Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Сущность конкуренции и конкурентоспособности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конкурентоспособность товара может рассматриваться как степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований.

Часто категорию «конкурентоспособность товара» приравнивают к категории «конкурентоспособность предприятия». Например, И.В. Константинова дает следующее определение: «Под конкурентоспособностью предприятия понимается его реальная и потенциальная способность в реальных условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по неценовым и ценовым характеристикам являются более привлекательными для потребителей, чем товары конкурентов».

Конкурентоспособность объекта определяется как его потенциальная способность конкурировать с аналогичными объектами на предполагаемом рынке (рынках), обеспеченная реализацией стратегических комплексных программ (стратегий) повышения качества основных параметров системы.

По мнению В. Маевского, конкурентоспособность в узком смысле раскрывает количественную и качественную характеристику производимой товаропроизводителями продукции, укладывающуюся в средние для данного рынка показатели затрат и качества поставляемых на этот рынок товаров. Чем ниже средние индивидуальные затраты на товары и выше их потребительские характеристики, тем выше уровень конкурентоспособности товаропроизводителя.

Д.Е. Ивахник утверждает, что «конкурентоспособность промышленного предприятия - это комплексная характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей - финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических, а также способность своевременно адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям».

Эти авторы рассматривают конкурентоспособность предприятия как относительную категорию, то есть каждое конкретное предприятие по своим характеристикам сопоставляется с предприятиями-конкурентами. Такой подход к оценке конкурентоспособности предприятия является довольно распространенным и достаточно удобным с точки зрения как логического восприятия, так и математического описания. Вместе с тем он не отражает глубину понятия «конкурентоспособность предприятия». Также этот подход имеет существенные недостатки:

-основной акцент делается на сопоставлении показателей конкурентов. Вне поля зрения остается проблема современной адаптации предприятия к изменяющимся условиям среды;


-выбор одного или нескольких конкурентов в качестве базы сравнения позволяет ранжировать конкурентные позиции анализируемых фирм. Происходит сужение возможности объективной обобщенной оценки конъюнктуры отрасли;

-отсутствует системность оценки: и интегральные, и локальные параметры работы предприятия сопоставляются без учета сложных внутрисистемных связей и динамики изменения.

Практически все вышеприведенные определения рассматривают категорию «конкурентоспособность предприятия» как величину постоянную, но она, как и множество других экономических категорий, не является таковой: в определенный период времени предприятие может быть конкурентоспособным, а в следующий период (при изменившейся конъюнктуре рынка и изменившейся внешней среды) - не конкурентоспособным, т. е. конкурентоспособность предприятия - категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся с течением времени.

Конкурентоспособность - набор или комплекс особенностей в технологии, реализованных в конечном результате (продукте), который может быть продан потребителю при любых условиях.

Конкурентоспособность предприятия в то же время нельзя отождествлять с конкурентоспособностью товара: хотя понятие конкурентоспособности товара - базовое, но по отношению к конкурентоспособности предприятия оно является его составляющим.

Конкурентоспособность товара - это необходимое, но отнюдь недостаточное условие конкурентоспособности предприятия. Предприятие может производить конкурентоспособную продукцию и одновременно не быть конкурентоспособным. Ярким примером такой ситуации является состояние многих отечественных предприятий военно-промышленного комплекса.

Выделим основные отличия между такими понятиями как конкурентоспособность предприятия и конкурентоспособность товара:

-конкурентоспособность и предприятия, и товара определяется на рынке. В это же самое время, в отличие от оценки конкурентоспособности товара, оценку конкурентоспособности предприятия дает не только потребитель, но и производитель товара. Именно предприятием решается вопрос целесообразности выпускать данную продукцию в конкретных рыночных условиях;

-оценку конкурентоспособности товара можно применить к любому его виду. Конкурентоспособность предприятия охватывает весь ассортимент и номенклатуру, а также другие производственно-экономические виды деятельности, которые осуществляются предприятием (финансовая, инвестиционная и т.д.);


-предприятие и товар имеют различное время периодов жизненного цикла. Следует учитывать, что жизненный цикл предприятия более продолжителен и в течение периода его функционирования может поменяться несколько поколений продукции. Однако, иногда жизненный цикл изделий больше периода функционирования предприятия. Такое бывает, например, в случае банкротства или реорганизации предприятия, при производстве товаров сырьевой группы.

Если рассматривать конкурентоспособность предприятия как относительную категорию, то необходимо оговаривать базу сравнения для получения наиболее объективных результатов.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия - величина непостоянная, отражающая возможности предприятия адаптироваться к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды; конкурентоспособность предприятия - сложный комплексный показатель, ее оценку нельзя свести к определению одного показателя; показатель конкурентоспособности для любой фирмы отражает совокупные итоги работы практически всех ее подразделений, а также ее реакцию на изменения внешних факторов. При этом особо значима способность фирмы оперативно и адекватно реагировать на изменения в поведении покупателей (потребителей), их вкусов и предпочтений.

В экономической литературе выделяют 4 уровня конкурентоспособности. Им присущи свои методы организации управления.

