Файл: «Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Приведем один из примеров прогрессивной системы учета в ERP-системах[6].

Важной составной частью современной управленческой инфраструктуры выступает информационная система компании, зависящаят инструментария (программной среды ERP-класса или программных продуктов более низкого уровня) и методологии отражения экономики коммерческой структуры в этой системе.

«ЦБА» специализируется на разработке методологии и построении комплексных учетных систем для российских предприятий и групп компаний, формирующих сегмент крупного бизнеса, в том числе продвигает уникальную для аудиторско-консалтингового рынка услугу «Методология учета в ERP-системах».

В настоящее время крупные предприятия не могут обойтись без автоматизации учетных процессов, при этом вынуждены вести учет для различных целей и групп пользователей: бухгалтерский, налоговый (фискальный), управленческий, производственный, статистический и т.п., формировать финансовую (бухгалтерскую) отчетность по российским правилам, в соответствии с МСФО или US GAAP, а также любые виды отчетности в соответствии с внутренними, корпоративными требованиями и традициями. Все более важным для бизнеса становится вопрос стоимости этих процессов.

Разработка методологии заключается в подготовке стандартов в отношении требуемых учетных систем: учет по правилам РСБУ, учет для целей составления отчетности в соответствии с требованиями МСФО, учет для целей управления, налоговый учет. Основополагающим стандартом в разработке методологии является учетная политика организации.

Учетная политика организации разрабатывается на основе действующих принципов, условий хозяйствования организации, в зависимости от целей менеджмента и собственников компании, связанных с внедрением ERP-системы. План счетов, сформированный на основании положений учетной политики, включает необходимое количество аналитик для ведения учета в разных учетных системах, содержит специфику требований внедряемого продукта.

Постановка методологии учета представляет собой выявление и формализацию всех учетных процессов организации на уровне учетных политик. Работы по разработке учетной политики проводятся в следующей последовательности:

Установление понятийного аппарата в сфере бухгалтерского учета с учетом специфики хозяйствования предприятия.

Актуализация учетной политики для целей бухгалтерского учета по РСБУ в соответствии с современным состоянием нормативного регулирования бухгалтерского учета.


Доработка корпоративной учетной политики в части способов учета, которые: отсутствуют в законодательстве, противоречиво или неясно изложены в законодательстве, требуют конкретизации в учетной политике.

Унификация способов учета.

Разработка методических рекомендаций по переходу на новые нормы корпоративной учетной политики.

Унификация способов учета может заключаться в унификации учетных политик инкорпорированных предприятий либо сводиться к унификации учетных процессов в разных учетных системах. Унификация — это сближение учетных систем, то есть сведение к минимуму вариантов ответов на вопросы: что признается, когда признается и в какой оценке.

Цели унификации зависят от различных факторов и могут быть следующими:

– стандартизация учетных процессов (например, устанавливаются единые стандарты для отражения однородных операций в компаниях группы);

– рационализация учетных процессов (например, устанавливаются единые правила калькулирования себестоимости и оценки незавершенного производства в бухгалтерском и налоговом учете);

– сокращение сроков подготовки отчетности (например, устанавливаются единые способы учета для РСБУ и МСФО, что сокращает количество трансформационных поправок, а, следовательно, сокращаются сроки подготовки отчетности);

– повышение качества отчетности по РСБУ через приближение способов учета к МСФО;

– совершенствование системы внутреннего контроля.

ЦБА как внешний консультант, привлеченный для разработки учетной политики компании, находящейся в стадии внедрения SAP, может выполнить следующие виды работ:

– разработку системы внутреннего нормативного регулирования;

– выработку принципов и правил формирования учетной политики по бухгалтерскому учету, учетных политик для целей налогообложения, управления, составления отчетности по МСФО;

– реструктуризацию, унификацию и стандартизацию учетных процессов в целях автоматизации;

– консультационное обслуживание по вопросам проверки и свода регистров бухгалтерского учета структурных подразделений для централизованной системы учета;

– методологическая поддержка по вопросам составления консолидированной отчетности.

Результатами консалтинга, помимо учетных политик, могут быть различные стандарты по бухгалтерскому учету и налогообложению, учету в целях МСФО и управленческому учету, в том числе по учету основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, материально-производственных запасов, учету затрат и калькулированию себестоимости продукции и т.д.


2.2 Методологические аспекты учетной политики организации

Методологические аспекты указывают способы и методы ведения бухучета (в частности, основных средств, нематериальных активов, материалов).

Методы учета доходов и расходов.

Ключевым моментом при формировании налоговой базы по налогу на прибыль является выбор налогоплательщиком метода признания доходов и расходов. В налоговом учете доходы и расходы учитываются методом начисления или кассовым методом.

В соответствии со статьей 271 НК РФ при методе начисления доходы и расходы для целей налогообложения будут признаваться в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств.

Если же в учетной политике не будет указан метод учета доходов и расходов, то доходы и расходы в налоговом учете учитываются методом начисления.

Если организация использует метод начисления, данные налогового учета будут максимально приближены к показателям бухгалтерского учета.

Методы оценки сырья, материалов и покупных товаров

Для оценки сырья, материалов и покупных товаров в налоговом учете используются следующие методы (п. 8 ст. 254 и п. 1 ст. 268 НК РФ):

Метод оценки по стоимости единицы запасов (по стоимости единицы товара) следует использовать тем, кто работает с товаром (сырьем или материалом), имеющим большую стоимость и определенную уникальность. Это, например, дорогостоящее промышленное оборудование, изделия из драгоценных камней и т. п.

