Файл: Налоговый учет по акцизу. Понятие и экономическая сущность акцизов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гражданское законодательство рассматривает две регистрируемые режимом формы функционирования создание обособленных подразделений: места филиал и представительство.

филиалы Представительством является функции обособленное подразделение месяца юридического лица, со расположенное вне одного места его Филиалом нахождения, которое это представляет интересы организации юридического лица и Признание осуществляет их кодекса защиту. Филиалом со же является его обособленное подразделение оборудованы юридического лица, Они расположенное вне организации места его оно нахождения и осуществляющее Налоговый все его Налогового функции или месту их часть, в чем том числе имуществом функции представительства.

выполняемых Представительства и филиалы основании не являются таковым юридическими лицами. создание Они наделяются наделяется имуществом создавшим учредительных их юридическим месяца лицом и действуют имуществом на основании учредительных утвержденных им со положений.

Налоговый кодекс создается не увязывает обособленных понятие обособленного расположенное подразделения с особенностями от выполняемых им вне функций или полномочий правовым режимом и Гражданское трактует это создавшим понятие значительно том шире, чем одного гражданское законодательство.

Так, в Налоговый соответствии со ст. 11 независимо Налогового кодекса подразделения обособленным подразделением наделяются организации признается создание любое территориально положений обособленное от правовым нее подразделение, полномочий по месту их нахождения которого производится оборудованы стационарные функционирования рабочие места. иных Признание обособленного осуществляет подразделения организации таковым таковым производится отражено независимо от иных того, отражено их или не отражено отражено его является создание в учредительных лицом или иных значительно организационно-распорядительных документах функции организации, и от стационарным полномочий, которыми рассматривает наделяется указанное подразделением подразделение. При обособленное этом рабочее шире место считается любое стационарным, если обособленного оно создается представительство на срок более одного месяца.

Как следует из изложенного, в соответствии с Налоговым кодексом филиалы и иные обособленные подразделения российского юридического лица не являются самостоятельными налогоплательщиками акциза, а выполняют лишь функции этого лица по уплате этого налога. Невыполнение данной обязанности филиалом или иным обособленным подразделением российской организации влечет неблагоприятные правовые последствия для этой организации, т.е. для российского юридического лица в целом. При этом не имеет значения, в какой форме создается обособленное подразделение, важен факт территориальной обособленности и создания рабочих мест на срок более одного месяца. [9, c. 160]


В целях проведения налогового контроля организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. В связи с изменением с 01.01.2007 редакции ст. 83 Налогового кодекса такая обязанность у организации не возникает, если она уже состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.

Как уже указывалось выше, обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога. В частности, гл. 22 «Акцизы» Налогового кодекса устанавливает возникновение обстоятельств по уплате акциза при совершении операций, признанных объектом налогообложения акцизом.

Таким образом, у обособленного подразделения организации - налогоплательщика акциза обязанность по уплате акциза возникает при условии создания на его территории того или иного объекта обложения акцизами.

Например, если организация в процессе осуществления производства спиртосодержащего стеклоомывателя передает его своему обособленному подразделению для добавления в него ароматизирующих веществ и последующей реализации готового товара, то обязанность уплатить акциз по реализации указанной спиртосодержащей продукции возникает у этого подразделения.

Если обособленное подразделение передает произведенный им стеклоомыватель своей головной организации, то уплата акцизов по операции реализации готового подакцизного товара производится этой организацией.

В отличие от обособленных подразделений российских организаций филиалы и представительства иностранных организаций согласно положениям п. 2 ст. 11 Налогового кодекса приравнены к организациям и, соответственно, являются самостоятельными налогоплательщиками. Данное положение Налогового кодекса обосновано тем, что иностранное юридическое лицо может осуществлять самостоятельную предпринимательскую деятельность на территории России только через свои обособленные подразделения, так как это лицо уже существует, создано и зарегистрировано в соответствии с иностранным законодательством по основному месту его нахождения - за рубежом.


Таким образом, налоговый статус филиала или представительства зависит от того, являются они обособленным подразделением российской или иностранной организации;

Иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

Иностранные организации подпадают под юрисдикцию Налогового кодекса только в том случае, если на них в соответствии с законодательством Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги.

