Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Сущность конкуренции и конкурентоспособности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При оценке факторов конкурентоспособности  «Мегафон» коэффициент конкордации W равен 0,981 и свидетельствует о высокой степени согласованности ответов экспертов.

12*429,3/25*(216-6)=0,981 при значении среднего ранга 32,67.

На втором этапе  рассчитывается внутренняя конкурентоспособность и общая конкурентоспособность каждого предприятия.

Площадь многоугольника или внутренняя конкурентоспособность оператора  рассчитывается  по формуле (2), как сумма площадей шести треугольников.

,                              (2)

где Пкон – площадь основания пирамиды (многоугольника конкурентоспособности продукции);

sin α – угол между векторами в многоугольнике (основании), т.к. векторов в модели шесть, то угол будет равен 60о;

Ф1, Ф2….Ф6 – внутренние конкурентные преимущества предприятия.

При оценке общей конкурентоспособности оператора определяется рыночная доля предприятия, которая является внешним конкурентным преимуществом и характеризует реальное положение предприятия в конкурентной среде – доля рынка (Н), – выступает в качестве высоты пирамиды, как оптимальный количественный параметр.

Для расчета внутренней  конкурентоспособности оператора необходимо привести экспертные оценки факторов к единице с помощью простой пропорции, приведенные оценки факторов конкурентоспособности представлены в таблице 5.  Внутренняя  конкурентоспособность ОАО «МТС» равна 1,228 при   конкурентоспособности идеала 2,6:

ПМТС=Ѕ*sin(60*3,14/180)*(0,56*0,8+0,8*0,78+0,78*0,7+0,7*0,76+0,76*0,52+0,52*0,56)=1,228

Пидеала=Ѕ*sin(60*3,14/180)*(1*1+1*1+1*1+1*1+1*1+1*1)=2,597

Внутренняя  конкурентоспособность   «Билайн» равна 1,20:

ПМТС=Ѕ*sin(60*3,14/180)*(0,42*0,66+0,66*0,76+0,76*0,78+0,78*0,78+ 0,78*0,66+0,66*0,42)=1,20

Внутренняя  конкурентоспособность   «Мегафон» равна 1,08:

ПМТС=Ѕ*sin(60*3,14/180)*(0,88*0,7+0,7*0,6+0,6*0,38+0,38*0,82+0,82* 0,54+0,54*0,88)=1,08

Таблица 2.6 - Оценки  факторов конкурентоспособности  «МТС» и конкурентов по десятибалльной шкале и  приведенные к единице

Фактор конкурентоспособности предприятия

 «МТС»

«Билайн»

«Мегафон»

десятибалльная
шкала

приведенная к
единице

десятибалльная
шкала

приведенная к
единице

десятибалльная
шкала

приведенная к
единице

Конкурентоспособность продукции

5,6

0,56

4,2

0,42

8,8

0,88

Финансовое состояние предприятия

8

0,8

6,6

0,66

7

0,7

Эффективность маркетинговой деятельности

7,8

0,78

7,6

0,76

6

0,6

Рентабельность продаж

7

0,7

7,8

0,78

3,8

0,38

Имидж (марочный капитал) предприятия

7,6

0,76

7,8

0,78

8,2

0,82

Эффективность менеджмента

5,2

0,52

6,6

0,66

5,4

0,54


Для расчета общей конкурентоспособности используем формулу (3):

,                                           (3)

где  Эк  – оценка конкурентоспособности оператора сотовой связи.

Общая конкурентоспособность «МТС» равна 0,119 или 12 %:

1/3*1,227*0,292=0,119.

Общая конкурентоспособность «Билайн» равна 0,138 или 14 %:

1/3*1,199*0,346=0,138.

Общая конкурентоспособность «Мегафон» равна 0,096 или 10 %:

1/3*1,079*0,2684=0,119.

Общая конкурентоспособность идеала равна 0,563 или 56,3 %, т.к. рыночная доля не может превышать 65 %:

1/3*2,6*0,65=0,563.

Относительная внутренняя конкурентоспособность оператора рассчитывается по формуле (4):

,                                                       (4)

где ПМТС – внутренняя конкурентоспособность «МТС» (площадь многоугольника равняется сумме площадей шести его секторов);

Пбаза –  внутренняя конкурентоспособность базы сравнения  (конкурента или идеала).

