Файл: Реформа местного самоуправления в России: проблема адаптации зарубежного опыта (на примере муниципальной службы…).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 5
Цель данной программы является содействие развитию и совершенствованию муниципальной службы в Самарской области, повышение престижа муниципальной службы в Самарской области.
Конечными результатами реализации Государственной программы являются: создание группы перспективных руководителей для замещения ключевых должностей в различных муниципальных образованиях в Самарской области; профессиональный подбор муниципальных служащих в Самарской области; расширение возможностей поиска профессиональных кадров для муниципальной службы в Самарской области и улучшение качественного состава муниципальных служащих в Самарской области; повышение престижа работы в органах местного самоуправления муниципальных образований Самарской области; повышение квалификации муниципальных служащих в Самарской области для эффективного исполнения возложенных на них задач; наличие данных о качестве повышения квалификации муниципальных служащих в Самарской области посредством персонального анкетирования муниципальных служащих в Самарской области, прошедших повышение квалификации; совершенствование организационных и правовых механизмов профессиональной служебной деятельности муниципальных служащих в Самарской области; профессиональный подбор муниципальных служащих в Самарской области и улучшение качественного состава муниципальных служащих в Самарской области; повышение результативности и качества работы органов местного самоуправления муниципальных образований Самарской области; своевременное принятие новых муниципальных правовых актов, касающихся муниципальной службы в Самарской области; повышение информированности и компетентности муниципальных служащих в Самарской области в вопросах защиты персональных данных и информационной безопасности; повышение компетентности муниципальных служащих в Самарской области при использовании информационных технологий.
Анализ состояния кадрового потенциала муниципальных служащих г.о. округа Тольятти показывает, что доля лиц, имеющих высшее профессиональное образование, составляла 97,9%, из них 8,7% муниципальных служащих имеют второе высшее образование, а количество муниципальных служащих, имевших ученую степень, снизилось до 2,0% в связи с их увольнением из органов местного самоуправления. Доля муниципальных служащих, имеющих высшее образование по специальности «Г осударственное и муниципальное управление», составила 9,96% от общего количества муниципальных служащих городского округа Тольятти. Кроме того, 1,4% муниципальных служащих по уровню образования не соответствовали квалификационным требованиям по замещаемым должностям муниципальной службы .
С учетом современных потребностей и динамичности развития муниципальной службы необходимо формировать систему профессионального развития муниципальных служащих на основе долгосрочного планирования и гарантированного финансирования из бюджета городского округа Тольятти. Решение проблемы программно-целевым методом позволит наилучшим способом скоординировать деятельность и достичь желаемых результатов.
В связи с чем, развитие муниципальной службы в г.о. Тольятти должно осуществляться в соответствии с единой программой, которая позволила бы подойти к решению проблем комплексно, будет способствовать формированию у муниципальных служащих необходимых профессиональных знаний, умений и навыков, позволяющих эффективно выполнять должностные обязанности, то есть позволит обеспечить необходимые последовательность и системность реализации мероприятий по развитию муниципальной службы, ее оптимальных организационно-правовых и методологических предпосылок.
Для этого необходимо развитие и совершенствование организационных, информационных, правовых, финансовых основ муниципальной службы в органах местного самоуправления г.о. Тольятти; повышение эффективности профессиональной деятельности муниципальных служащих и престижа муниципальной службы в г.о. Тольятти. Для достижения данной цели целесообразно: совершенствовать муниципальную нормативно-правовую базу, регулирующую вопросы муниципальной службы в г.о. Тольятти; сформировать систему непрерывного обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации для профессионального развития муниципальных служащих; внедрять эффективные технологии и современные методы работы, направленные на повышение компетенции муниципальных служащих, обеспечение условий для их результативной профессиональной служебной деятельности; создать условия для обеспечения устойчивого развития кадрового потенциала, повышения эффективности, престижа, открытости и прозрачности муниципальной службы в г.о. Тольятти.
Проведенный во второй главе работы анализ правового статуса муниципального служащего и порядка прохождением муниципальной службы, позволяет подвести следующие итоги.
- Муниципальный служащий: 1) гражданин Российской Федерации или гражданин иностранного государства-участника соответствующих международных договоров Российской Федерации; 2) исполняет обязанности по должности муниципальной службы; 3) получает денежное содержание, выплачиваемое из средств местного бюджета.
