Файл: Организационная культура и её роль в современных ОРГАНИЗАЦИЯХ..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования организационной культуры
1.1 Понятие организационной культуры, ценности и нормы
1.2. Подходы к изучению организационной культуры
2.Анализ организационной культуры в ООО «Партнерские технологии»
2.1 Общая характеристика организации
Введение
Актуальность исследования. Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели. Две организации, даже работающие в одинаковых условиях, могут иметь разные культуры.
Организационная культура может выступать в качестве действенного инструмента, обеспечивающего настрой персонала на высокую производительность и высокое качество в работе. Формирование и поддержание такой культуры, которая повышала бы отдачу от людей, работающих в организации, способствовала повышению ее эффективности и конкурентоспособности, - это одна из важнейших стратегических задач высшего руководства.
Культура свойственна любой форме человеческого существования в качестве его характерного и обязательного признака, необходимого атрибута всякого общества. При этом культура выступает как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, духовных ценностей.
Актуальность темы исследования связана с тем, что знания, которые мы получаем в процессе обучения, в большей степени направлены на изучение теоретических аспектов, а их, в свою очередь, не достаточно для применения на практике. Поэтому большую часть навыков мы получаем уже в процессе трудовой деятельности.
Степень разработанности темы. Проблемы организационной культуры были исследованы такими авторами как Карташова Л.В., Кибанов А. Я., Коровина О. Ю. ,Ларичев О.И. ,Левкин Н. В., Манаков Л.Ф. и другие.
Объектом работы является ООО «Партнерские технологии»
Предмет исследования – отдельные аспекты формирования организационной культуры и её совершенствование.
Целью работы является – анализ организационной культуры в ООО «Партнерские технологии».
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- рассмотреть понятие и сущность организационной культуры;
- изучить теоретические подходы к проблематике организационной культуры;
- дать характеристику ООО «Партнерские технологии»;
- исследовать элементы организационной культуры ООО «Партнерские технологии».
Для выполнения работы были использованы такие методы, как монографический анализ, традиционный анализ документов, сравнение, обобщение, статистические и математические методы обработки информации.
Работа выполнена на основе открытых источников: сеть Интернет, статьи в периодической печати и учебная литература, а также внутренние отчетные документы ООО «Партнерские технологии».
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
1. Теоретические основы формирования организационной культуры
1.1 Понятие организационной культуры, ценности и нормы
Термин «культура» возник от латинского «cultura», то есть возделывание, воспитание, образование, развитие [21, С. 10].
Советский энциклопедический словарь определяет культуру как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [18].
Культура – понятие коллективное, то есть культура представляет собой нечто общее для какой-либо группы людей, связанных определенной социальной организацией. Необходимым условием возникновения культуры является общение членов группы между собой. Поэтому целесообразно рассмотреть организационную культуру [21, С. 10].
Организация – это объединение людей, исповедующих общие ценности, деятельность которых координируется для достижения общей цели [24, С. 176].
Культура организации – совокупность общих ценностей и норм поведения, разделяемых большинством членов организации или ее активным ядром, которые служат средством внутренней регуляции и программирования организационного поведения [24, С. 80].
Как считает А.А. Погорадзе, применительно к предприятию в качестве самостоятельных правомерно выделять: культуру условий труда; культуру средств труда и трудового процесса; культуру межличностных отношений; культуру управления; культуру работника (нравственную и трудовую) [9, С. 71].
Организационная культура – это новая область знаний, входящая в серию управленческих наук [11, С. 16].
Так же теорию организации можно определить как область исследований (научное направление), при которых используют подходы, методы и принципы различных дисциплин с целью изучения представлений, ценностей, способностей и действий организаций по внутренним изменениям и анализа воздействия перемен во внешней среде на организацию и её составляющие, миссии, цели, стратегии и результаты [14, С. 34].
Необходимо определить предмет теории организации. Предмет ОТ определяет более расширенно Смирнов Э.А., вкладывая в него, целую систему организационных отношений и связей и реальных объектов, которые так или иначе изучает теория организаций [19, С. 11].
К пониманию сущности и содержания организационной культуры существуют различные подходы к определению. Все определения организационной культуры можно разделить на три группы (см. табл.1.1):
1-я группа: определения-характеристики деятельности организации и ее членов;
2-я группа: определения, содержащие перечисление элементов организационной культуры;
3-я группа: определения, трактующие организационную культуру как целостную категорию.[2.C.34]
Принципиальным является то, что организационная культура должна быть воспринята всеми членами организации. Центральной составляющей в большинстве трактовок организационной культуры являются ценности организации.[6.C.81]
Организационная культура — это идеология управления и организации социально-экономической системы. Организационная культура направлена на повышение трудового потенциала системы и выражает основные ценности организации [21, С. 12].
Организационная культура является, по большому счету, тем стержнем, вокруг которого развивается жизнь организации. Ее содержание влияет на все аспекты жизни организации – от процедуры и методов принятия управленческих решений до отношения людей между собой в организационной сфере. Поэтому можно выделить ряд функций, выполняемых организационной культурой:
1. ОК формирует определенный имидж организации, отличающей ее от любой другой.
