Файл: «Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание»..pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Особенности профессионального стресса и его преодоления
1.1. Сущность понятия «стресс» и «профессиональный стресс»
1.2. Общие подходы и методы управления профессиональным стрессом
2. ПРОБЛЕМЫ СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ЕГО КОРРЕКЦИИ
2.1. Синдром профессионального выгорания: понятие, сущность, история
2.3. Векторы профилактики и коррекции синдрома профессионального выгорания
Для наглядности построим гистограмму 1 сравнения значений выраженности синдрома «эмоционального выгорания» у мужчин и женщин.
Гистограмма 1. Сравнение значений выраженности синдрома «эмоционального выгорания» у мужчин и женщин
Исходя из полученных данных можно предположить, что и мужчины, и женщины в равной степени имеют синдром «эмоционального выгорания». Отличия лишь в том, что женщины оказались более склонными к эмоциональному истощению, чем мужчины. А деперсонализация больше свойственна, наоборот, мужчинам.
А теперь посмотрим, какие личностные особенности обуславливают формирование «эмоционального выгорания».
Анализ результатов исследования экстраверсии/интроверсии и нейротизма с помощью опросника PEN
Рассмотрим полученные данные по исследованию, которые представлены в таблице 3 средних значений.
Таблица 3
Менеджеры |
Экстраверсия/ интроверсия |
Нейротизм/ стабильность |
С синдромом ПВ |
12,4 |
13,6 |
Без синдрома ПВ |
18,6 |
9,6 |
Можно сделать вывод, что по шкале экстра-версия/интроверсия 9 человек – 30% – склонны к интровертированному типу людей, и все они имеют синдром «эмоционального выгорания», а остальные 21 человек – 70% – относятся к экстравертированному типу, и только половина из них имеет «эмоциональное выгорание». По шкале «нейротизм» 15 человек – 50% – имеют высокие показатели, из которых 80% страдают синдромом «эмоционального выгорания», и 15 менеджеров – 50% – отличаются эмоциональной стабильностью, из которых только у половины сформировалось «выгорание». Семь менеджеров, которые не имеют синдрома «эмоционального выгорания», являются ярко выраженными экстравертами, и все они эмоционально стабильны, то есть они общительны, активны, оптимистичны, уверены в себе, спокойны и беззаботны. Среди остальных менеджеров, у которых сформировался синдром «эмоционального выгорания», можно увидеть и экстравертов, и интровертов. Но из таблицы 3 средних значений видно, что эти менеджеры больше склонны к интровертированному типу и имеют более высокий показатель по шкале «нейротизм». Для таких людей характерны фиксация интересов на своем внутреннем мире, склонность к самоанализу, замкнутость, затрудненность социальной адаптации. Типичный интроверт скромен, склонен к уединению, малообщителен, не любит риска. Интроверты более склонны к реакциям тревожности, страха и депрессии, которые и являются симптомами «выгорания». Людям с высоким нейротизмом свойственны сверхчувствительные реакции, резкая смена настроений, обидчивость, раздражительность, напряженность, тревожность, недовольство собой и окружающими. Все это дает нам возможность говорить о том, что такие личностные качества менеджера, как интроверсия и нейротизм, влияют на формирование «эмоционального выгорания».
Анализ результатов исследования уровня субъективного контроля с помощью шкалы УСК
В таблице 4 представлены средние значения трех шкал интернальности менеджеров с синдромом «эмоционального выгорания» и без него.
Таблица 4
Группы менеджеров |
Интерналь- ность общая |
Интернальность в области достижений |
Интернальность в области производственных отношений |
Менеджеры с ПВ |
2,6 |
2,9 |
2,5 |
Менеджеры без ПВ |
7,3 |
8,3 |
6,4 |
Итак, менеджеры с «выгоранием» характеризуются низкими показателями по шкалам: общая интернальность, интернальность в области достижений и интернальность в области производственных отношений. Группа менеджеров без «эмоционального выгорания» имеет, наоборот, высокие показатели по этим шкалам. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события. Также они считают, что всего хорошего, что было и есть в их жизни, они добились сами и что они способны с успехом преследовать свои цели и в будущем. Высокий показатель интернальности в области производственных отношений говорит о том, что такие менеджеры считают свои действия важным фактором в организации собственной производственной деятельности, в складывающихся отношениях в коллективе, в своем продвижении.
Для наглядности построим гистограмму 2 сравнения значений выраженности шкал интернальности в методике УСК у менеджеров с синдромом «эмоционального выгорания» и у тех, у кого нет этого синдрома.
Гистограмма 2. Сравнение значений выраженности шкал интернальности в методике УСК у менеджеров с синдромом «эмоционального выгорания» и без синдрома
Проанализировав эти данные, можно сказать, что менеджеры с «эмоциональным выгоранием» имеют низкий уровень субъективного контроля. Экстерналы не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие и полагают, что большинство их является результатом случая или действия других людей. Такие менеджеры приписывают свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам. В области производственных отношений экстерналы считают свои действия незначимыми, они склонны приписывать важное значение внешним обстоятельствам – руководству, коллегам, везению – невезению. Все это дает нам основание утверждать, что экстернальность является личностной особенностью менеджеров, которая обуславливает формирование синдрома «эмоционального выгорания».
Итак,
1. Представленные результаты эмпирического исследования «эмоционального выгорания» указывают на то, что профессиональная деятельность менеджеров несет потенциальную угрозу развития синдрома «эмоционального выгорания».
2. Развитие синдрома «эмоционального выгорания» не зависит от возраста и пола обследованных менеджеров. Отличие состоит лишь в том, что женщины более склонны к эмоциональному истощению, а мужчины – к деперсонализации.
