Файл: Общая характеристика Пенсионного фонда РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Помимо этого, были предусмотрены:

• совершен перевод льготного пенсионного обеспечения в сфере дополнительных профессиональных пенсионных систем;

• введена солидарная материальная ответственность работодателя и работника за уплату страховых взносов;

• персонификация страховых взносов;

• создан резервный фонд Пенсионного фонда Российской Федерации.

За период, длящийся три года, большинство положений Концепции реализовались, включая переход на персонализированный учет страховых взносов и новый порядок исчисления и увеличения государственных пенсий на основе индивидуального коэффициента пенсионера. Но в 1998 г. пенсионная реформа, не успев закончить своё преобразование, была снова значительно изменена.

Вторым этапом пенсионной реформы в РФ было поэтапное введение накопительного метода финансирования выплаты государственных пенсий, а также переход к условно-накопительному механизму в рамках персонализированного учета, согласно которому расчет трудовых пенсий должен вырабатываться из суммы уплаченных страховых взносов. Но из-за кризиса, выпавшего на 1998 г., данным изменениям не удалось проявить себя на практике.

Третьим и последним этапом от 17 апреля 2001 г. и на сегодняшний день была принята преобразованная альтернатива программы реформирования пенсионной системы; пакет законов, определяющих новый план пенсионного обеспечения в Российской Федерации, который основательно преобразовал структуру функционирования Пенсионного фонда РФ.

В соответствии с последней реформой Пенсионного фонда РФ в настоящее время реализуются выплаты по обязательному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии, реализующийся при уплате страховых взносов. Лица, не охваченные по тем или иным причинам пенсионным страхованием, имеют право на получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению[20]. К таким относятся:

• военнослужащие;

•федеральные государственные служащие;

• участники Великой Отечественной войны;

•граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

• нетрудоспособные граждане.

Трудовые пенсии в Российской Федерации состоят из трех частей:

• базовая (фиксированная часть, устанавливаемая в определенной сумме, ее размер варьируется в зависимости от вида пенсии; создана, чтобы обеспечить минимальный гарантированный доход при наступлении страхового случая).


• страховая (дифференцированная часть, зависящая от результатов труда застрахованных лиц, выражаемая на их индивидуальном лицевом счете в виде расчетного пенсионного капитала или объема приобретенных пенсионных прав благодаря уплате страховых взносов в течение всей трудовой деятельности с учетом индексации);

• накопительная (часть, исчисляемая из накопленных сумм страховых взносов и инвестиционного дохода, учтенных у застрахованного лица в специальной части индивидуального лицевого счета).

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет выплату пенсий по обязательному пенсионному обеспечению и по государственному пенсионному страхованию, финансируя данные выплаты при помощи разграничения источников.

В настоящее время формирование доходов Пенсионного фонда РФ осуществляется за счет следующих источников:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

2) средства федерального бюджета;

3) суммы пеней и иных финансовых санкций;

4) доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

5) добровольные взносы физических лиц и организаций;

6) иные источники, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Меняется структура, набор элементов пенсионной системы, роль и ответственность субъектов правоотношений. Создается новая более усовершенствованная для страны комбинация гражданского и публичного права, регулирующая соответствующие процессы. Но проводимые в России экономические преобразования не могут не вызывать неблагоприятные социальные последствия. Эта тяжесть наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионеры. Проблема реформирование пенсионной системы имеет социально-политическую значимость, так как в нашем государстве около 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семьи, утративших кормильца.

На данный момент основной характеризующей чертой сферы пенсионного обеспечения является наличие большого числа наиважнейших проблем, требующих срочного и неотложного решения.

Функционирующая сегодня в России пенсионная система является тягостной для экономики страны и одновременно не может покрыть даже минимальные потребности множества слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными недостатками пенсионной реформы РФ являются:

• отсутствие социально-справедливого механизма повышения размеров пенсий в связи с ростом стоимости жизни;


• необоснованно высокий удельный вес льготных пенсий;

• слабое разграничение пенсионного обеспечения в зависимости от трудового вклада;

• финансовая нестабильность.

В сложившихся условиях на сегодняшний день в Российской Федерации совершенно неизбежным становиться тщательное фундаментальное реформирование пенсионной системы в стране. Следует включить в систему, в частности, такой непререкаемый в мировой практике институт, как негосударственное пенсионное обеспечение. Структурной базой для негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации обязаны представлять негосударственные пенсионные фонды, то есть организации, обладающие правами юридического лица на введение исключительно пенсионного вида деятельности. Хотелось бы верить, что такое нововведение, а также другие, вносимые и внесенные в нормативную базу пенсионного обеспечения, помогут выкарабкаться пенсионной системе из кризиса и значительно поменять в лучшую сторону положение всех нуждающихся граждан в поддержке государства.