На первом уровне конкурентоспособности предприятий фактор управления рассматривается менеджерами как внутренне нейтральный. Считается, что если регулярный менеджмент был уже поставлен в их компаниях, то и дальнейшее управление никак не будет влиять на конкурентоспособность. Менеджеры уверены в эффективности служб, качестве, производимых товаров и поэтому заботятся лишь о поставке потребителям рекламируемых товаров. Дополнительные нововведения в производстве или в управлении считаются здесь излишествами. Данный подход принесет компании успех лишь в том случае, если она сумеет найти свою нишу на рынке. Однако в процессе функционирования может случиться, что компания вырастет из этой ниши и вступит в конкурентные отношения в новом сегменте. Кроме того, данная ниша рынка может стать растущим рынком, который будет привлекателен и для остальных производителей-конкурентов. В этом случае одного только умения выпускать качественную продукцию и обеспечивать регулярный менеджмент будет недостаточно. Необходимо создать для своего товара еще и такие конкурентные преимущества как имидж, бренд и др.; нужно будет превзойти товары, предложенные предприятиями-конкурентами, по качеству, ценам, точности поставок, издержкам производства, уровню обслуживания и др.


В РФ большое количество компаний первого уровня конкурентоспособности является следствием слабости конкурентной борьбы на внутреннем рынке из-за его низкой насыщенности.

Компании, которые относятся ко второму уровню конкурентоспособности, пытаются сделать «нейтральными» системы производства и управления, то есть такими, которые полностью соответствуют стандартам их основных конкурентов на конкретном рынке. Такие предприятия просто стремятся воспроизвести то, что производят лидирующие фирмы, при этом максимально заимствуют технические приемы и методы организации производства у ведущих фирм и предприятий данной отрасли. Комплектующие, сырье и материалы покупаются из тех же источников, что и у их главных конкурентов.

Особенностями предприятий второго уровня являются: — кадровая политика: руководители фирм стремятся переманить специалистов и управляющих из других компаний в этой же отрасли, основываясь на их высокой квалификации и профессиональных качествах;

-присутствуют более совершенные методы конкуренции: ценовая конкуренция в этом случае вытесняется конкуренцией, в которой критериями являются качество, уровень обслуживания и т.п. Эти предприятия стремятся «подтянуться» к лидерам по основным параметрам;

-маркетинг становится главной функцией управления: данные предприятия обычно придерживаются концепции маркетинга, которая ориентирована на продукт. Изучение рынка становится повседневной аналитической работой, которая направлена на определение потребностей потенциальных клиентов и потребителей, эффективно используется реклама;

-ориентиром являются наиболее типовые технологии управления, которые обеспечивают успех на рынке. Совершенствование предприятия, стимулирование условий труда, развитие систем управления осуществляются по принципу «разумной достаточности» (если конкуренты этим не обладают, то, значит, и нам пока это не нужно).

На определенном этапе такое заимствование не добавляет конкурентоспособности предприятию. В этом случае руководителям таких компаний приходится ответить на следующий вопрос: придерживаться общих стандартов или использовать собственные конкурентные преимущества. Если ответ будет найден верно, то предприятие становится в один ряд с лидерами отрасли и придерживается собственной политики производства.

Отличительными чертами компаний третьего уровня конкурентоспособности являются следующие:

-производство поддерживается «изнутри» и на его развитие сориентированы все подразделения данного предприятия;


-нужды и запросы потребителя ставятся в центр внимания: предприятия придерживаются концепции маркетинга, который ориентирован на потребителя, управление активно содействует развитию производства;

- все нововведения и изменения в производстве товаров осуществляются лишь в том случае, когда есть полная уверенность в том, что это нужно конечному потребителю и они это одобрят.

В конкурентной борьбе успех предприятия зависит не столько от производства товаров, сколько от деятельности в сфере управления и ее эффективности. Можно сказать, что компании третьего уровня конкурентоспособности придерживаются концепции интегрированного маркетинга, ориентированного на удовлетворение запросов потребителя. Все функции управления и производства совершенствуются непрерывно и соответствуют требованиям маркетинга. В качестве других особенностей предприятий можно привести: организацию быстро перестраивающегося аппарата управления, более высокую гибкость и оперативность при принятии решений, лучшую мотивацию работников.

Компании, достигшие четвертого уровня, находятся впереди своих соперников на многие годы. Данные предприятия готовы конкурировать с любыми предприятиями и в любом аспекте управления или производства. Все изменения стратегии развития, управления, организации производства осуществляются в таких предприятиях с учетом результатов анализа рынка. Все функции управления непосредственно вовлечены в маркетинговые исследования и систематизацию результатов. В подразделениях маркетинга сосредоточено все меньше работы. Эти подразделения только обобщают полученные данные, интегрируя и координируя работу других служб.

1.2 Факторы, влияющие на конкурентную стратегию

Многообразие конкурентных отношений осуществляется на четырех уровнях:

  • микроуровне (конкретные виды продукции, производства, предприятия); отраслевом (отраслевые корпоративные объединения предприятий и фирмы горизонтального типа интеграции);
  • макронароднохозяйственных комплексов межотраслевого типа интеграции и т.п.;
  • международном.

Соответственно должны различаться и виды конкурентоспособности: конкурентоспособность на внешнем и внутреннем федеральном, региональных рынках (опыт ряда стран свидетельствует о том, что конкуренция на внутреннем рынке является основой международной конкуренции). Конкурентоспособность на одном рынке не означает ее наличия на других. Внутренняя конкурентоспособность предприятия, предполагает ее сравнение с предприятиями отрасли, страны а международная конкурентоспособность получается в результате сопоставления с передовыми предприятиями развитых стран; конкурентоспособность на макро-, мезо-, микроуровнях, наноконкурентоспособность. В цепочке макро-, мезо- и микроуровень макроуровень конкурентоспособности оказывается решающим. М.Портер убежден, что успех фирмы в конкурентной борьбе, прежде всего, зависит от положения дел в стране. Если неконкурентоспособна система общественного воспроизводства, то не могут быть конкурентоспособными ни экономика страны, ни производимые ею продукты и услуги.