2. ОК создает определенный психологический микроклимат в организации, чувство общности всех ее членов.
3. ОК усиливает вовлеченность сотрудников в дела организации и преданность ей. Такое отношение выражается в чувстве гордости за свою
организацию и удовлетворение, что ты являешься ее членом.[4.C.12]
4. ОК усиливает систему социальной стабильности в организации. Она является своеобразным инструментом, определяющим стандарты и модели поведения, и требования к их выполнению. Такое положение облегчает людям жизнь в организации, создавая поведенческие стереотипы.
5. ОК является средством, с помощью которого формируются приемлемые и целесообразные, с точки зрения организации, формы поведения. [10.C.77]
Так, в положении о рекламном отделе фирмы приводятся функции, которые должны выполнять сотрудники отдела; порядок взаимоотношений рекламного отдела с другими подразделениями фирмы; права и ответственность сотрудников отдела и т.д [7, С. 60].
Можно выделить три основных фактора, которые играют определяющую роль в поддержании организационной культуры:
1. Отбор персонала.
2. Деятельность высшего руководящего звена.
3. Социализация работников в культуре данной организации. [18.C.71]
1. Организация растет и укрупняется за счет вновь прибывающих членов, которые приходят из других организаций с другой организационной культурой. Хотят они того или не хотят, новые сотрудники приносят с собой прежние образцы поведения, ценности и предположения другой организации и тем самым подвергают испытанию ОК данной организации. Поэтому во многом поддержание ОК связано с кадровой работой. Процесс отбора персонала, критерии исполнения заданий, система вознаграждений, мероприятия по обучению персонала, возможности развития карьеры, продвижение и ротация кадров гарантируют, что отобранные кандидаты будут соответствовать данной организационной культуре и дополнять ее, а не вносить диссонанс. Эта процедура преследует определенную цель – найти и нанять людей, обладающих достаточной компетентностью и способных успешно выполнять необходимую работу. [5.C.81]
2. Деятельность руководящего звена. Руководители, как правило, оказывают преобладающее влияние на поддержание организационной культуры. Личный пример и постоянное декларирование основ организационной культуры в любых публичных выступлениях оказывают благотворное влияние на поддержание ОК. Позитивное самовосприятие и уверенность в себе приводят к оптимизму окружающих. Менеджеры среднего звена устанавливают конкретные нормы и правила поведения, исходя из задач данного подразделения и в соответствии с общими положениями культуры организации. Сотрудники именно от них узнают, какие нормы поведения наиболее приветствуются в организации. [20.C.112]
3. Социализация. Как бы тщательно не проводился отбор персонала, невозможно найти людей, абсолютно идентичных требованиям данной ОК. Поэтому задача организации – помочь новым работникам в ней адаптироваться. Социализация как правило, проходит несколько ступеней:
- предварительная стадия, когда работник узнает об организации до поступления на работу (иногда, особенно если работник сильно желает
получить данное место, имеет место некоторая идеализация образа организации); [10.C.8]
- «столкновение», т.е. непосредственная встреча с организацией в процессе работы и сравнение ее со своими ожиданиями (может быть «крушение иллюзий» по поводу прежнего идеального образа); [14.C.92]
- «метаморфоза», т.е. приспособление к отклонениям от ожидаемого,
согласование ожиданий с реальностью (сотрудник понимает, что нет абсолютного идеала и надо жить там, где живешь).[22.C.7]
Процесс социализации – успешный или дефектный – непосредственно влияет на стиль деятельности работника, его производительность, вовлеченность в организацию и желание в ней работать. Более подробно процесс социализации рассматривается в курсе «Организационное поведение» [7, С. 66].
Можно сделать вывод, что принципиальным является, то что организационная культура должна быть воспринята всеми членами организации. Так же существует множество подходов к определению организационной культуры, которые по-разному трактуются различными авторами.
1.2. Подходы к изучению организационной культуры
Для эффективного воздействия на развитие и формирование корпоративной культуры, которая бы поддерживала выработанную руководством стратегию организационного развития, необходимо изучить существующую культуру организации.[4.C.87]
Анализ литературы показывает, что есть два основных подхода к проблеме диагностики и изучения корпоративной культуры.
1. Идеографический («понимающий», «интерпретативный»), в основе которого лежит использование качественных методов, в том числе традиционный анализ документов организации, включенное монографическое наблюдение (исследование), глубинные интервью.[1.C.65]
С помощью качественных методов в рассматриваемой организации можно изучить следующие аспекты корпоративной культуры:
• устный фольклор;
• сложившиеся в организации правила, традиции, церемонии и ритуалы;
• различные документы, определяющие жизнедеятельность организации;
• сложившуюся практику управления.
2. Формализованный (количественный), характеризующийся использованием различных стандартизированных опросников. Среди формализованных методов можно выделить:
• социологические исследования (анкетирование, интервью);
• концепцию Г. Ховштеде;
• измерения Э. Шейна;
• модель С. Ханди;
• Модель Денисона.[22.C.81]
Глубинное интервью используется обычно как средство установления контакта с персоналом организации и сбора качественной информации, которую практически невозможно получить ни из документов, ни методом анкетирования. [17.C.70]