Файл: «Проблемы профессиональных стрессов. Профессиональное выгорание»..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Во-первых, «эмоциональному выгоранию» больше подвержены сотрудники, которые по роду службы вынуждены много и интенсивно общаться с различными людьми, знакомыми и не-знакомыми. Прежде всего, это руководители, менеджеры по продажам, медицинские и социальные работники, консультанты, педагоги, полицейские и т.п. Особенно быстро «выгорают» сотрудники, имеющие интровертированный характер, индивидуально-психологические особенности которых не согласуются с профессиональными требованиями коммуникативных профессий.

Во-вторых, синдрому «эмоционального выгорания» больше подвержены люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего, как в России, так и за рубежом, это – женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также прессинг в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.

В-третьих, «эмоциональному выгоранию» подвержены работники, профессиональная деятельность которых проходит в условиях острой нестабильности и хронического страха потери рабочего места.

В России к этой группе относятся, прежде всего, люди старше 45 лет, для которых вероятность нахождения нового места работы в случае неудовлетворительных условий труда на старой работе резко снижается по причине возраста.

В-четвертых, на фоне перманентного стресса синдром выгорания проявляется в тех условиях, когда человек попадает в новую непривычную обстановку, в которой он должен проявить высокую эффективность. Например, после лояльных условий обучения в вузе на очном отделении молодой специалист начинает выполнять работу, связанную с высокой ответственностью, и остро чувствует свою некомпетентность. В этом случае симптомы профессионального выгорания могут проявиться уже после шести месяцев работы.

В-пятых, синдрому выгорания больше подвержены жители крупных мегаполисов, которые живут в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах.

С меньшим риском для здоровья и менее выраженным снижением эффективности синдромом «эмоционального выгорания» переживают работники, которые характеризуются следующими особенностями.

В первую очередь, это люди, имеющие хорошее здоровье и сознательно, целенаправленно поддерживающие свое физическое состояние (они постоянно занимаются спортом и ведут здоровый образ жизни). Это люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.


Е. Махер (1983) на основе обобщения данных, описанных многими авторами, составил перечень симптомов «выгорания»:

а) усталость, утомление, истощение;

б) психосоматические недомогания;

в) бессонница;

г) негативное отношение к клиентам;

д) негативное отношение к самой работе;

е) скудность репертуара рабочих действий;

ж) злоупотребление химическими агентами: табаком, кофе, алкоголем, наркотиками;

з) отсутствие аппетита или, наоборот, переедание;

и) негативная Я-концепция;

к) агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, тревожность, беспокойство, взволнованность до перевозбужденности, гнев);

л) упадническое настроение и связанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности;

м) переживание чувства вины и зависимости.

Х. Кюйнарпуу называет последние три симптома разрушающими, а остальные – их следствиями[20].

Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома «эмоционального выгорания» американских исследователей К. Маслач и С. Джексон. В соответствии с данной моделью выгорание представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. К. Маслач также разработала опросник MBI, который позволяет исследовать три главные составляющие синдрома[21].

Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая профессионального выгорания и проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, в появлении агрессивных реакций, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии.

Вторая составляющая – деперсонализация – проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других – повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам, подчиненным, сотрудникам и др.

Третий компонент выгорания – редукция личных достижений – проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности, в отстранении от обязанностей по отношению к другим и своему делу[22].


Из всего рассмотренного материала можно сделать вывод, что профессиональное выгорание - это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и, ведущий к истощению эмоционально-энергических и личностных ресурсов сотрудника. У человека при синдроме профессионального выгорания теряется смысл своей профессиональной деятельности, пропадает способность к профессиональной самореализации, сотрудник «не видит» никаких перспектив. Кроме того, синдром выгорания приводит к психическому и физическому неблагополучию. У сотрудников наблюдается хроническая усталость, нарушения памяти и внимания, нарушения сна с трудностями засыпания и ранними пробуждениями, появляются жалобы на головные боли. В результате синдрома выгорания происходит потеря удовлетворенности качеством жизни, теряется чувствительность к переживаниям других людей[23].

Следует выделить признаки профессионального выгорания, они подразделяются на три группы. К психофизическим признакам профессионального выгорания относятся следующие: чувство постоянной непроходящей усталости, ощущение эмоционального и физического истощения, частые беспричинные головные боли, резкая потеря или резкое увеличение веса, бессонница. К социально-психологическим признакам профессионального выгорания относятся следующие характеристики: безразличие, пассивность и депрессия, цинизм и черствость, раздражительность, нервные срывы, чувство беспокойства и тревожности. К поведенческим признакам профессионального выгорания относятся следующие формы поведения работника: ощущение, что работа становится все тяжелее, а выполнять ее все труднее; постоянно берет работу домой, но дома ее не делает; злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет; уменьшение активности и интереса к досугу[24].