3. Такие особенности личности менеджеров, как интроверсия и нейротизм, влияют на формирование «эмоционального выгорания».
4. Исследования локус-контроля показали, что формирование «эмоционального выгорания» обусловливает низкий уровень субъективного контроля, т.е. экстернальность общая в области достижений и в области производственных отношений.
2.3. Векторы профилактики и коррекции синдрома профессионального выгорания
Некоторые признаки и явления профессионального выгорания, деформированные стереотипы и шаблоны поведения и оценки можно предупреждать за счёт их осознания, делая их видимыми, гласными в ходе различных обсуждений и бесед.
Каждый специалист должен находиться в непрерывном образовании, это посещение семинаров, курсы повышения квалификаций, так как появляются новые разработки и методики. Руководителям необходимо поощрять своих специалистов, применять различные методы для снятия психологических эмоциональных состояний, рабочих нагрузок. Руководителям необходимо правильно выстроить работу специалистов, чтоб они могли её с удовольствием выполнять. Важным качеством специалиста в профессиональной деятельности является самоконтроль. Если у специалиста в своей профессиональной деятельности возникают проблемы, которые трудно разрешить, или его оценивают дети, коллеги, то ему необходимо знать, как снять эмоциональное и физическое напряжение. Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. B настоящее время для саморегуляции психических состояний используется так называемое нейролингвистическое программирование. B русле данного направления Г. Дьяконовым (1993 г.) разработан цикл упражнений ориентированных на восстановление ресурсов личности. Зная себя, cобственные силы, потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течении каждого дня, целого рабочего года.
Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека.
Психокоррекционная работа проводится c целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе.
Еще одно важное условие состоит в наличии разделения между работой и домом, между профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни.
Целенаправленная работа по предупреждению и коррекции эмоционального выгорания должна стать одной из значимых характеристик профессиональной компетентности.
Таким образом, посредством обеспечения достаточного знания об общих профессиональных деформациях и деструкциях, можно в значительной степени снизить риск возникновения эмоционального выгорания.
Изучение условий возникновения синдрома эмоционального выгорания представляет огромное значение, поскольку позволит чётко определить границы данного явления и выработать подходы и методики его преодоления[27].
Для профилактики профессионального выгорания руководителю организации необходимо понимать социально-психологические, личностные и профессиональные факторы риска выгорания сотрудников:
1. Каждый человек невольно сравнивает себя с другими. Человек по отношению к другим коллегам сравнивает свои сильные и слабые стороны в профессиональной деятельности, и тем самым переживает отсутствие собственной компетенции по некоторым вопросам. Руководителю организации необходимо сформировать такую систему обучения и развитие навыков и способностей сотрудников, чтобы человек стремился к развитию и видел перспективы профессионального роста.
2. Каждый сотрудник ожидает справедливых взаимоотношений. Если одному человеку выражают одобрение за проделанную работу, а другому нет, то это приводит к переживанию несправедливости, что способствует развитию стресса.
3. К сильным переживаниям приводит чувство социальной незащищенности, неуверенность в стабильности. К таким чувствам приводит отсутствие поддержки со стороны руководства, конфликтные отношения между сотрудниками, текучесть кадров, увольнения за незначительные проступки, задержки зарплаты, отсутствие обучения при внедрении новых проектов, отсутствие системы адаптации при наборе новых сотрудников.
4. Уменьшает риск профессионального выгорания чувство профессиональной эффективности и удовлетворенности собственными достижениями. Необходимо, чтобы поощрения со стороны руководства выражалось в денежном измерении.
5. К факторам выгорания приводят противоречивые требования к сотруднику, его ролевая неопределенность, нечеткие, неопределенные требования к работнику, перегруженность.
6. Часто выгорание сотрудников связано с организационной культурой. Чем выше привлекательность работы в данной конкретной организации, больше уверенность в карьерном росте или стабильности и удовлетворенность профессиональной самореализацией и качеством жизни, которую обеспечивает работа, тем меньше вероятности организационного стресса.
7. В организационной культуре важно чтобы человеку нравилась своя работа, чтобы он гордился своей профессиональной деятельностью, разделял ценности организации[28].
Таким образом, профессиональное выгорание оказывает отрицательное воздействие, как на сотрудника, так и на организацию. Большинство руководителей считают, что «перегоревших» сотрудников необходимо увольнять. Однако, таким способом проблему решить нельзя. Ведь перегорают только самые ценные и профессиональные сотрудники организации. Поэтому важно вовремя распознать признаки профессионального выгорания и принять меры по профилактике.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав научную литературу по проблеме профессионального стресса, можно сделать вывод о том, что стресс – это динамичное состояние, которое обусловлено наличием трудностей или препятствий, осложняющих достижение желаемых результатов. Стресс имеет тенденцию накапливаться. Именно поэтому, анализируя стресс, необходимо принимать во внимание всю совокупность причин и обстоятельств, предшествующих возникновению стресса и обусловивших те или иные его последствия.
Источниками стресса могут быть как внешние, так и внутренние факторы: организационные факторы или личностные факторы самого работника.
Стресс негативно влияет на физиологию человека, формирует многие психосоматические заболевания, излечить которые сложно, и поэтому необходимо устранять первичную причину – стресс. Профессиональный стресс – многообразный феномен, выражающийся в психических и соматических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека. В настоящее время он выделен в отдельную рубрику в Международной классификации болезней (МКБ-10: Z 73: “стресс, связанный с трудностями управления своей жизнью”).