Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Сущность конкуренции и конкурентоспособности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из Таблицы 2.1 численность работников предприятия за анализируемый период возросла на 2 человека или 0,36 %. В том числе численность основных рабочих снизилась на 5 человек или 1,27%, а вспомогательные рабочие увеличилась на 5 человек или на 4.27 %. В общем численность рабочих не изменилась.

Численность руководителей и специалистов за анализируемый период возросла на 2 человека или 4,17%.

Наибольший удельный вес в структуре промышленно-производственного персонала ОАО «Мобильные ТелеСистемы» занимают рабочие (91,1% в 2014 году), в частности основные рабочие (69,4% в 2014 году). На долю руководителей и специалистов приходится соответственно 8,9%.

PEST АНАЛИЗ

Политические факторы:

Наличие в стране рыночной экономики, открывающей новые возможности для инвестиций и деятельности компании.

Строительство новых дорог и направлений дает возможность установки все больших станций связи компании.

До недавнего времени политическая ситуация в стране была крайне нестабильной. Но в последние несколько лет в связи с оживлением российской экономики постепенно происходит стабилизация политической ситуации, что дает возможность предприятиям прогнозировать изменения. Значительно уменьшилась вероятность риска несения убытков из-за нестабильной политической ситуации.

Услуги компании не являются новыми на российском рынке. Также у компании имеются лицензии на оказание услуг фиксированной связи в 48 субъектах федерации.

Компания имеет свой узнаваемый логотип, что значительно повышает ее конкурентоспособность. По данным независимых исследований, за год, прошедший после проведения ребрендинга, узнаваемость торговой марки компании выросла с 84 % до 91 %. В настоящее время рынок сотовой связи находится в благоприятном состоянии.

Экономические факторы:

Рост платежеспособности позволил предприятию погасить задолженность перед инвесторами, увеличить нагрузки мощностей и повысить уровень продаваемых услуг. В итоге рентабельность отрасли растет, снижаются затраты, растет среднемесячная заработная плата, увеличилось число рабочих мест. Более 300 комплексных центров продаж и обслуживания и более 27 000 дилерских точек, где можно подключиться к сети.

Социальные факторы:

Приток молодых специалистов с легкостью осваивающих новые технологии. Заработная плата средняя и высокая производительность труда на рынке сотовой связи. Необходимость в высококвалифицированных специалистах. Большая текучесть кадров, поэтому нет возможности поддерживать постоянство кадров. Необходимо улучшать условия труда и быта для работников компании, совершенствовать систему стимулирования.


Высокий уровень коррупции и преступности в целом по стране. Организационная культура российских предприятий на сегодняшний день не развита и находится на стадии формирования. Необходимо способствовать образованию организационной культуры предприятий, так как она повышает имидж предприятия. Средний уровень трудовой дисциплины. Наблюдается положительная тенденция в стремлении граждан получить высшее образование.

Технологические факторы:

Появление современных технологий производства и высокоэффективного оборудования. Чтобы оставаться конкурентоспособными, предприятия должны разрабатывать и осуществлять проекты создания новой продукции, также осуществлять мероприятия по внедрению новых технологий и приобретению нового оборудования, подбирать новых и переобучать собственных работников.

Возможность использования конкурентами современных технологий, позволяющих занять практически равное положение по ассортименту услуг и уровню затрат. «МегаФон» сдал в эксплуатацию первый в России фрагмент сети стандарта IMT-2000/UMTS (3G) на территории Санкт-Петербурга и части Ленинградской области. «Акос» вводит в коммерческую эксплуатацию технологии EDGE в г. Владивостоке, г. Находке, г. Лесозаводске, г. Дальнегорске, г. Дальнереченске, г. Фокино, г. Большой Камень, г. Спасск-Дальний.

