Файл: Реформа местного самоуправления в России: проблема адаптации зарубежного опыта (на примере муниципальной службы…).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 5
Так, в силу п. 10 ч. 1 ст. 83 ТК РФ трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, в частности в случае прекращения допуска к государственной тайне, если выполняемая работа требует такого допуска.
Прекращение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2, 8, 9, 10 или 13 части первой указанной статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Например, судом было установлено, что должность, замещаемая С. в администрации муниципального района, включена в номенклатуру должностей работников указанной администрации, подлежащих оформлению на допуск к государственной тайне. При прохождении муниципальной службы по указанной должности С. подписано дополнительное соглашение к трудовому договору об оформлении ей допуска к государственной тайне. При этом С. приняты добровольные обязательства о соблюдении требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне, а также она была предупреждена о том, что в случае даже однократного нарушения взятых на себя обязательств защиты государственной тайны ее допуск к государственной тайне может быть прекращен.
Распоряжениями администрации муниципального района С. прекращен допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, в связи с нарушением С. порядка выезда за пределы Российской Федерации лиц, имеющих допуск к государственной тайне, а именно С. не были согласованы с руководителем, принявшим решение о ее допуске к государственной тайне, выезды за границу, и она уволена с муниципальной службы по пункту 10 части первой статьи 83 ТК РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что вмененные С. нарушения требований Закона РФ «О государственной тайне» и принятых в его исполнение актов законодательства являются правомерным основанием для прекращения истцу допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, и последующего увольнения со службы.
Судом также было установлено, что на момент увольнения истца у работодателя имелись вакантные должности, которые могли быть предложены С. с учетом ее квалификации, опыта работы, не требующие оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Работодателем в нарушение положений части второй статьи 83 ТК РФ вакантные должности не были предложены истцу, в связи с чем суд пришел к выводу о нарушении ответчиком порядка увольнения С. и наличии оснований для восстановления ее в прежней должности .
Трудовой договор может быть прекращен и по другим основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами. Такие основания, в частности, предусмотрены положениями ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 25- ФЗ:
- достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Предельный возраст обозначен в ч. 2 ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ - 65 лет. Кроме того, допускается продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Так, суд правомерно удовлетворил требование о восстановлении в должности заместителя главы администрации муниципального района, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, поскольку распоряжение об увольнении истца было издано лицом, в полномочия которого это не входило, кроме того, распоряжение не было согласовано с собранием депутатов муниципального района ;
- прекращение гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства иностранного государства.
Например, у П., являющегося муниципальным служащим, занимающим высшую категорию должностей, отсутствует гражданство Российской Федерации. При этом было установлено, что П. получил паспорт гражданина России на основании паспорта гражданина СССР с отметкой о наличии гражданства России. Последний получен в 1995 году в Республике Казахстан с нарушением действовавшего законодательства. Фактически по заключению УФМС паспорт П. не выдавался и в гражданство России в установленном порядке он не принимался. По результатам проверки 31 мая 2013 г. УФМС вынесено заключение об отсутствии гражданства России у П. Сведения о наличии гражданства других государств у П. нет. В иске П. о признании незаконным действий УФМС отказано 7 ноября 2013 г. Решение вступило в силу 24 января 2014 г. Верховный Суд РФ 24 июня 2014 г. оставил решение без изменений[32]
На первый взгляд трудовые отношения с муниципальным служащим должны быть прекращены на основании п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 25-ФЗ в связи с прекращением гражданства России. Однако указанное основание не может быть применено в силу того, что гражданство России у П. не прекращалось;
- несоблюдение ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. 13, 14, 14.1 и 15 Федерального закона № 25-ФЗа. О судебной практике, связанной с применением норм п. 3 ч. 1 ст. 19
Федерального закона № 25-ФЗ. Например, исковые требования об обязаниии расторгнуть с муниципальным служащим трудовой договор были удовлетворены правомерно, поскольку при поступлении на муниципальную службу лицо скрыло факт занятия должностей в коммерческих организациях, который являлся препятствием к поступлению на муниципальную службу . В другом случае, в удовлетворении исковых требований об отмене приказа о прекращении трудового договора с работником, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда было правомерно отказано в полном объеме, поскольку истец не соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к стажу муниципальной службы .
- применение административного наказания в виде дисквалификации. Дисквалификация - лишение физического лица права замещать в том числе должности муниципальной службы.
Ст. 19 Федерального закона № 25-ФЗ допускается продление нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе муниципального служащего допускается не более чем на один год.
