостоятельно. В кризисных ситуациях наш коллектив «раскисает», возникает растерянность, отчужденность |
|
3 2 1 |
Наш коллектив заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых». Здесь презрительно относятся к слабым, неопытным, нередко высмеивают их. Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним могут проявить враждебность. В трудных случаях в коллективе возникают ссоры, конфликты, взаимные обвинения, подозрения, доносы |
|
6. Интегративность |
||
12 11 10 |
При необходимости выбрать важное решение, определяющее дальнейшую деятельность коллектива, вес члены активно участвуют в процессе выработки и принятия решения. Внимательно выслушивается мнение каждого и учитываются его интересы. В результате вырабатывается согласованное решение |
|
9 8 7 |
При необходимости выработать важное решение все члены коллектива стараются активно участвовать в процессе его выработки и принятия. Учитываются мнения большинства членен коллектива. Решение принимается путем гласного голосования |
|
6 5 4 |
При необходимости выработать важное решение только узкий круг активистов участвует в процессе его принятия. Учитываются интересы нескольких человек, а не всех членов коллектива. Решение принимается без гласного обсуждения, на закрытом совещании |
|
3 2 1 |
В коллективе каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению других. В результате совместное решение принять невозможно |
|
7. Референтность |
||
12 11 10 |
Все члены нашего коллектива доброжелательно настроены друг к другу. В коллективе развиты взаимопомощь, взаимное доверие и взаимопонимание. Все мы близкие друзья, глубоко симпатизируем друг другу. Достижения и неудачи всего коллектива переживаются нами как свои собственные. Успехи (или неудачи) отдельных членов коллектива вызывают искреннее участие остальных. |
|
9 8 7 |
В пашем коллективе есть разные люди — хорошие и плохие, очень симпатичные и малопривлекательные. Достижения и неудачи всего коллектива искренне переживаются нами. В коллективе у всех хорошее, ровное настроение |
|
6 5 4 |
Большинство членов нашего коллектива люди малопривлекательные, несимпатичные, только в силу производственной необходимости работающие вместе. В коллективе относятся друг к другу критически, бывают мелочные придирки. Отношения между людьми прохладные, настроение чаще всего подавленное. |
|
3 2 1 |
Члены нашего коллектива люди неприятные, враждебно настроенные друг к другу. В коллективе преобладает настроение угнетенности и пессимизма. Критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов. Успехи отдельных членов коллектива вызывает зависть, неудачи — злорадство. Люди неуютно чувствуют себя в коллективе. |