Рассматривая экономическую и политическую ситуацию, как в России, так и в регионе как не очень стабильную, можно в связи с этим извлечь некоторые положительные моменты. Например, можно рассчитать дальнейшие возможные экономические изменения, такие как инфляция, курсы ценных бумаг, процентные ставки банков и другие. Это позволяет более полно рассчитать тарифы, с большей выгодой использовать свои акции, прогнозируемо брать кредиты.

Относительно спокойная политическая ситуация внушает стабильность в регионе, что позволяет более смелее вкладывать средства в оборот не боясь, что они пропадут.

Чтобы был у организации дальнейший путь развития, необходимо постоянно быть в курсе всех нововведений в отрасли телекоммуникаций. И не только быть в курсе самим, но и, постоянно анализируя все эти новшества, выбирая наиболее перспективные направления – знакомить с ними своих потенциальных клиентов. Это необходимо для того, чтобы потенциальные клиенты были готовы к этим новым услугам, и не теряли время на знакомство с ними.

Технологические, политические и социальные факторы дают предприятию возможности, которые оно в силах реализовать, если использует свои возможности и сильные стороны для усиления своих слабых сторон.


2.2 Анализ конкурентоспособности сотовых операторов

Для оператора сотовой связи рекомендуется комплексная оценка конкурентоспособности предприятия с построением соответствующей модели. На первом этапе построения модели предлагается построение многоугольника конкурентоспособности внутренних конкурентных преимуществ. На втором этапе в качестве высоты сложной геометрической фигуры (пирамиды) используется рыночная доля предприятия – внешнее конкурентное преимущество. Объем сложной геометрической фигуры (пирамиды) характеризует общую конкурентоспособность предприятия.
Для оценки конкурентоспособности можно использовать обобщенный критерий внутренней конкурентоспособности предприятия, внутреннюю конкурентоспособность предприятия, а также относительную конкурентоспособность предприятия. Если внутренние конкурентные преимущества оцениваются экспертами, то для выявления согласованности их ответов следует определять коэффициент конкордации.

Конкурентоспособность ОАО «МТС» определяется с помощью методики комплексной оценки конкурентоспособности предприятия на основе построения многоугольника конкурентоспособности. Внутренняя и общая конкурентоспособность оценивается для ОАО «МТС», «Билайн» и  «Мегафон». Рыночные доли ведущих операторов на рынке следующие: МТС – 29,2 %, Билайн – 34,6 %, Мегафон – 26,84 %. В качестве экспертов выступают пять опытных специалистов. Для оценки используется десятибалльная шкала.

На первом этапе построения модели предлагается построение многоугольника конкурентоспособности внутренних конкурентных преимуществ.

Внутренние конкурентные преимущества, определяющие рыночные позиции хозяйствующего субъекта, группируются по шести наиболее значимым аспектам:

- конкурентоспособность продукции;

- финансовое состояние оператора;

- эффективность маркетинговой деятельности;

- рентабельность продаж;

- имидж (марочный капитал) оператора;

- эффективность менеджмента.

Экспертные оценки факторов конкурентоспособности ОАО «МТС» и его основных конкурентов («НТК» и «Мегафон») приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Экспертная оценка  факторов конкурентоспособности операторов МТС, Билайн и Мегафон

Факторы

МТС

Билайн

Мегафон

1

2

3

4

5

ср.
балл

1

2

3

4

5

ср. балл

1

2

3

4

5

ср. балл

Конкурентоспособность продукции Ф1

6

5

4

7

6

5,6

4

6

3

5

3

4,2

9

9

10

8

8

8,8

Финансовое состояние оператора Ф2

8

10

6

9

7

8

6

7

6

8

6

6,6

7

7

6

8

7

7

Эффективность маркетинговой деятельности предприятия Ф3

9

7

8

7

7

7,8

8

7

7

9

7

7,6

6

5

7

6

6

6

Рентабельность продаж Ф4

8

6

7

6

8

7

9

6

8

8

8

7,8

3

4

3

5

4

3,8

Имидж (марочный капитал) оператора Ф5

7

7

8

9

7

7,6

8

7

7

9

8

7,8

7

9

8

9

8

8,2

Эффективность менеджмента Ф6

4

7

4

5

6

5,2

7

8

7

5

6

6,6

7

5

4

5

6

5,4


Для оценки согласованности ответов экспертов рассчитывается коэффициент конкордации, данные для расчета коэффициента приведены  в таблицах 16, 17 и 18.