Так, по одному из дел, приняв во внимание, что в соответствии со ст. 59 ТК РФ срочный трудовой договор может быть заключен по соглашению сторон, суд посчитал, что заключение срочного трудового договора (контракта) сроком до одного года с муниципальным служащим возможно при наличии договоренности сторон о продолжении служебных отношений, а также при условии, что ранее заключенный с ним трудовой договор (контракт) был прекращен по соответствующим основаниям. Суд указал, что продление срока службы муниципального служащего после достижения предельного возраста зависит именно от обоюдного согласия сторон, при этом ссылки истца на дискриминацию по возрастному признаку в этом случае являются несостоятельными. В частности, Конституционным Судом РФ неоднократно указывалось, что принцип равенства, закрепленный в ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции РФ, не препятствует законодателю при осуществлении правового регулирования труда (прохождения службы) устанавливать различия в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям (в том числе вводить правила, касающиеся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности), если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям. Такие различия, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, согласно п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ № 111, не считаются дискриминацией. Следовательно, установление предельного возраста для нахождения на муниципальной службе, как обусловленного спецификой профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий муниципальных органов, не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав[33].
Федеральный закон № 25-ФЗ не оговаривает, в каком порядке и в какой форме осуществляется продление срока нахождения на муниципальной службе муниципальных служащих, достигших предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы. Судебные органы на этот счет указывают, что, поскольку Федеральным законом № 25-ФЗ порядок оформления служебных отношений в связи с продлением срока нахождения на муниципальной службе не урегулирован, необходимо руководствоваться нормами ТК РФ (Апелляционное определение Московского областного суда от 31.01.2013 г. по делу № 33-1674/2013(33-28184/2012).
2.2. Правовое регулирование работы с кадровым составом на муниципальной службе на примере г.о. Тольятти
Организация кадровой работы муниципального образования определена в главе 8 Федерального закона 25-ФЗ. При этом каждое муниципальное образование самостоятельно решает, каким образом такая работа будет организована и какие из установленных обязанностей будут закреплены за соответствующими отделами или должностными лицами.
В г.о. Тольятти при мэрии действует Управление муниципальной службы и кадровой политики мэрии г.о. Тольятти, основной целью которого является формирование и реализация кадровой политики в органах местного самоуправления, муниципальных предприятиях и учреждениях г.о. Тольятти, организация управления муниципальной службой и персоналом органов местного самоуправления; организация кадровой работы с персоналом мэрии, руководителями муниципальных предприятий и учреждений, а также регистрация трудовых договоров, заключаемых между работником и работодателем - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, на территории г.о. Тольятти[34].
В число задач Управления входят:
- формирование и обеспечение реализации кадровой политики в органах местного самоуправления, муниципальных предприятиях и учреждениях;
- координация работы по организации муниципальной службы в органах местного самоуправления, координация и контроль деятельности кадровых служб муниципальных предприятий и учреждений в части организации работы с персоналом;
- организация и проведение кадровой работы с персоналом мэрии, руководителями муниципальных предприятий и учреждений; внедрение и развитие кадровых технологий с персоналом мэрии, а также с руководителями муниципальных предприятий и учреждений;
- организация и осуществление мероприятий по профилактике коррупционных и иных правонарушений в мэрии городского округа Тольятти, обеспечению соблюдения муниципальными служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения.
Общие принципы организации и деятельности системы подготовки высококвалифицированных кадров для муниципальной службы на договорной основе закреплены в ст. 28.1 Федерального закона № 25-ФЗ.
Правовая регламентация подготовки кадров для муниципальной службы представляет собой полную аналогию соответствующего механизма правового регулирования, действующего в отношении государственной гражданской службы. Составными частями механизма подготовки кадров для муниципальной службы являются:
- нормы о проведении конкурсов на заключение договора о целевом обучении в образовательных организациях высшего (в том числе дополнительного профессионального) образования;
- требования к договору о целевом обучении, его содержанию, порядку заключения, исполнения, расторжения;
- правила о финансовом обеспечении расходов на целевое обучение.
Органы местного самоуправления могут осуществлять организацию
подготовки граждан для муниципальной службы на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании (в качестве основного акта здесь выступает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») и с учетом положений Федерального закона № 25- ФЗ.
В целях организации работы по подбору и расстановке кадров, стабильного кадрового обеспечения, своевременного замещения вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления г.о. Тольятти квалифицированными специалистами, мэрией г.о. Тольятти утверждено Положение о кадровом резерве для замещения вакантных должностей муниципальной службы в г.о. Тольятти[35] [36].
Формирование кадрового резерва осуществляется Комиссией по формированию кадрового резерва для замещения вакантных должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления. Кадровый резерв формируется в соответствии с должностями муниципальной службы согласно штатному расписанию в органах местного самоуправления, отдельно по каждому органу местного самоуправления и утверждается соответственно председателем Думы, мэром ежегодно по состоянию на первое января следующего за отчетным года.
Одним из важных условий развития муниципальной службы является повышение профессионализма и компетентности кадрового состава органов местного самоуправления, которое взаимосвязано с созданием и эффективным применением системы непрерывного профессионального развития муниципальных служащих. Отсутствие необходимых профессиональных знаний и навыков муниципальных служащих в Самарской области приводит к снижению эффективности принимаемых решений на муниципальной службе в Самарской области, в связи с чем, Правительство Самарской области утвердило государственную программу «Развитие муниципальной службы в Самарской области на 2016 - 2019 годы» .