Файл: Определение понятий «проект» и «управление проектами».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В любой сфере профессиональной деятельности, будь то промышленность или коммерция, транспорт или IT-технологии, образование или индустрия развлечений – всегда есть возможность реализовать свои идеи в рамках проекта. Залогом удачной реализации проекта является грамотность его подготовки.

Каждый директор желает, чтобы его компания приносила прибыль. И это желание распространяется не только на сегодняшний день или неделю; но и на ближайшие годы. В итоге, руководитель постоянно идет к достижению поставленной перед ним цели.

Но бизнес – совсем нелегкое дело, и не всегда удается выполнить все, что намечалось ранее. В дела могут вмешаться внутренние конфликты в компании или прочие внешние обстоятельства.

Любой административный аппарат, имеющий сложную иерархическую структуру, ежедневно решает огромное количество разнообразных задач: от самых простых до наиболее сложных. Особенно это касается тех компаний, которые зачастую вводят новые направления деятельности и реализуют большое количество проектов.

Предположим, что нам поставлена задача по открытию нового ресторана. Для успешного завершения миссии потребуется пройти несколько этапов:

  • Решить вопрос с помещением (арендовать или выкупить).
  • Набрать квалифицированный персонал, что является довольно большой проблемой в связи с тем, что в рестораны пытаются попасть многие: от студентов, опыт работы которых в общественном питании крайне ничтожен, до советских поваров, считающих эталоном меню выбор блюд какого-нибудь советской столовой.
  • Наладить взаимоотношения с поставщиками оборудования и продуктов питания.
  • Сформировать логистическую сеть.
  • Собрать весь перечень необходимых для регистрации документов.

Кроме этого, потребуется еще решения огромного количества задач, прежде чем ресторан откроет двери для первых посетителей. И каждый инвестор, выделивший финансовые средства для развития бизнеса, желает получить прибыль и как можно скорее. Что же необходимо сделать, чтобы результат оправдал ожидания всех участников процесса. Ответ один: внедрить проектное управление. Именно поэтому исследуемая тема данной курсовой работы особенно актуальна на сегодняшний день. Исследуемая тема еще актуальна и потому, что мы живем в современном развивающемся мире, где человечество идет в ногу с передовыми технологиями. И зачастую сотрудникам большинства компаний приходится работать в режиме многозадачности и вести одновременно несколько проектов. Именно благодаря проектному управлению, компании смогут наиболее эффективно завершать свои проекты с максимальной отдачей и избежать множества ошибок и сбоев в работе.


Под проектом стоит понимать конечную цель, которая должна быть достигнута за определенный промежуток времени, заданный перед началом его реализации. Важно отметить, что не может существовать двух идентичных проектов. И, что немаловажно, проект имеет свои ограничения в виде временного интервала на реализацию и объема вложенных в него средств.

За каждым проектом должен был ответственен один человек – руководитель или куратор проекта. Он и отвечает перед клиентом за качество выполненной работы. И поэтому обладает всей полнотой власти.

Чтобы проект был реализован точно в срок и уложился в рамки вложенных инвестиций, на практике применяют управление проектами.

Использование проектного управления при реализации любого проекта увеличивает его шансы на положительный результат, именно поэтому оно стало настолько популярным как в крупных корпорациях, так и в небольших предприятиях. Однако переход к управлению проектами сопряжен с рядом проблем: необходимостью заполучить квалифицированный (сертифицированный) штат сотрудников, разработать методологии, изучить практики внедрения в других компаниях и прочие обстоятельства.

Целью данной курсовой работы является исследовать особенности развития управления проектами в России и за рубежом, а так же разобраться с проектным управлением на примере инвестиционного проекта компании.

Для реализации данной цели, в работе были определены следующие основные задачи:

  • Изучить исторические аспекты развития методов управления в России и за рубежом;
  • Изучить основные понятия «проект» и «управление проектами»;
  • Исследовать управление проектами на примере ООО «ВИСТрейд»;
  • Произвести коммерческий анализ инвестиционного проекта с использованием специализированного программного продукта.

Объектом исследования в данной работе выступает инвестиционный проект ООО «ВИСТрейд» под названием «Приращение товародвижения».

Предметом исследования является проектное управление и его развитие в России и за рубежом.

При написании работы был использован метод научного познания, аналитический метод, метод сравнения и расчетный метод.

Структура курсовой работы включает в себя введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список использованной литературы.