Коэффициент конкордации изменяется в диапазоне 0<W<, причем 0 – полная несогласованность, 1 – полное единодушие.

Значение W от 0,2 до 0.4 свидетельствует о слабой согласованности экспертов, от 0,6 до 0,8 – о сильной согласованности.

Коэффициент конкордации  рассчитывается по формуле (1):

,                                               (1)

где   S – сумма квадратов отклонений всех оценок рангов каждого объекта экспертизы от среднего значения;

n – число экспертов;

m – число объектов экспертизы.

Таблица 2.3 -Данные для расчета коэффициента конкордации по экспертной оценке ОАО «МТС»

Фактор конкурентоспособности предприятия

Оценки экспертов

Сумма рангов

Отклонение от среднего ранга

Квадрат отклонений

1

2

3

4

5

Конкурентоспособность продукции

6

5

4

7

6

28

6,3

40,1

Финансовое состояние оператора

8

10

6

9

7

40

-5,6

32,1

Эффективность маркетинговой деятельности

9

7

8

7

8

39

-4,6

21,7

Рентабельность продаж

8

6

7

6

8

35

-0,6

0,44

Имидж (марочный капитал) оператора

7

7

8

9

7

38

-3,6

13,4

Эффективность
менеджмента

4

7

4

5

6

26

8,3

69,4

Итого

206

177,3

При оценке факторов конкурентоспособности ОАО «МТС» коэффициент конкордации W равен 0,405 и свидетельствует о достаточной степени согласованности ответов экспертов.

12*177,3/25*(216-6)=0,405 при значении среднего ранга 34,3.


Таблица 2.4 - Данные для расчета коэффициента конкордации по экспертной оценке оператора «Билайн»

Фактор конкурентоспособности предприятия

Оценки экспертов

Сумма рангов

Отклонение от среднего ранга

Квадрат отклонений

1

2

3

4

5

Конкурентоспособность продукции

4

6

3

5

3

21

12,8

164,7

Финансовое состояние оператора

6

7

6

8

6

33

0,8

0,69

Эффективность маркетинговой деятельности

8

7

7

9

7

38

-4,1

17,3

Рентабельность продаж

9

6

8

8

8

39

-5,1

26,7

Имидж (марочный капитал) оператора

8

7

7

9

8

39

-5,1

26,7

Эффективность
менеджмента

7

8

7

5

6

33

0,8

0,7

Итого

203

236,8

При оценке факторов конкурентоспособности «Билайн» коэффициент конкордации W равен 0,541 и свидетельствует о достаточной степени согласованности ответов экспертов.

12*236,8/25*(216-6)=0,541 при значении среднего ранга 33,8.

Таблица 2.5 - Данные для расчета коэффициента конкордации по экспертной оценке «Мегафон»

Фактор конкурентоспособности предприятия

Оценки экспертов

Сумма рангов

Отклонение от среднего ранга

Квадрат отклонений

1

2

3

4

5

Конкурентоспособность продукции

9

9

10

8

8

44

-11,3

128,4

Финансовое состояние оператора

7

7

6

8

7

35

-2,3

5,4

Эффективность маркетинговой деятельности

6

5

7

6

6

30

2,6

7,1

Рентабельность продаж

3

4

3

5

4

19

13,6

186,7

Имидж (марочный капитал) оператора

1

9

8

9

8

41

-8,3

69,4

Эффективность
менеджмента

7

5

4

5

6

27

5,6

32,1

Итого

196

429,3