Файл: Реформа местного самоуправления в России: проблема адаптации зарубежного опыта (на примере муниципальной службы…).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождения и прекращения на примере г.о. Тольятти

Порядок поступления на муниципальную службу, ее прохождение и прекращение регулируется главой 4 Федерального закона № 25-ФЗ. Часть 1 ст. 16 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливает требования и условия замещения гражданами должностей муниципальной службы.

Во-первых, на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет. Из этого следует, что к трудовым отношениям, складывающимся на муниципальной службе, неприменимо общее правило трудового законодательства о возможности заключения трудового договора с гражданами, достигшими возраста 16 лет (см. ст. 63 ТК РФ). Кроме того, недопустимо установление более высокого возрастного ценза.

Во-вторых, граждане, поступающие на муниципальную службу, должны владеть государственным языком Российской Федерации, которым в соответствии со ст. 68 Конституции РФ и ст. 1 Федерального закона «О государственном языке Российской Федерации»[22] является русский язык. При этом по данному вопросу необходимо учитывать позицию Верховного Суда РФ, который указал, что установление субъектом Российской Федерации требования о владении государственными языками республик является неправомерным, федеральное законодательство не содержит норм, предоставляющих законодателю субъектов Российской Федерации право каким-либо образом расширять объем такого рода требований либо его дополнять[23].

В-третьих, граждане, поступающие на муниципальную службу, должны соответствовать квалификационным требованиям, которые установлены Федеральным законом № 25-ФЗ. Кроме того, поступление на муниципальную службу возможно при отсутствии обстоятельств, указанных в ст. 13 Федерального закона № 25-ФЗ и в ст. 44.1 Устава г.о. Тольятти.

Постановлением Мэра г.о. Тольятти утвержден Перечень квалификационных требований к должностям муниципальной службы в г.о. Тольятти[24].

Частью 2 ст. 16 Федерального закона № 25-ФЗ введен запрет на установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. Указанный запрет перекликается с положением ч. 1 ст. 3 ТК РФ, запрещающим дискриминацию в сфере труда, и напрямую вытекает из принципа равного доступа к муниципальной службе.


Так, прокурор г. Петрозаводска обратился в суд с иском к главе Петрозаводского городского округа и Н.И.А. о расторжении дополнительного соглашения к трудовому договору по тем основаниям, что назначение Н.И.А. на муниципальную должность проведено с нарушением ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 25-ФЗ.

Судом было установлено, что назначение Н.И.А. заместителем главы администрации Петрозаводского городского округа - руководителем аппарата произведено главой Петрозаводского городского округа в нарушение положений п. 28 ст. 19 Устава Петрозаводского городского округа, без согласования с Петрозаводским городским Советом. Учитывая изложенные обстоятельства, принятие главой Петрозаводского городского округа вышеуказанного распоряжения в нарушение положений Устава

Петрозаводского городского округа, являющегося актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов муниципального образования - без согласования с представительным органом, то есть без учета мнения населения Петрозаводского городского округа, интересы которого представляет Петрозаводский городской Совет, противоречит основополагающим принципам и нормам организации местного самоуправления в Российской Федерации, которые строятся на началах законности (легитимности) обретения власти, обязательного учета волеизъявления народа.

При таких обстоятельствах Н.И.А., как лицо, замещающее главную муниципальную должность, не наделена в установленном порядке публично - властными полномочиями по решению вопросов местного значения и вопросам по реализации переданных государственных полномочий обязательных для неопределенного круга лиц, что, как полагает судебная коллегия, исключает возможность дальнейшего замещения ею данной муниципальной должности.

Также судебная коллегия нашла, что назначение Н.И.А. на должность является нарушением ч. 2 ст. 16 Федерального закона № 25-ФЗ.

Учитывая обстоятельства, дав оценку имеющимся в деле доказательствам в их совокупности, принимая во внимание, что назначение Н.И.А. на главную муниципальную должность произведено в нарушение порядка, установленного Уставом Петрозаводского городского округа, что является достаточным основанием для освобождения ответчика от занимаемой в настоящее время муниципальной должности, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором г. Петрозаводска требований об обязании главы Петрозаводского городского округа расторгнуть с Н.И.А. указанное дополнительное соглашение к трудовому договору[25].


Необходимо учитывать, что гражданину может быть отказано в поступлении на муниципальную службу как в случае наличия ограничений, так и в случае отсутствия необходимых для замещения конкретной должности деловых качеств (ст. 64 ТК РФ).

Например, Ростовский областной суд признал надлежащим уведомлением письменный ответ, данный главой администрации района, в котором в качестве основания отказа в приеме на работу была указана оценка деловых качеств гражданки, претендующей на замещение должности муниципальной службы[26].

