Файл: «Правовое регулирование валютного рынка: общая характеристика» ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Основы организации и осуществление валютного регулирования определены, как мы уже говорили, Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Более детальное регулирование частных вопросов, связанных с валютными отношениями, осуществляется в других законодательных актах, в том числе и ведомственных (однако имеющих общее значение).

Стоит заметить, что правовые нормы, определяющие порядок совершения валютных операций, выполняют две основные функции: регулирующую и контрольную.

Итак, регулирующая функция валютного законодательства сводится, в первую очередь, к определению объема прав и обязанностей лиц, участвующих в совершении валютных операций, под которыми понимаются:

- операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

- ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

- осуществление международных денежных переводов.[9]

Основной целью валютного регулирования (и в первую очередь валютного контроля) является обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций.

Особым направлением валютного контроля является контроль за соблюдением валютного законодательства при осуществлении внешнеторговой деятельности, т.е. предпринимательской деятельности в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них.

Таким образом, валютное регулирование - это форма осуществления государством его валютной политики.

Основными принципами валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации являются:

- приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

- единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

- единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

- обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.[10]

Говоря о принципах валютного регулирования, стоит сказать, что они не всегда были постоянными, нередко они менялись под воздействием самых разнообразных факторов. На валютное регулирование в разное время оказывал влияние целый ряд причин политико-экономического и правового характера. Еще во времена Киевской Руси было хождение иностранных денег.


Например, киевские князья требовали от завоеванных территорий уплаты налогов иностранными монетами, а Новгород и Псков при торговле с соседями применяли при расчетах наряду с рублями литовскими и немецкими серебряные монеты. При этом уже в XIV-XV вв. на Руси вводились ограничения в отношении иностранной валюты, но на протяжении длительного периода времени (а именно до 1923 года) валютные ценности постоянно находились в обращении на всей территории государства. Ограничения и запреты на осуществление валютных операций вводились, как правило, только при кризисных явлениях. В советский же период сделки с валютными ценностями для частных лиц были запрещены, а валютное регулирование заменилось прямым административным управлением и контролем.

В 90-х годах века в России произошли, как известно, коренные изменения. Изменение политического режима в нашей стране и расширение внешнеэкономической деятельности потребовали правового регулирования оборота иностранной валюты. Тогда 9 октября 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». Однако, несмотря на свое наличие в правовом поле Российской Федерации данный закон носил рамочный характер, практически каждая его норма наполнялась конкретным содержанием лишь с помощью многочисленных (около 300) и противоречащих друг другу нормативных актов.

В этой связи было принято решение об издании нового, соответствующего современным экономическим условиям России закона. И 10 декабря 2003 года был принят новый Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле», призванный решить многочисленные проблемы в правовом регулировании и более четко урегулировать функционирование валютного рынка и обращение иностранной валюты. В законе были сформулированы принципы валютного регулирования. В своем научном исследовании мы уже обозначили данные принципы. Рассмотрим их подробнее.

Так, под принципом приоритета экономических мер при реализации государственной политики в области валютного регулирования понимается, что государство отдает предпочтение не политическим (как было, например, в СССР), а экономическим мерам для регулирования обращения иностранной валюты. К таким мерам следует отнести, в частности, следующее:

- развитие и поощрение внешних торговых отношений юридических и физических лиц;

- предоставление им различных льгот (в том числе налоговых);

- разрешение открытия счетов в банках за рубежом;

- целевое финансирование из бюджета предприятий и организаций, осуществляющих экспортно-импортные операции.[11]


Принцип исключения неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов также является составной частью общего принципа невмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов, за исключением тех случаев, которые предусмотрены законодательством. Следует отметить, что валютные отношения обладают своей спецификой и могут оказать существенное влияние на экономику любого государства. Поэтому вмешательство государства в проводимые валютные операции резидентов и нерезидентов допускается только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты и недопущения проведения незаконных валютных сделок и действий.

Например, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» обязательному контролю подлежат операции по покупке и продаже иностранной валюты в крупных размерах, перевод денежных средств за границу на счет (во вклад), открытый на анонимного владельца, и некоторые другие операции.[12]

В свою очередь, единство внутренней и внешней валютной политики России означает, что государство придерживается общих основ в сфере регулирования валютных операций, осуществляемых внутри страны и на мировом валютном рынке. Таким образом, не должны устанавливаться различные механизмы воздействия на валютный курс, а также вводиться валютные ограничения в отношении отдельных субъектов по сравнению с другими.