1.Сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта управления проектами

    1. История развития методов управления проектами в России и за рубежом

Если руководство проектом определяется как действия по организации людей, систематически достигать общей цели, то тогда такое определение дало толчок для развития науки управления с древних времен. Египтяне возводили пирамиды Гизы, первый император Китая командовал миллионами рабочих, для строительства Великой китайской стены – все они были первыми участникам проектов. Несмотря на то, что с течением времени все меняется, в частности появляются новые разработки, методы и технологии, то управление проектами сохраняет свои основные цели в целости и сохранности, а именно получить успешно завершенный проект, сделав его максимально эффективным способом.

Архитекторы и инженеры в роли руководителей проектов

  1. 2250 г. до н.э. Великая пирамида в Гизе. Строительство пирамиды заняло 20 лет труда рабов и архитекторов, на каждую из четырех сторон монументального сооружения. Пирамида стала первым и единственным из семи чудес Древнего мира, оставшимся нетронутым и сохранившаяся до наших дней.
  2. 206 г. до н.э. Великая Китайская стена. Император Цинь Шухуанди приказывает привлечь в проект рабочую силу, разделив её на три группы: солдат, гражданских лиц и преступников.[1]
  3. 1750-1850 гг. Промышленная революция. Лидеры американского бизнеса находятся в балансирующем состоянии при использовании, как ручного труда, так и механизированного производства.
  4. 1896 год. Трансконтинентальная железная дорога. Один из самых больших технических подвигов Америки по строительству железной дороги, которая соединяет Калифорнию и восток США. Строительство становится одним из первых государственных проектов, в котором потребовалось масштабное управление проектами при строительстве железных дорог.

Начало современной эры в проектном управлении

  1. 1896 год. Польский экономист Кароль Адамецкий создает «Гармониограмму». Плавающая гистограмма используется для отображения латерально расположенных задач ко времени (современная – диаграмма Ганта).[2] Через 6 лет она произвела сильное впечатление на Российское техническое общество.
  2. 1912 год. Диаграмма Ганта. Инженер Генри Гант разрабатывает «Диаграмму Ганта» – схему визуального отображения данных, которая разбивает задачи в четко продуманной структуре расписания. Впервые данный метод был использован в Первой мировой войне, чтобы помочь строить корабли. В 1931 году он снова был использован при строительстве плотины Гувера. Диаграмма Ганта до сих пор применяется в современных организациях, и стала классикой в проектном управлении.
  3. 1954 год. Генерал ВВС США Бернард Шривер вводит термин «Управление проектами».
  4. 1957 год метод критического пути (СРМ). Дюпон и Ремингтон Рэнд создают метод, который вычисляет задачи, необходимые для завершения проекта и продолжительность каждого этапа для управления строительством химического завода. Метод CPM экономит компании 1 млн. долларов в первый год реализации.
  5. 1958 год. Метод PERT. Разработан в рамках программы ВМС США для подводной ракеты «Полярис». При использовании PERT – анализируется тип задач и минимальное количество времени, необходимое для каждой задачи.[3]
  6. 1961 год. СССР. Начали применяться методы сетевого планирования и управления при строительстве крупных инфраструктурных объектов.
  7. 1962 год. Структура декомпозиции работ (wbs). Министерство обороны США создает способ разбить проекты на более мелкие компоненты и поместить их в иерархическую древовидную структуру. Модель фокусируется на том, что должно быть сделано – а не на времени.
  8. 1956 год. IPMA. Международная Ассоциация Систем Управления (ныне Международная Ассоциация Проектного Управления) основана в Европе.
  9. 1969 год. PMI. Основывается Институт Управления Проектами (PMI) для продвижения проектного менеджмента в самостоятельную дисциплину и профессию. Специалисты могут получать специальные сертификаты в рамках программы обучения. В том числе «Сертифицированный специалист управления проектами» и «Профессионал проектного менеджмента».
  10. 1970 год. Метод водопад. Уинстон Ройс создал модель, в которой каждый этап проекта должен быть завершен прежде, чем перейти к следующему.[4]

Эпоха программного обеспечения и приложений[5]