Относительная внутренняя конкурентоспособность «МТС» к «Билайн» равна 102,32 %, к «Мегафон» – 113,75 %, к идеалу – 21 %.

Относительная общая конкурентоспособность оператора рассчитывается по формуле (5):

,                                                  (5)

где    ЭМТС – общая конкурентоспособность «МТС» (объем сложной геометрической фигуры);

Эбаза – общая конкурентоспособность базы сравнения (конкурента или идеала).

Относительная общая конкурентоспособность «МТС» к «Билайн» равна 86,35 %, к «Мегафон» – 123 %, к идеалу – 21 %.

Показатели  внутренней, общей конкурентоспособности «МТС» и конкурентов, относительной внутренней конкурентоспособности и относительной общей конкурентоспособности «МТС» представлены в таблице 2.7.

Таблица 2.7 -  Показатели конкурентоспособности ОАО «МТС»

Уровни
конкурентоспособности

МТС

Билайн

Мегафон

Идеал

Доля рынка

0,292

0,346

0,2684

0,65

Внутренняя конкурентоспособность

1,228

1,2

1,08

2,6

Общая конкурентоспособность

0,119

0,138

0,09

0,563

Относительная внутренняя конкурентоспособность МТС, %

102,32

113,75

47,3

Относительная общая конкурентоспособность МТС,%

86,35

123

21


Из полученных результатов видно, что относительная внутренняя конкурентоспособность МТС выше, чем у основных конкурентов. При этом общая конкурентоспособность МТС ниже относительно Билайн. Это объясняется  тем, что при расчете показателя общей конкурентоспособности учитывается доля рынка операторов сотовой связи, а Билайн  имеет самую крупную долю на этом рынке – 34,6%.

3 Разработка мероприятий по повышению конкурентной стратегии ОАО «МТС»

Год от года компания МТС делает доступными для своих абонентов различные технологии для обмена и передачи данных. В 2011 году государство взялось за развитие LTE в России и распределение пригодных частот для этой технологии. LTE - (Long Term Evolution англ. - долговременное развитие) - проект разработки усовершенствования технологий мобильной передачи данных. Эти усовершенствования могут, например, повысить скорость, эффективность передачи данных, снизить издержки, расширить и улучшить уже оказываемые услуги, а также интегрироваться с уже существующими протоколами [4]. Ситуация с частотами оказалась по-настоящему сложной и запутанной, каждый из участников рынка пытался использовать ее в собственных интересах, что привело к возникновению многочисленных конфликтов и противоречий. Частоты в диапазонах 700-890 МГц были заняты структурами Минобороны и ФСО. Частоты в диапазонах 2500-2700 МГц были распределены между большим количеством операторов, использующих различные технологии. МегаФон, МТС, Скартел и несколько региональных операторов владели частотами WiMAX и MMDS. Частоты в диапазоне 2300-2400 МГц были свободны, однако на них претендовали структуры Минобороны.

Самым простым решением вопроса была бы отмена существующих частотных присвоений и равное перераспределение частот между операторами, обладающими необходимыми ресурсами для развертывания сетей LTE. Но это привело бы к остановке деятельности ряда операторов и негативным последствиям для отрасли связи в целом. В результате длительных переговоров и компромиссов было найдено решение, удовлетворяющее большинство претендентов на частоты LTE. В июле 2012 года были подведены итоги конкурса 4G, победителями на частоты 761-862 МГц и 2,5-2,7 ГГц (используются для развития 4G) стали МТС, «МегаФон», «Вымпелком» и «Ростелеком».


«Большая четверка» по условиям конкурсов в 2013 году должна запустить сети 4G в пяти-восьми регионах в зависимости от компании. Регион будет считаться охваченным, если сети LTE есть во всех населенных пунктах с численностью 50 тыс. человек и более, услуга доступна во всех средних и высших заведениях с минимальной скоростью передачи данных от базовой станции к абоненту при максимальной загрузке сети в 1 Мбит/с. Ежегодные инвестиции компаний должны составлять не менее 15 млрд руб. При этом сумма не учитывает средств на расчистку частот. По условиям конкурсов эти работы должны финансировать их победители. Общая стоимость конверсии нижнего диапазона, по различным оценкам, может составлять 56-200 млрд. руб.

«Большая четверка» подала заявки на получение частотных присвоений (необходимы для строительства сетей) в 41 регионе.