Метод средней стоимости применяют при большом количестве товаров (сырья или материалов) и значительных объемах продаж (в рознице). Другие методы в данном случае применять сложно из-за значительных временных затрат.

Метод оценки по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО) целесообразно применять при наличии постоянной тенденции на снижение стоимости реализуемых товаров (работ, услуг).

В соответствии со статьей 318 НК РФ налогоплательщики, определяющие доходы и расходы по методу начисления, делят расходы в целях налогообложения прибыли на прямые и косвенные. В указанной статье Кодекса приведен примерный перечень прямых расходов, на который организации должны ориентироваться при формировании списка прямых расходов. Указанный перечень открытый[7]. Это означает, что организации, исходя из отраслевой специфики, могут включать в него иные расходы.

Для целей налогообложения и для целей бухгалтерского учета можно установить один и тот же перечень прямых расходов. Это позволит не применять нормы ПБУ 18/02.


Перечень прямых расходов необходимо закрепить в учетной политике, причем даже если он полностью соответствует перечню, приведенному в статье 318 НК РФ.

Порядок распределения прямых расходов на остатки НЗП

Нормами главы 25 НК РФ предусмотрено, что организации не только самостоятельно формируют перечень прямых расходов, но и определяют порядок их распределения на остатки незавершенного производства и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги).

Устанавливая такой порядок, организация должна соблюдать принцип соответствия произведенных расходов объему изготовленной продукции, выполненных работ, оказанных услуг. Если отнести прямые расходы к конкретному виду продукции не представляется возможным, а следовательно, данный принцип соблюсти нельзя, организация вправе разработать порядок распределения указанных расходов с использованием экономически обоснованных показателей.

Если организация для сближения налогового и бухгалтерского учета примет решение установить в целях налогообложения те же способы оценки НЗП, что и в бухучете, выбрать можно только те из них, которые отвечают требованиям статьи 319 НК РФ. То есть применяемые способы оценки НЗП должны обеспечивать соответствие произведенных расходов объему изготовленной продукции (выполненных работ, оказанных услуг). В соответствии с пунктом 64 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, который утвержден приказом Минфина России от 29.07.98 № 34н, оценка НЗП производится следующими способами:

– по фактической производственной себестоимости;

– по нормативной (плановой) производственной себестоимости;

– по прямым статьям затрат;

– по стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов.

Выбранный способ распределения прямых расходов (формирования НЗП) организации закрепляют в учетной политике для целей налогообложения и применяют не менее двух налоговых периодов. Иными словами, способ распределения прямых расходов, впервые прописанный в учетной политике на 2009 год, обязательно применяется и в 2010 году.

Амортизация основных средств и нематериальных активов

Федеральный закон от 22.07.2016 № 158-ФЗ внес существенные изменения в порядок расчета сумм амортизации для целей налогообложения. Поправки вступают в силу с 1 января 2009 года, и часть из них затрагивает налоговую учетную политику. Поэтому в нее необходимо внести изменения, обусловленные новыми нормами. Порядок расчета сумм амортизации изложен в статьях 258, 259, 259.1, 259.2 и 259.3 НК РФ.


Как и прежде, в налоговом учете амортизацию основных средств можно начислять одним из двух методов: линейным или нелинейным. Исключение составляют здания, сооружения, передаточные устройства и нематериальные активы, входящие в 8—10 амортизационные группы. Их стоимость списывается только линейным методом (п. 3 ст. 259 НК РФ). Выбранный способ организация должна зафиксировать в учетной политике.

С 1 января 2009 года нелинейный способ начисления амортизации применяется с учетом следующих особенностей.

Если организация выберет нелинейный метод, то на 1-е число налогового периода, с начала которого этот метод применяется, для каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется суммарный баланс. Он рассчитывается как суммарная стоимость всех объектов амортизируемого имущества, отнесенных к данной амортизационной группе (подгруппе). Сумма начисленной за месяц амортизации для каждой амортизационной группы (подгруппы) определяется как произведение суммарного баланса соответствующей амортизационной группы (подгруппы) на начало месяца и нормы амортизации.

Налогоплательщики получили право ликвидировать группу (подгруппу), если ее суммарный баланс станет менее 20 000 руб. Группа (подгруппа) ликвидируется в месяце, следующем за месяцем, когда указанное значение было достигнуто и при условии, что в этот промежуток времени не вводились в эксплуатацию объекты, которые бы увеличили суммарный баланс этой группы (подгруппы). Решение о том, будет или нет организация пользоваться этим правом, необходимо отразить в учетной политике для целей налогообложения.

Кроме того организация может создавать резервы:

– резервов на предстоящие расходы

– резервов на предстоящую оплату отпусков работникам и на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет

– резерв на предстоящий ремонт основных средств

– резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию

– резерва по сомнительным долгам.

Каждый из видов также раскрывается в учетной политике.

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ ООО «ВЕСНА.ПРО»

3.1 Основные цели, задачи учетной политики для целей налогового учета

Налоговую учетную политику утверждают по НДС и налогу на прибыль. Такое требование есть в статьях 167 и 313 Налогового кодекса. Учетная политика для целей налогообложения определяется как выбранная фирмой совокупность допускаемых кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения”. Кроме того, это понятие включает в себя “учет иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика”.