  1. 1977 год. Появляется первое программное обеспечение для управления проектами. Возникают несколько компании по разработке программного обеспечения для проектного управления, в том числе ARTEMIS (1977) ORACLE (1977) и Scitor corporation (1979).
  2. 1986 год. Возможности программного обеспечения. В Институте программной инженерии университета Карнеги-Меллона начинается разработка «Развития функциональных возможностей программного обеспечения» на пяти уровнях эволюционного пути.
  3. 1988 год. Подход «Управление заработанной стоимостью» объединяющий измерения объема, графиков и затрат интегрирован в проектное управление.
  4. 1996 год. PRINCE2. Семи процессная система проектного управления широко используется в Великобритании.
  5. 2001 год. Гибкое управление проектами. Для создания сложных программных проектов этот подход подчеркивает адаптивность планирования и гибкого реагирования на изменения.
  6. 2006 год. Всеобщее управление затратами. Хотя концепция тотального управления затратами присутствовала в течение длительного времени вокруг проектного менеджмента, ААСЕ все-таки развивается в рамках контроля устранения и снижения затрат. Подход используется во всех подразделениях организации, включая и проектное управление.
  7. 2006 год. Рост SaaS платформ для управления проектами. Возникает новый класс SaaS-платформ, обеспечивающих беспрецедентную гибкость для руководителей проектов и их команд.
  8. 2009 год. Управление проектами как востребованный навык. СМИ называют «Управление проектами» одним из пяти лучших востребованных специальностей, которые могут привести к повышению безопасности работы.[6]
  9. 2010 год. Проектные облака. Облачные технологии обеспечивают быстрый рост виртуальных проектных офисов. По мере развития и доступности облачных технологий, будет расти количество виртуальных проектных команд. Википедия сообщает о том, что 30% рынка труда в США состоит или независимых работников. К 2019 году доля Фрилансеров вырастет до 40%.
  10. 2012 год. Мобильные приложения. Мобильные приложения для удаленного управления проектами становятся еще удобнее, позволяя людям управлять своими проектами в любое время и в любом месте.
  11. 2014 год. Мультиагентные системы. Мультиагентные программные системы похожи на самоорганизующиеся информационные сети, основанные на принципах коллективного разума и общения. За модель взята колония муравьев. Независимые маленькие программки выполняют свою отдельную задачу, выводя всю систему на новый уровень.
  12. 2016 год. Боты. Автономные программные агенты уже применяются в повседневной жизни для общения и повышения качества работы над проектами.
    1. Определение понятий «проект» и «управление проектами»


Бизнес-словарь определяет проект как «запланированный комплекс взаимосвязанных задач, которые должны быть выполнены за определенный период с определенными расходами и другими ограничениями». Проектом может быть что-то внешнее или дополнение для типичного рабочего дня сотрудников компании. Возможно, реинжиниринг бизнеса, финансовые потребности или запрос клиента может стать катализатором для возникновения проекта.

Параметры проекта включают в себя достижение четкой цели, поэтому по своей природе, проекты включают в себя начало и конец для достижения уникального, конкретного результата. Это краткосрочное обязательство требует установленные сроки, четкие рамки, обозначенного бюджета и людских ресурсов, которые включают в себя проектная команда и менеджер.

Научная литература описывает управление проектами как «дисциплина инициирования, планирования, исполнения, контроля и завершения работы команды для достижения конкретных целей и достижения конкретных критериев успеха». Идея управления проектами приходит к нам с конца 19 века.

Как известно, Генри Гант был одним из основоположников проектного управления. Все началось с создания диаграммы Ганта, популярной схемы управления проектом, название Ганта на сегодняшний день очень часто встречается. Анри Файоль сформировал пять функций менеджмента – это предшественники нынешних пяти этапов управления проектом.[7]

Еще одно средство для управления проектами, диаграмма PERT появилась в середине 20-го века. Возникла структура декомпозиции работ от Министерства обороны Соединенных Штатов как другой метод для управления проектами.[8]

В то время как средства управления проектами широко распространены в космических, правительственных, технических и военных секторах, частные предприниматели только начали понимать преимущества работы организованной вокруг конкретных проектов. Появился явный способ управлять этими специальными проектами, и компании поняли, что координация и взаимодействие на всех уровнях, в бизнес подразделениях, и в том числе разных областях знаний имеет огромное значение для общего успеха. Для успешного управления проектами не достаточно иметь программные средства. Управление проектами должен осуществлять грамотный проектный менеджер.

Менеджер проекта – это человек, который ведет команду проекта, для совместного достижения цели проекта.[9] Все, кто имеют должность «менеджера» имеют постоянные обязанности в течение всего срока его пребывания в компании в соответствии с трудовым кодексом РФ, а вот должность менеджера проекта является временной и служит только для достижения конкретной цели. Для любого конкретного проекта, в обязательном порядке, будет назначен руководитель проекта.