Файл: Адаптация детей в условиях первого класса школы (Понятие адаптации и дезадаптации).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Социальная адаптация
1.1. Понятие адаптации и дезадаптации
1.3. Уровни адаптации к школе, формы дезадаптации.
Раздел 2. Эмпирические исследования по проблеме адаптации школьников
2.1. Исследование особенностей адаптации младших школьников
2.2. Социализация школьников в новых социально-экономических условиях
Раздел 3. Программная часть исследования адаптации детей в начальной школе
3.1. Интерпретация основных понятий.
Подгруппе II - «Группа риска» соответствует средний уровень адаптации. От 17 до 24 баллов.
Подгруппе Ш - «Неустойчивая школьная дезадаптация» соответствует уровень адаптации ниже среднего. От 25 до 32 баллов.
Подгруппе IV - «Устойчивая школьная дезадаптация» соответствует низкий уровень адаптации. От 33 до 40 баллов.
Подгруппе V - «Патологические нарушения» соответствует самый низкий уровень адаптации. Свыше 41 балла.
Раздел 2. Эмпирические исследования по проблеме адаптации школьников
2.1. Исследование особенностей адаптации младших школьников
Поступление в школу связано с возникновением важнейшего личностного новообразования - внутренней позиции школьника. Осенью 2010 года в СОШ № 6 г. Красноярска[8] было проведено психологическое исследование на определение уровня адаптации у младших школьников. В исследовании приняли участие учащиеся 1 «А» класса в количестве 30 человек. Исследование испытуемых проводилось с помощью методик: методика диагностикиуровня школьной адаптации Филлипса, и проективная рисуночная методика «Что мне нравиться в школе» Н.Г. Лускановой.
По методике Филлипса был определен уровень школьной (ситуативной) адаптации. Анализ полученных результатов выявил, что уровень школьной адаптации у детей принципиально отличается, эти отличия и являются индивидуальными особенностями каждого из испытуемых. Данное исследование, позволяющее определить уровень школьной адаптации первоклассников показывает, что у 73% учащихся из 30 человек высокий уровень адаптации, что позволяет им чувствовать себя комфортно в школьной среде, это свидетельствует о том, что ученик положительно относится к школе, предъявляемые требования воспринимает адекватно, учебный материал усваивает легко, прилежен, внимательно слушает указания, объяснения учителя, выполняет поручения без внешнего контроля и с особым желанием, проявляет интерес к самостоятельной работе, занимает в классе благоприятное статусное положение. У 20% из тридцати испытуемых средний уровень школьной адаптации, это говорит о том, что учащиеся положительно относятся к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний, понимают учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно, учащиеся сосредоточены и внимателены при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при его контроле, дети бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем-то для них интересным, поручения выполняют добросовестно, учащиеся со средним уровнем школьной адаптации дружат со многими одноклассниками. Наконец, у 7% испытуемых из тридцати представленных низкий уровень школьной адаптации, это означает реальную опасность того, что ребенок может утратить желание учиться, выполнять обязанности школьника, потеряет веру в свои силы и возможности. Испытуемые с низким уровнем школьной адаптации отрицательно или индифферентно относятся к школе, у таких детей возникают частые жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, учащиеся нарушают дисциплину, объясняемый учителем материал усваивают фрагментарно, самостоятельная работа детей с низким уровнем школьной адаптации затруднена, им необходим постоянный контроль, сохраняют работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха, такие дети пассивны, близких друзей в классе не имеет. Конкретнее же, что касается исследования данной группы, показатели уровня школьной адаптации в целом, можно оценить, как высокие, так как большинству испытуемых принадлежат положительные результаты исследования, что говорит об их успешной адаптации к процессу обучения в школе.
2.2. Социализация школьников в новых социально-экономических условиях
Проект «Роль школы как агента социализации в новых социально-экономических условиях»[9] направлен на изучение социализирующей роли школы в изменившихся условиях. Актуальность исследования обусловлена спросом государства и общества на личность, отвечающую его потребностям. В современных условиях сама школа как институт социализации представляет собой сложный многофакторный объект с изменившимися функциями в контексте взаимоотношений с другими социальными институтами. Группа провела исследование с использованием вторичного анализа данных, Интернет - публикаций, опроса экспертов, участников образовательного процесса в г. Москве. Проведенное исследование дало несколько конкретных результатов: методически разработана и практически отработана технология опроса экспертов и 3-х групп участников образовательного процесса. Технология позволяет «отслеживать» текущие тенденции, выявлять назревающие проблемы, намечать оптимальные пути их решения и «взвешивать» возможные последствия таких решений. Выявлена динамика взглядов экспертов (учителей) на роль школы как агента социализации в новых социально-экономических условиях. Определена роль школы в формировании ролей гражданина, семьянина, работника в контексте взаимоотношений с другими социальными институтами. Выявлены противоречия взглядов по разным позициям различных субъектов образовательного процесса. Отсутствие эффективно организованного воспитательного процесса в школе во многом связано с отсутствием социального заказа со стороны государства, с неразработанностью современных методов и способов воспитания подростков с неумением педагогов применять их в своей практической деятельности. Если рассмотреть динамику развития этого процесса на протяжении 2000-2006 г., то положительных тенденций мы не наблюдали. В последнее время наметились некоторые перемены в сторону улучшения ситуации. Повышается грамотность педагогов, проходящих курсы переподготовки, меняются установки и происходит определение новых целей в процессе воспитания школьника.
Раздел 3. Программная часть исследования адаптации детей в начальной школе
3.1. Интерпретация основных понятий.
Адаптация[10] – приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям.