В соответствии с п. 1 ст. 46 Устава г.о. Тольятти поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 25-ФЗ.

В ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 25-ФЗ и п. 2 ст. 46 Устава г.о. Тольятти установлено, что при замещении должности муниципальной службы заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Ст. 17 Федерального закона № 25-ФЗ не устанавливает обязательного проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы, используя формулировку «может предшествовать конкурс». В этой связи возникает вопрос: в чьем ведении находится решение вопроса о необходимости проведения конкурса, кто решает вопрос о том, для каких должностей муниципальной службы конкурс необходим, для каких нет. В законодательстве субъектов Российской Федерации о муниципальной службе по этому поводу встречаются различные подходы: одни полностью повторяют формулировку федерального закона, другие - предоставляют право решить вопрос о конкурсе муниципальным образованиям. С учетом того, что порядок проведения конкурса регламентируется правовыми актами муниципальных образований, полагаем, что в данном правовом акте необходимо установить не только процедурные вопросы, но и перечень (или группы) должностей, замещаемых на основе конкурса.

Так, порядок проведения такого конкурса в г.о. Тольятти устанавливается решением Думы[27]. Согласно Порядка проведения конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы и формирования конкурсной комиссии в органах местного самоуправления г.о. Тольятти конкурс проводится в два этапа:


  • на первом этапе производится оценка документов для участия в конкурсе, после чего конкурсная комиссия принимает решение о прохождении или непрохождении претендентами первого этапа конкурса;
  • на втором этапе конкурсная комиссия проводит конкурс непосредственно с претендентами с применением различных методов оценки профессиональных и личностных качеств претендентов.

По итогам проведения конкурса конкурсная комиссия принимает одно из следующих решений: а) о признании одного из участников победителем конкурса; б) о признании всех претендентов не соответствующими требованиям к вакантной должности муниципальной службы; в) о признании конкурса несостоявшимся.

По результатам конкурса на основании решения конкурсной комиссии представитель нанимателя (работодателя) или уполномоченное им должностное лицо заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы.

Согласно п. 3 Устава г.о. Тольятти, аттестация муниципального служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года. Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается постановлением администрации в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом Самарской области[28].

В широком смысле аттестация - процесс, в ходе которого решаются задачи формирования высокопрофессионального кадрового корпуса муниципальных служащих, обеспечения стабильности кадров муниципальной службы, выявления потенциальных возможностей муниципальных служащих с целью наиболее эффективного использования их способностей и т.д. В узком смысле - это процесс, благодаря которому совершенствуется деятельность органа местного самоуправления по подбору и расстановке муниципальных служащих, повышению их квалификации[29].

Согласно Положения о проведении аттестации муниципальных служащих в органах местного самоуправления г.о. Тольятти[30] аттестация муниципального служащего проводится в целях определения соответствия муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Аттестация призвана способствовать формированию кадрового состава муниципальных служащих в органах местного самоуправления, повышению их профессионального уровня, решению вопросов, связанных с изменением условий оплаты труда муниципальных служащих.


Аттестация муниципального служащего проводится один раз в три года. Для проведения аттестации муниципальных служащих правовым актом представителя нанимателя (работодателя) формируется аттестационная комиссия. Аттестация может проводиться в форме собеседования, тестирования, экзамена по вопросам профессиональной служебной деятельности аттестуемого муниципального служащего.

По результатам аттестации аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений в отношении муниципального служащего:

а) соответствует замещаемой должности муниципальной службы; б) соответствует замещаемой должности муниципальной службы и рекомендуется к включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности муниципальной службы в порядке должностного роста; в) соответствует замещаемой должности муниципальной службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования; г) не соответствует замещаемой должности муниципальной службы.

Результаты аттестации сообщаются аттестованным муниципальным служащим непосредственно после подведения итогов голосования.

В муниципальных образованиях, в которых в соответствии с муниципальными правовыми актами создан кадровый резерв для замещения вакантных должностей муниципальной службы, представитель нанимателя (работодателя) в течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издает правовой акт органа местного самоуправления, муниципального органа о том, что муниципальный служащий подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения должности муниципальной службы в порядке должностного роста[31].

Муниципальный служащий в случае признания его не соответствия замещаемой должности с его согласия переводится на другую должность. При отказе муниципального служащего от перевода на другую должность муниципальной службы или невозможности перевода муниципального служащего с его согласия на другую должность представитель нанимателя вправе принять решение об увольнении муниципального служащего в связи с несоответствием замещаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации.

В силу ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 25-ФЗ трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по основаниям, предусмотренным ТК РФ, а также по основаниям, установленным в данной статье.