Такой принцип, как единство системы валютного регулирования и валютного контроля, предполагает формирование общей структуры регулирования валютных операций. Валютное регулирование осуществляется исключительно на основе федеральных законов, нормативные правовые акты могут регулировать валютные правоотношения в случаях, прямо предусмотренных валютным законодательством.

Государство обеспечивает эффективность валютного регулирования, одновременно устанавливая единую систему валютного контроля, включающую в себя государственные и уполномоченные органы, полномочия которых строго определены.

Вообще обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций является конституционным положением. Государство гарантирует административную и судебную защиту прав и интересов участников валютных правоотношений. Но при этом резиденты и нерезиденты могут выбрать и иные способы защиты своих интересов, например обращение в международные судебные органы (арбитражи). Законодательством обеспечивается и право на защиту интересов государства как при осуществлении валютных операций резидентов и нерезидентов, так и при непосредственном участии государства (как субъекта) в валютных правоотношениях.[13]


Завершая рассмотрение общей характеристики функций и задач валютного регулирования в Российской Федерации, отметим, что составными частями валютного регулирования являются валютная интервенция, формирование валютных резервов и валютные ограничения.

Валютная интервенция - это целенаправленное воздействие центрального банка страны на валютный рынок и валютный курс. Осуществляется валютная интервенция, прежде всего, для регулирования курса иностранных валют в интересах государства.[14]

В свою очередь, под валютным курсом понимается цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другого государства. Например, если курс евро составляет 1,2 доллара США, то это означает, что на валютном рынке евро и доллар будут обмениваться именно в такой пропорции.

При этом различают два вида валютного курса: биржевой (или его еще называют гибкий, плавающий) и фиксированный. Биржевой курс устанавливается в результате рыночных колебаний, в условиях свободной купли-продажи валюты на валютных торгах. Валютные торги проводятся на валютных рынках, т.е. на рынках, где совершается купля-продажа иностранной валюты на основе спроса и предложения. Фиксированный же курс вытекает из установленных международными организациями или государством валютных договоренностей (валютный паритет). Под валютным паритетом подразумевается твердое, официально устанавливаемое соотношение обмена одной валюты на другую.[15]

В целях своевременного осуществления международных расчетов, а также для получения дохода и регулирования валютного рынка государство формирует так называемые валютные резервы (международные резервы). Международные резервы представляют собой высоколиквидные финансовые активы, находящиеся в распоряжении Центрального Банка России и Правительства Российской Федерации, которые складываются из активов в иностранной валюте, монетарного золота, специальных прав заимствования (СДР), резервной позиции в МВФ и других резервных активов.

1.2. Характеристика источников валютного регулирования в Российской Федерации

Нами уже отмечено, что правовую основу валютного регулирования составляет, в первую очередь, Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».


В то же время это не единственный нормативно-правовой акт, регламентирующий рассматриваемую нами сферу общественных отношений.

В число источников валютного регулирования в Российской Федерации входят:

- Конституция Российской Федерации;

- Федеральные конституционные законы и Федеральные законы (например, Федеральный закон от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и др.).

- подзаконные нормативные правовые акты (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 года N 926 «Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации», Постановление Правительства РФ от 15 мая 1995 года N 458 «О Генеральных условиях эмиссии и обращения облигаций федеральных займов», Приказ Минфина РФ от 22 декабря 2000 года N 112н «Об утверждении Условий эмиссии и обращения облигаций федерального займа с переменным купонным доходом», Соглашение между Правительством РФ, Банком России и Правительством Республики Белоруссия, Национальным банком Республики Белоруссия от 30 ноября 2000 года «О мерах по созданию условий по введению единой денежной единицы» и др.).

Таким образом, правовых источников регулирования валютных отношений в России существует огромное множество. Рассмотрим основные положения правовых основ регулирования валютных отношений.

Органами валютного регулирования в Российской Федерации являются, в первую очередь, Центральный банк РФ и Правительство РФ. Так, для осуществления своих функций Банк России может открывать представительства на территориях иностранных государств.

Для реализации своих функций Центральный банк РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, которые являются обязательными для резидентов и нерезидентов. Центральный банк России устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.[16]

Одним из способов валютного регулирования является обязательная продажа части (30 %) валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ. Обязательная продажа части валютной выручки осуществляется на основании распоряжения резидента не менее 7 рабочих дней со дня ее поступления на банковский счет резидента в уполномоченном банке.