По мере изучения этого феномена стало очевидным, что профессиональному выгоранию подвержены специалисты, чья деятельность связана с общением: руководители, менеджеры, торговые представители, врачи, учителя и т.д.

Причиной профессионального выгорания сотрудников являются затяжные хронические стрессы, которые происходят на фоне постоянных задержек заработной платы, загруженностью большими объемами работы, конфликтными взаимоотношениями внутри организации, применение руководством авторитарного стиля управления[25].

Следовательно, возникает следующий вопрос: «что же должен знать каждый руководитель для профилактики и управления профессиональным выгоранием сотрудников?»


2.2. Экспериментальное исследование по изучению взаимосвязи профессионального выгорания менеджеров и особенностью их личности

С.В. Феоктистовой и А.А. Аксёновым[26] было проведено исследование по изучению взаимосвязи между «профессионального выгоранием» менеджеров и особенностями их личности.

Методологическая основа исследования базировалось на теории стресса и дистресса Г. Селье; на концепции производственного стресса, описанной в работах Н.В. Самоукиной; на концепции развития синдрома «эмоционального выгорания» К. Маслач и С. Джексона.

Практическая значимость состоит в том, что нами на основе полученных данных разработаны рекомендации для руководителей, специалистов психологической службы, сотрудников предприятия.

Методика проведения исследования

Исследование проводилось на базе торгового центра «Альянс» (г. Москва) с ноября 2010 г. по апрель 2011 г. Выборка составила 30 человек: 18 женщин и 12 мужчин в возрасте от 23 до 30 лет; все они работают менеджерами по продажам от полутора до восьми лет.

В качестве основных методов исследования выступает констатирующий эксперимент и метод математико-статистического анализа (ранговая корреляция Спирмена).

В процедуру исследования вошли следующие методики.

1. Опросник ПВ («психическое выгорание»), разработанный Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Старченковой на основе модели К. Маслач и С. Джексона. Методика используется для определения уровней трех компонентов «профессионального выгорания»: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личностных достижений.

2. Опросник PEN, разработанный Гансом и Сибиллой Айзенк, адаптированный М.М. Кабановым, Е.Е. Личко, В.М. Смирновым. Методика содержит 4 шкалы: экстраверсия – интроверсия, нейротизм, психотизм и специфическая шкала, предназначенная для оценки искренности испытуемого, его отношение к обследованию.

3. Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК). Шкала разработана Дж. Роттером, адаптирована в НИИ им. В.М. Бехтерева Е.Ф. Бажиным, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинд. Данная экспериментально-психологическая методика позволяет сравнительно быстро и эффективно оценить сформированный у испытуемого уровень субъективного контроля над разно-образными жизненными ситуациями.


Основные результаты исследования

В таблице 1 представлены результаты исследования «эмоционального выгорания»:

Таблица 1.

Уровень эмоционального выгорания

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция личных достижений

Высокий

35%

40%

45%

Средний

30%

25%

20%

Низкий

35%

35%

35%

Итак, у 65% менеджеров уже сформировался и формируется синдром «эмоционального выгорания», и только у 35% по всем показателям низкий уровень.

Исходя из результатов видно, что только 11 человек не страдают выраженным «эмоциональным выгоранием». У остальных же 19 менеджеров присутствуют все три составляющие «эмоционального выгорания». Все они эмоционально истощены, и это проявляется в сниженном эмоциональном тонусе, утрате интереса к окружающему, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, в появлении агрессивных реакций, вспышках гнева, появление симптомов депрессии. Также у этих менеджеров проявляется деформация (обезличивание) отношений с другими людьми – деперсонализация. У некоторых это повышение зависимости от других людей, а у других – повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к подчиненным, партнерам. Третий компонент выгорания – редукция личных достижений – также свойственен таким людям. У них появляются тенденции к негативному оцениванию себя, редукции значимости собственных достижений и успехов, к ограничению своих возможностей, негативизму относительно служебных обязанностей. А также у них снижается самооценка и профессиональная мотивация, происходит редуцирование собственного достоинства, снятие с себя ответственности, отстранение от обязанностей по отношению к другим и своему делу.

Из нашего исследования видно, что половой признак не имеет большого значения для формирования синдрома «эмоционального выгорания». Это можно увидеть в таблице 2, в которой представлены средние значения всех трех составляющих выгорания у мужчин и женщин.

Таблица 2.

Пол

Эмоциональное истощение

Деперсонализация

Редукция личных достижений

Женщины

22,6

9,25

34,75

Мужчины

20,5

10,625

33,25