Файл: «Учетная политика организации: цель, задачи, формирование, применение.».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 5

1.1 Понятие и виды учетной политики 5

1.2 Принципы формирования учетной политики 6

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ 10

2.1 Организационно-технические аспекты учетной политики организации 10

2.2 Методологические аспекты учетной политики организации 14

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГОВОГО УЧЕТА НА ПРИМЕРЕ ООО «ВЕСНА.ПРО» 19

3.1 Основные цели, задачи учетной политики для целей налогового учета 19

3.2 Формирование учетной политике в отношении налога на прибыль на примере ООО «Весна.ПРО». 20

3.3 Формирование учетной политике в отношении НДС 23

3.4 Формирование учетной политике в отношении других налогов и сборов 27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

ПРИЛОЖЕНИЯ 37

ВВЕДЕНИЕ

Предприятия и организации отечественной экономики сталкиваются с большим количеством трудностей и проблем как на этапах становления, так и в повседневной деятельности, ситуация усугубляется затяжным финансовым кризисом, отрицать влияние которого – показать себя дилетантом в экономических вопросам развития мировой экономики.

Однако, не всегда здоровое финансовое положение предприятий определяется также беспечным управлением и не умением организовать, направлять бизнес.

В вопросах финансового учета одним из наиболее интересным видится обсуждение в связи с постепенным реформированием финансового законодательства значимость формирования учетной политики на предприятиях.

Роль учетной политики в организации всего учетного процесса крайне велика. Это связано с тем, что действующие нормативно-правовые акты в ряде случаев допускают выбор юридическим лицом способа организации учета из нескольких, определенных соответствующим нормативно-правовым актом, а иногда даже устанавливают обязанность разработать соответствующий порядок самостоятельно.

Но как показывает практика, к углубленному изучению своей деятельности, ведения всех видов учета прибегают далеко не многие руководители всего многообразия фирм действующих на российском рынке.

Начиная с 2016 г. в нашей стране наметилась положительная тенденция к интеграции в мировую систему, суть которой заключается в разработке единых норм и правил ведения системы учета.


Общие правила ведения учета должны обозначить определенный базовый уровень регламентации учетной работы, который позволит предприятиям самостоятельно определять способы ведения бухгалтерского учета исходя из особенностей своей деятельности.

В основе разработки правил ведения учета лежат базовые принципы, закрепленные в различных нормативно-правовых актах финансовой сферы деятельности. Вся совокупность наиболее важных принципов затрагивающих вопросы учета на конкретном предприятии, должна находить свое отражение в учетной политике.

Цель курсовой работы – раскрыть сущность учетной политики, принципы ее формирования, организационно-технические и методологические аспекты, а также на примере предприятия показать значимость учетной политики в целях налогового учета.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

1.1 Понятие и виды учетной политики

Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.[1]

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения. Этот документ принимается по организации в целом и обязателен для применения всеми ее обособленными подразделениями.

Учетная политика организации выполняет сразу несколько функций.
Во-первых, учетная политика представляет собой руководство по организации и ведению учета внутри компании – правила, установленные для всех работников организации, принимающих участие в учетном процессе. Данная функция приобретает особую актуальность для организаций, имеющих обособленные подразделения, самостоятельно ведущие учет результатов своей финансово-хозяйственной деятельности. В этом случае качественная учетная политика часто выступает единственным способом надлежащей организации унифицированного учета.[2]

Во-вторых, грамотно сформированная учетная политика – это очень весомый аргумент для предотвращения или, по крайней мере, решения в свою пользу споров с налоговыми органами. Не секрет, что чем подробнее (в случае отсутствия противоречий с действующим законодательством) учетная политика определяет правила ведения учета в каждом конкретном случае, тем сложнее проверяющим оспорить правомерность их применения.


В-третьих, учетная политика – это нередко и мощный инструмент оптимизации. Здесь уместно оговориться, что учетная политика может обеспечивать не только оптимизацию налогообложения, но и в очень многих случаях оптимизацию учетного процесса с точки зрения снижения его трудоемкости, повышения качества представления и группировки учетной информации и т.п.

Например, применение одинаковых правил формирования стоимости товаров в бухгалтерском и налоговом учете путем включения в стоимость приобретения покупных товаров расходов, связанных с их приобретением (на основании ст. 320 НК РФ), позволяет вести бухгалтерский и налоговый учет одновременно и в то же время избежать необходимости применения ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», потенциально несущей повышенный риск совершения ошибок.

1.2 Принципы формирования учетной политики

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером или иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, на основе настоящего Положения и утверждается руководителем организации.

При этом утверждаются[3]:

– рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

– формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

– порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

– способы оценки активов и обязательств;

– правила документооборота и технология обработки учетной информации;

– порядок контроля за хозяйственными операциями;

– другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

При формировании учетной политики предполагается, что:

а) активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности);

б) организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности);


в) принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики);

г) факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности).

Учетная политика организации должна обеспечивать[4]:

– полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты);

– своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);

– большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);

– отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);

– тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);

– рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

– при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности.

При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т.п.) организации.


Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места нахождения.

Вновь созданная организация, организация, возникшая в результате реорганизации, оформляет избранную учетную политику в соответствии с настоящим Положением не позднее 90 дней со дня государственной регистрации юридического лица. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации юридического лица.[5]

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ

2.1 Организационно-технические аспекты учетной политики организации

Организационно-технические аспекты определяют структуру бухгалтерии, форму бухучета (например, журнально-ордерная или автоматизированная), порядок и сроки проведения инвентаризации и т. д.

Рабочий план счетов представляет собой полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых организации для ведения бухучета. Он разрабатывается на основе Плана счетов и инструкции по его применению и оформляется в виде отдельного приложения к учетной политике для целей бухгалтерского учета.

В рабочем плане счетов указываются наименования и номера синтетических счетов и субсчетов, применяемых организацией для учета хозяйственных операций. Организации могут уточнять содержание субсчетов, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2016 № 94н, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные.

Все хозяйственные операции оформляются первичными учетными документами. Последние служат основанием для отражения в бухучете осуществленных операций. Принимать к учету можно только документы, которые отвечают требованиям пункта 2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ.

То есть документы, составленные по форме, которая приведена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, либо разработанные организацией самостоятельно, но содержащие обязательные реквизиты, перечисленные в указанном пункте. Формы документов, разработанные организацией самостоятельно, утверждаются в учетной политике.

Помимо первичных учетных документов организации применяют формы бухгалтерской отчетности. Они утверждены приказом Минфина России от 22.07.2003 № 67н. Применять формы, рекомендованные финансовым ведомством, или разработать собственные, решает организация. Главное — закрепить свой выбор в учетной политике.