В заключение хотелось бы сказать, что функционирование Пенсионного фонда Российской Федерации имеет достаточно сложную и разветвленную систему, но, к сожалению, не всегда эффективную, и еще не один год потребуется чтобы сбалансировать, нормализовать и привести в равновесие данную систему.

2.2. Порядок формирования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Финансово-правовой статус исследуемого государственного внебюджетного фонда законодательно закреплен в Бюджетном кодексе РФ, федеральных законах, регулирующих деятельность указанного внебюджетного фонда, в законах о бюджете Пенсионного фонда РФ, а также в иных нормативных правовых актах. В них определены основные принципы формирования и использования денежных средств, порядок утверждения и исполнения бюджета Пенсионного фонда РФ, контрольные полномочия государственного внебюджетного фонда и т.п. Финансово-правовые нормы, регулирующие деятельность Пенсионного фонда РФ, включены именно в Бюджетный кодекс РФ – основу финансового законодательства, так как они регламентируют финансирование именно функций государства[21].


Для реализации своих функций, прав и обязанностей Пенсионный фонд РФ формирует собственный бюджет, который может быть представлен как форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ[22]). Основное предназначение бюджета исследуемого государственного внебюджетного фонда заключается в том, что он является финансовой основой системы обязательного пенсионного страхования.

Бюджет является финансовой основой, на которой строится вся деятельность государственного внебюджетного фонда, и от того, насколько финансово обеспечена деятельность Пенсионного фонда РФ, зависит во многом эффективность его деятельности, а также выполнение любых других проектов. Безусловно, финансово-правовой аспект бюджета имеет исключительно важное значение, но без комплексного анализа, который включает организационно-правовое обеспечение формирования, распределения и реализации бюджета, вряд ли получится нужный результат. Недостаточная деятельность финансовых органов государственной власти, несвоевременные решения, неправильное прогнозирование часто становятся причиной возникновения серьезных финансовых и иных проблем вплоть до возникновения кризисных ситуаций[23]. Например, запланированные поступления страховых взносов еще не означают, что бесперебойно будут формироваться необходимые суммы, для этого требуется большая работа Пенсионного фонда РФ и его территориальных органов, а также иных государственных органов, обеспечивающих выполнение норм, предусмотренных в бюджете[24].

По общему правилу денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда РФ, открываемых в учреждениях Центрального банка РФ. Только при условии отсутствия учреждений Центрального банка Российской Федерации на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций возможно хранение средств на счетах, открываемых в иных кредитных организациях. Статус Центробанка определяется Федеральным законом от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Целями деятельности Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ; а также обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.


Перечень кредитных организаций, в которых может осуществляться хранение средств обязательного пенсионного страхования в случае отсутствия учреждения Банка России, не утвержден.

Судебная практика показывает, что органам Пенсионного фонда не удается открывать счета в иных кредитных учреждениях, кроме Центробанка России, поскольку договоры банковского счета признаются недействительными (ничтожными) сделками.

Пример 1. Заместитель прокурора Волгоградской области обратился в арбитражный суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ по Суровикинскому району Волгоградской области и ОАО "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" о признании недействительным в силу ничтожности договора на ведение банковского счета.

Как установлено судами, между Пенсионным фондом и банком заключен договор банковского счета, на основании которого банк открыл клиенту счет. Счета получателей бюджетных средств в Суровикинском районе обслуживаются расчетно-кассовым центром Главного управления Центрального Банка России по Волгоградской области, и данное банковское учреждение имело и имеет возможность обслуживать бюджетные организации, расположенные в данном районе.

Заключение ответчиками договора банковского счета в коммерческом банке при наличии возможности осуществления банковских операций с бюджетными средствами организациями Центрального Банка России суд признал противоречащим ст. 155 БК РФ. Суд пришел к выводу, что оспариваемый счет, открытый в банке Пенсионным фондом, предназначен для обслуживания бюджетных денежных средств, то есть для их получения, хранения и расходования, и ведение такого счета входит в функции Банка России[25].

Пример 2. Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2007 г. N 10867/07 по требованию органов прокуратуры также признан незаконным договор открытия банковского счета государственным учреждением "Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе города Нижнего Новгорода", заключенный с Центробанком в лице Главного управления по Нижегородской области на расчетно-кассовое обслуживание.

Как и любой бюджет, бюджет ПФР утверждается ежегодно на очередной финансовый год. Финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

Из ст. 13 БК РФ следует, что бюджет ПФР предназначен для исполнения расходных обязательств РФ. Использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ, не допускается.