МТС спланировала в 2013 году начать оказывать услуги LTE более чем в 20 городах России. «МегаФон», «Вымпелком» и «Ростелеком» намерены были запустить сети в восьми, шести и пяти субъектах соответственно.

В МТС говорят, что будут строить сети «как в крупных городах, где высок спрос на инновации, так и в небольших регионах, где пока низкая конкуренция на рынках ШПД», но конкретный список не раскрывают. «Вымпелком» будет выбирать из 12 регионов [1, с. 13].

На начало 2012 года количество пользователей интернета в России: 70 млн. человек. Все население РФ составляет 143 млн. человек. Из опроса проведенного с 31 марта по 1 апреля 2012 года было выявлено, что 49 % пользуются интернетом и 51 % не используют. При этом для выхода в интернет используют 23 % мобильные устройства [6]. Для более комфортной и удобной жизни появляются новые технологии: новые типы и размеры дисплеев телефонов, облачные сервисы, мобильная коммерция, голосовое управление. В наибольшей степени новые технологии реализуются в смартфонах. По исследованиям источников VisionMobile, IDC рост мировых поставок смартфонов, планшетов с 2010-2016гг увеличится на 15-20 % [3, с. 21]. Из источника Asymco было выявлены 2 лидера по поставкам смартфонов и планшетов это Apple и Samsung, они занимают 99 % прибыли [5]. Рост проникновения смартфонов и миграции интернет-сервисов в мобильные устройства говорят о востребованности новой технологии рынком. К 2016 году прогнозируется увеличение мобильного трафика во всем мире в 18 раз, в 25 раз увеличиться рост трафика видео в мобильных сетях, и в 70 раз доля видео в трафике к 2016 году [3, с. 21]. Исследования Яндекса и TNS MMI выявили, что рост пользователей мобильного интернета происходит и будет происходить во многом за счет более старших возрастных групп (20+ и 30+) [7].


Благодаря анализу проведенного Booz & Company в 2010г было выявлено, что компания МегаФон занимает лидирующие позиции на рынке мобильного интернета, остальные места поделили МТС и Билайн [2, с. 12]. Компания МТС поставила перед собой цель достижения лидерства на рынке мобильного интернета. Для этого требовалось устранить разрыв по доходам от передачи данных с Мегафон, увеличить продажи смартфонов и проникновение смартфонов в базе МТС, а также повышение удовлетворенности наших клиентов мобильным интернетом. Развитие мобильного бизнеса было спланировано таким образом, что сегодня МТС - это предоставление в основном голосовых услуг связи, а завтра предоставление в основном мобильного интернет услуг для комфортной современной жизни. Ключевыми продуктами для достижения лидерства в мобильном интернете являются смартфоны, модемы, выгодные тарифы и опции. Почему так важны смартфоны? Мобильный интернет со смартфона - это просто и увлекательно! Благодаря этому растут трафик и доходы оператора. Смартфоны приносят в среднем на 90 % больше доходов по сравнению с обычными телефонами. Больше смартфонов в сети ^ Больше выручка Группы МТС. На основании этого компания МТС запускает линейку смартфонов МТС. Т.К. смартфон МТС - идеальный вариант для начинающего пользователя. Но что же меняется для МТС с появлением LTE? Рассмотрим табл. 3.1

Таблица 3.1 – Видение LTE для ОАО «МТС»

Сегодня

2016

Видение LTE

Если есть точка WiFi, выбор в пользу Wi-Fi, а не 3G

LTE МТС отодвигает WiFi на второй план

4G по параметрам не уступает домашнему WiFi и при этом заметно лучше точек Wi-Fi

Неровное покрытие 3G внутри помещений

Покрытие сети передачи данных везде, вне и внутри зданий

LTE в диапазоне 800МГц обеспечит отличные характеристики для покрытия внутри зданий

Облачные приложения - только дома или только в офисе

Универсальный доступ к облаку, высокие параметры

Покрытие плюс характеристики LTE позволяют работать с облачными приложениями

В продаже планшеты и электронные книги без модуля 3G/4G

Большинство планшетов поддерживают LTE

  • WiFi менее удобен и слишком небезопасен.
  • 4G отвечает растущим потребностям в мобильности

Компании зависят от фиксированных сетей связи

Полная мобильность малых, средних и крупных предприятий

Фиксированные продукты с использованием LTE обеспечат новые рыночные возможности