- Закрепление в Федеральном законе № 25-ФЗ перечня прав и обязанностей муниципальных служащих является важным правовым достижением. Однако в законе права муниципального служащего носят достаточно абстрактный характер, большая часть обязанностей носит формальный характер и в незначительной степени влияет на детализацию правового статуса муниципального служащего.
- Анализ состояния кадрового потенциала муниципальных служащих г.о. округа Тольятти показывает, что с учетом современных потребностей и динамичности развития муниципальной службы необходимо сформировать систему профессионального развития муниципальных служащих на основе долгосрочного планирования и гарантированного финансирования из бюджета г.о. Тольятти. Решение проблемы программно-целевым методом позволит наилучшим способом скоординировать деятельность и достичь желаемых результатов.
Заключение
Можно утверждать, что межуровневые отношения сами по себе не приводят к дисфункциональности управления на локальных территориях (в России это система взаимосвязи «муниципальные районы - городские и сельские поселения со статусом муниципальных образований»). Представляется ошибочным отрицание двухуровневого принципа территориальной организации местного самоуправления для нашей страны и определение его как влекущего «иерархизацию и соподчинение» в межмуниципальных отношениях[37]. В Германии, опыт муниципального территориального устройства которой взят Россией за основу, действует двухуровневая система, а в федеральной земле Бавария эффективно функционирует и трехуровневая система местного самоуправления: общины, районы, округа.
Продуманная система мер конституционной ответственности всех властных структур - залог укрепления российской государственности. Она выступает критерием эффективности местного самоуправления в современной России. Практика четкого разграничения вопросов местного значения в разноуровневых видах муниципальных образований с правовыми гарантиями самостоятельного решения вопросов собственной компетенции в городских и сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах, муниципальных территориях городов федерального значения объективируют качество сотрудничества муниципальных образований. Только действительное развитие позволяет выявлять плюсы и минусы двухуровневой организации местного самоуправления, определяет конкретные формы совершенствования (в перспективе в России возможна и трехуровневая система, необходимость которой аргументируется в научной литературе[38]), а вместе с этим - утверждение субъектно-субъектных отношений в системе местного самоуправления, в которой власть и население будут взаимодействовать как равноправные партнеры.
Библиография:
- Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ [ред. от 29.12.2017 // Российская газета. - 2011. - 27 июля.
- Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ (ред. от 26.07.2017) "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)
- Федеральный закон от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственном языке Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 23. Ст. 2199.
- Воронин А., Мурашко А., Савранская О. Реформа сводит местное самоуправление к ТОС // Муниципальная власть. - 2017. - № 3. - С. 40.
- Ганликс А. Многообразие форм федерализма в США // Государство и право. - 1994. - № 6. - С. 138-140.
- Дмитриев Ю. А. Отклики // Государство и право. - 2005. - № 2. - С. 126.
- Европейская рамочная конвенция по приграничному сотрудничеству территориальных сообществ или властей // Местное самоуправление в Российской Федерации: сборник нормативных актов. - М.: Белые альвы, 1998. - С. 29.
- Европейская хартия местного самоуправления: [принята Советом Европы 15 октября 1985 года в г. Страсбурге] // Муниципальная власть - 2008. - № 3. - С. 73.
- Ибрагимов Х. Анатомия субъекта местного самоуправления // Муниципальная власть. - 2016. - № 4. - С. 9.
- Киреева Е.Ю., Голушков Д.И., Чершинцева Е.А., Бирюкова Т.А., Зенков М.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (постатейный) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 2014.
- Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия. - С. 348.
- Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования: итоговый доклад / Институт современного развития. - М.: Экон-Информ, 2009.
- Осипова И.Н., Беляев М.А., Колесников А.В., Макаров А.О., Захарова Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (постатейный) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 2016.
- Путин В. В. Выступление на расширенном заседании Государственного Совета Российской Федерации 23 октября 2017 года // Муниципальная власть. - 2017. - № 5. - С. 3-4.
- Решение Думы городского округа Тольятти Самарской области от 21.01.2009 г. № 1064 (ред. от «О Порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы и формирования конкурсной комиссии в органах местного самоуправления городского округа Тольятти» // Городские ведомости. 2009. № 17 (932).
- Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 годов: аналитический доклад Института современного развития // URL: http://www.insor-russia.ru/ru/programs/doc/3928
- Рутковская Н. С. Реформа межбюджетных отношений в Российской Федерации: основные направления, проблемы и перспективы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 7: в 3 ч. - Ч. 2. - С. 196-199.
- Рыжов А. А. Специфика муниципального права // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 3. - С. 3.
- Холопов В. А. Компаративный анализ трансформационных изменений в системе местного самоуправления в Российской Федерации и ФРГ в контексте повышения эффективности муниципального управления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 11. - С. 8.
- Чиркин В. Е. Конституционные проблемы власти народа // Государство и право. - 2004. - № 9. - С. 11.
- Шлихтер А. Местное самоуправление в системе федерализма: проблемы России и опыт США // Мировая экономика и международные отношения. - 2017. - № 6. - С. 45-46.
-
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ [ред. от 29.12.2017] // Российская газета. - 2011. - 27 июля. ↑
-
См.: Путин В. В. Выступление на расширенном заседании Государственного Совета Российской Федерации 23 октября 2017 года // Муниципальная власть. - 2017. - № 5. - С. 3-4. ↑
-
Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования: итоговый доклад / Институт современного развития. - М.: Экон-Информ, 2009. ↑
-
Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 годов: аналитический доклад Института современного развития // URL: http://www.insor-russia.ru/ru/programs/doc/3928 ↑
-
Рутковская Н. С. Реформа межбюджетных отношений в Российской Федерации: основные направления, проблемы и перспективы // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2011. - № 7: в 3 ч. - Ч. 2. - С. 196-199. ↑
-
Европейская хартия местного самоуправления: [принята Советом Европы 15 октября 1985 года в г. Страсбурге] // Муниципальная власть - 2008. - № 3. - С. 73. ↑
-
Европейская рамочная конвенция по приграничному сотрудничеству территориальных сообществ или властей // Местное самоуправление в Российской Федерации: сборник нормативных актов. - М.: Белые альвы, 1998. - С. 29. ↑
-
См.: Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия. - М.: Волтерс Клувер, 2010. - С. 180. ↑
-
Чиркин В. Е. Конституционные проблемы власти народа // Государство и право. - 2004. - № 9. - С. 11. ↑
-
См.: Дмитриев Ю. А. Отклики // Государство и право. - 2005. - № 2. - С. 126. ↑
-
Рыжов А. А. Специфика муниципального права // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 3. - С. 3. ↑
-
См.: Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Соединенные Штаты Америки, Япония, Бразилия. - С. 348. ↑
-
См.: Гражданский кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 51-Ф3 // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301. ↑
-
См.: Ганликс А. Многообразие форм федерализма в США // Государство и право. - 1994. - № 6. - С. 138-140. ↑
-
См.: Шлихтер А. Местное самоуправление в системе федерализма: проблемы России и опыт США // Мировая экономика и международные отношения. - 2017. - № 6. - С. 45-46. ↑
-
Послание Президента Российской Федерации Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. - 2010. - 2 декабря. ↑
-
См.: Кнемайер Ф. Л. Организация местного самоуправления в Баварии: основные структуры, особенности, недостатки // Государство и право. -1995. - № 5. - С. 117-127. ↑
-
См.: Холопов В. А. Компаративный анализ трансформационных изменений в системе местного самоуправления в Российской Федерации и ФРГ в контексте повышения эффективности муниципального управления // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - № 11. - С. 8. ↑
-
См.: Шнапп Ф. Аппарат главы окружной администрации в землях ФРГ // Государство и право. - 1994. - № 4. - С. 133. ↑
-
См.: Крупные города на пороге XXI века: проблемы, перспективы: материалы международной научнопрактической конференции: в 2 ч. Ч. 1 / Волгогр. гос. архит.-строит. академия. - Волгоград: Изд-во ВолгГАСА, 2016. - С. 138-139. ↑
-
См.: Рагозина Л. Правовое обеспечение и практика осуществления различных форм межмуниципальной кооперации в России и за рубежом. - М.: Институт экономики города, 2009. - С. 9-11. ↑
-
Федеральный закон от 01.06.2005 г. № 53-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «О государственном языке Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. № 23. Ст. 2199. ↑
-
Определение Верховного Суда РФ от 09.04.2008 г. № 74-Г08-23 «Об отмене решения Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 22.01.2008 и удовлетворении заявления о признании недействующей части 1 статьи 13 Закона Республики Саха (Якутия) «О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)» от 11.07.2007 в части слов «владеющие государственными языками Республики Саха (Якутия)» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017. ↑
-
Постановление Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 16.05.2008 г. № 1003-1/п (ред. от «Об утверждении Перечня квалификационных требований к должностям муниципальной службы в городском округе Тольятти» // Городские ведомости. 2008. № 57 (822). ↑
-
Апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия от 10.11.2015 г. по делу № 33-4218/2015 «Исковые требования о расторжении дополнительного соглашения к трудовому договору удовлетворены правомерно, поскольку назначение заместителя главы администрации городского округа не согласовывалось с городским советом, что свидетельствует о нарушении устава муниципального образования, а также противоречит основополагающим принципам и нормам организации местного самоуправления в Российской Федерации, которые строятся на началах законности власти, обязательного учета волеизъявления народа» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017. ↑
-
Определение Ростовского областного суда от 21.10.2010 г. по делу № 33-12338 «Решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о признании незаконным отказа в приеме на замещение вакантной должности, обязании заключить срочный трудовой договор, компенсации материального и морального вреда оставлено без изменения, так как согласование Собранием депутатов кандидатуры истицы на замещение спорной должности не является безусловным основанием для заключения трудового договора» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017. ↑
-
См.: Решение Думы городского округа Тольятти Самарской области от 21.01.2009 г. № 1064 (ред. от «О Порядке проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы и формирования конкурсной комиссии в органах местного самоуправления городского округа Тольятти» // Городские ведомости. 2009. № 17 (932). ↑
-
Закон Самарской области от 09.10.2007 г. № 97-ГД (ред. от 07.02.2014) «Об утверждении Типового положения о проведении аттестации муниципальных служащих в Самарской области» (принят Самарской Губернской Думой 25.09.2007) // Волжская коммуна. 2007. № 191 (25989). ↑
-
Киреева Е.Ю., Голушков Д.И., Чершинцева Е.А., Бирюкова Т.А., Зенков М.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (постатейный) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 2014. ↑
-
Постановление Мэра городского округа Тольятти Самарской области от 16.10.2008 г. № 2569-п/1 (ред. от «Об утверждении Положения о проведении аттестации муниципальных служащих в органах местного самоуправления городского округа Тольятти» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017. ↑
-
Осипова И.Н., Беляев М.А., Колесников А.В., Макаров А.О., Захарова Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (постатейный) [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс. 2016. ↑
-
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 21.07.2015 г. по делу № 33-2883/2015 [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017. ↑
-
Апелляционное определение Московского областного суда от 31.01.2013 г. по делу № 33-1674/2013(33- 28184/2012) «В удовлетворении требований о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула обоснованно отказано, поскольку истец был правомерно уволен по п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ ввиду достижения им предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы; соглашения о продлении срока службы истца сторонами достигнуто не было» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017. ↑
-
Распоряжение Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 12.07.2013 г. № 4293-р/1 (ред. от 22.01.2015) «Об утверждении Положения об Управлении муниципальной службы и кадровой политики мэрии городского округа Тольятти» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс, 2017. ↑
-
Постановление Мэрии городского округа Тольятти Самарской области от 03.07.2015 г. № 2115 -п/1 «Об утверждении Положения о кадровом резерве для замещения вакантных должностей муниципальной службы в городском округе Тольятти» // Городские ведомости. 2015. № 47 (1825). ↑
-
Постановление Правительства Самарской области от 28.12.2015 г. № 892 (ред. от 27.03.2017) «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие муниципальной службы в Самарской области на 2016 - 2019 годы»» // Волжская коммуна. 2015. № 345 (29544). ↑
-
См.: Воронин А., Мурашко А., Савранская О. Реформа сводит местное самоуправление к ТОС // Муниципальная власть. - 2017. - № 3. - С. 40. ↑
-
См.: Ибрагимов Х. Анатомия субъекта местного самоуправления // Муниципальная власть. - 2016. - № 4. - С. 9. ↑