Дезадаптация[11] – одно из определений отторжения от структур (групп, коллективов) "большого" общества, выпадения из его коммуникативных сетей.
Начальная школа[12] – тип общеобразовательной школы для детей в составе 1 —4 классов. Окончившие продолжают обязательное обучение в 5—9 классах неполной средней или средней общеобразовательной школы.
Адаптация детей в начальной школе
Социальные Психологические Физеологические
Контакты со сверстниками Настроение ребенка Двигательная активность
Познавательная активность Реакции агрессии, гнева Общее самочувствие
Дисциплина Страх
Успеваемость
Так же в операционализацию можно включить такие факторы как возраст и тип семьи (полная семья/неполная семья). Так как эти факторы имеют влияние на процесс адаптации детей не меньше, чем другие факторы. Это подтверждается во многих научных работах психологов, социологов и других ученых.
3.3. Методическая часть программы
В данном исследовании использовался метод наблюдения - структурированное (контролируемое), включенное, полевое, случайное.
Преподавателям начальных классов были предложены временные интервалы для проведения наблюдения – с 31 октября по 20 ноября (в течение трех недель) и инструмент наблюдения в виде таблицы (Приложение 1), которое было необходимо заполнить для каждого учащегося. Использование помощи классных руководителей в проведении наблюдения было необходимо с целью получения более точных данных, а так же, для того, что бы факт присутствия постороннего не искажал реальность.
Место проведения наблюдения – Синьковская средняя общеобразовательная школа №1, поселка Новосиньково, Дмитровского района, Московской области. Данный тип поселковой школы был выбран не случайно.
Количество учащихся в начальной школе составило 208 человек. Все они были наблюдаемыми – сплошной опрос, т.е. рассматривается вся генеральная совокупность (генеральная совокупность = 208человек). Так же среди наблюдаемых были обозначены группы детей: дети из полных и неполных семей (152 – полные семьи, 56 – неполные семьи).
В карте наблюдения было обозначено 12 категорий: пол учащегося, возраст, тип семьи, настроение ребенка, контакты со сверстниками, познавательная активность ребенка, дисциплина, реакции агрессии и гнева, страх, двигательная активность, общее самочувствие, успеваемость.
В данной работе использовался метод наблюдения, так как он наиболее уместен при проведении такого рода исследованиях, когда за некоторый период времени нужно проследить определенные признаки в поведении. Так же во многих методиках для диагностики процесса адаптации используется этот метод.
Обработка информации – компьютерная. Компьютерный анализ с последующим построением различных графиков будет осуществляться в программе SPSS Statistics 17.0 и Microsoft of Office Excel 2007.
Задачи, необходимы для анализа данных:
- Статистическая обработка данных.
- Вычисление суммы баллов по факторам: социальный, психологический, физиологический.
- Распределение каждого наблюдаемого по уровням адаптации.
- Определение зависимостей уровня адаптации от возраста, типа семьи, социального, психологического, физиологического факторов.
Раздел 4. Анализ данных
Проверка нормальности вариантов: общий балл, социальный фактор, психологический фактор, физиологический фактор, уровень адаптации. Используем тест Колмогорова-Смирнова:
Статистика |
Число степеней свободы |
Уровень значимости |
|
---|---|---|---|
Класс |
,202 |
208 |
,000 |
Пол ученика |
,375 |
208 |
,000 |
Тип семьи учащегося |
,458 |
208 |
,000 |
Общий балл |
,104 |
208 |
,000 |
Уровень адаптации |
,256 |
208 |
,000 |
Социальный Фактор |
,114 |
208 |
,000 |
Психологический Фактор |
,187 |
208 |
,000 |
Физиологический Фактор |
,230 |
208 |
,000 |
Данные являются непараметрическими. Об этом мы можем судить исходя из того, что коэффициент Sig (уровень значимости) во всех случаях меньше 0,05.
Социальный фактор не влияет на уровень адаптации ребенка в школе;
Социальный Фактор - Уровень адаптации |
|
---|---|
Z |
-12,521 |
Уровень значимости (2-сторонний критерий) |
,000 |
Гипотеза №1 отвергается, т.к. коэффициент Sig<0,05. Следовательно, можно сделать вывод о том, что социальный фактор влияет на уровень адаптации ребенка в школе.
Психологический фактор является основным фактором, влияющим на уровень адаптации;
ПсихологическийФактор - Уровень адаптации |
|
---|---|
Z |
-12,550a |
Уровень значимости (2-сторонний критерий) |
,000 |
Как видно из таблицы, психологический фактор имеет значимую связь с уровнем адаптации ребенка. Таким образом, можно говорить является ли психологический фактор основным фактором?
Ранги |
|
---|---|
Средний ранг |
|
Социальный Фактор |
5,86 |
Психологический Фактор |
4,95 |
Физиологический Фактор |
3,69 |
Тип семьи учащегося |
1,07 |
Класс |
3,03 |
Гипотеза №2 отвергается. Из таблицы рангов видно, что психологический фактор не является основным фактором, влияющим на уровень адаптации ребенка в школе. Основным фактором является социальный фактор со средним рангом 5,86. На следующем, по значимости, психологический фактор, далее физиологический фактор, класс (т.е. в данном случае можно говорить о возрасте детей) и тип семьи учащегося на последнем месте, но это не означает, что данный фактор совсем не влияет на уровень адаптации ребенка в школе.
Двигательная активность ребенка, его общее самочувствие влияет на уровень адаптации в школе (физиологический фактор)
Физиологический Фактор - Уровень адаптации |
|
---|---|
Z |
-11,873 |
Уровень значимости (2- сторонний критерий |
,000 |