При этом, как следует из вышеизложенного, иностранные объединения лиц (корпоративные образования), не наделенные статусом юридического лица в соответствии с действующим законодательством страны учреждения, но обладающие гражданской правоспособностью в соответствии с законодательством страны регистрации, также признаются организациями - налогоплательщиками акциза.

Все иностранные организации могут быть разделены на две условные группы [16, c. 155]:

- иностранные организации, вставшие на учет в российских налоговых органах, то есть получившие ИНН и соответствующее свидетельство;

- иностранные организации, не вставшие на учет в российских налоговых органах, то есть не имеющие ИНН.

Порядок постановки на учет иностранных организаций регулируется общими положениями ст. ст. 83 и 84 Налогового кодекса, но с учетом Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного Приказом Минфина РФ от 30 сентября 2010 г. № 117н.

В соответствии с п. 2.1 названного Положения иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации в течение периода, превышающего 30 календарных дней в году, через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения, подлежат постановке на учет в налоговых органах в каждом из мест осуществления деятельности с присвоением ИНН. Помимо этого, в качестве основания для постановки на учет иностранных и международных организаций, является наличие у них недвижимого имущества и (или) транспортных средств в России, принадлежащих им на праве собственности или на правах владения, пользования распоряжения.


При постановке на учет иностранных организаций по этим основаниям налоговый орган выдает им Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе с указанием ИНН и КПП.

Иностранные организации, имеющие подтверждение о том, что они состоят на учете в российском налоговом органе, самостоятельно исчисляют и уплачивают акциз в том же самом порядке, что и российские организации.

При этом обложение акцизом иностранных лиц, осуществляющих деятельность на территории России, производится без учета ратифицированных международных соглашений СССР или Российской Федерации с иностранными государствами об избежание двойного налогообложения, поскольку эти соглашения не распространяются на косвенные налоги, к которым, в том числе относятся и акцизы.

Если иностранная организация не состоит на учете в российских налоговых органах, то уплата акциза в российский бюджет осуществляется ею не самостоятельно, а посредством налоговых агентов.

В целях налогообложения ст. 11 Налогового кодекса индивидуальными предпринимателями признаны:

- физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. При этом уточнено, что к физическим лицам относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства;

- главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Специфика участия индивидуальных предпринимателей в гражданских и налоговых правоотношениях заключается в том, что они одновременно могут выступать и в качестве обычных граждан, и в качестве специального субъекта налогового права. Именно по этой причине в целях налогообложения индивидуальными предпринимателями признаются не любые физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве таковых, а только те из них, что осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Таким образом, для того, чтобы точно определить, является ли данное физическое лицо индивидуальным предпринимателем и, следовательно, потенциальным налогоплательщиком, в первую очередь, необходимо исходить из понятия предпринимательской деятельности.

Поскольку Налоговый кодекс не содержит определения понятия «предпринимательская деятельность», в соответствии со ст. 11 Налогового кодекса следует исходить из определения этого понятия, данного в ст. 2 Гражданского кодекса, согласно которому предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.


В связи с этим любое физическое лицо, которое на свой риск осуществляет деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от совершаемых им операций, признаваемых объектами налогообложения акцизами, является индивидуальным предпринимателем, и, следовательно, плательщиком акциза.

Гражданский кодекс (ст. 23) устанавливает право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Таким образом, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства при достижении ими восемнадцатилетнего возраста вправе заниматься любой индивидуальной деятельностью, за исключением тех видов деятельности, которые запрещены законом.

Например, исходя из положений п. 2 ст. 1, п. 9 ст. 8, п. 1 ст. 11, ст. ст. 14, 18 и 19 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, индивидуальные предприниматели (физические лица) не вправе заниматься деятельностью по производству спирта этилового, спиртосодержащей пищевой и алкогольной продукции. Таким образом, плательщиками акциза по этим подакцизным товарам могут быть только организации (юридические лица).

Для того чтобы реализовать право заниматься предпринимательской деятельностью и приобрести статус индивидуального предпринимателя, физические лица должны:

- зарегистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

При этом, учитывая, что на практике физические лица, не всегда соблюдают правила о государственной регистрации, даже фактически занимаясь предпринимательской деятельностью, ст. 23 Гражданского кодекса предусмотрено, что такой предприниматель не вправе ссылаться в отношении совершенных им хозяйственных сделок на то, что он не является предпринимателем, и суд, в свою очередь, может в отношении таких сделок применить нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность.