Файл: Общая характеристика Пенсионного фонда РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В структуре расходов бюджета ПФР на соответствующий финансовый год, утверждаемой федеральным законом о бюджете ПФР, установлены различные статьи расходов фонда, в том числе и на выплату пенсий.

При утверждении, формировании и расходовании бюджета учитывается принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ (ст. 30 БК РФ). Названный принцип означает закрепление в соответствии с законодательством РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Доходами бюджета признаются поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета, а расходами бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. В случае превышения расходов бюджета над его доходами говорят о дефиците бюджета, а в случае превышения доходов бюджета над его расходами - о профиците бюджета.

Бюджет ПФР и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства РФ федеральными законами в порядке, определяемом БК РФ. Статьей 192 БК РФ установлено, что проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, в том числе о бюджете ПФР, на очередной финансовый год и плановый период вносятся Правительством РФ в Государственную Думу РФ одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не позднее 1 октября текущего года[26].

В составе бюджета ПФР отдельно учитываются различные виды доходов и расходов. Отдельный учет необходим для повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления.

Благодаря обособленному учету становится возможным эффективное планирование бюджета. Например, в 2015 г. бюджет ПФР разрешено было увеличивать в соответствии с п. 6 ст. 184.1 БК РФ по такому основанию как использование средств бюджета ПФР на реализацию ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", ФЗ от 24.07.2002 N 111-ФЗ, ФЗ от 30.04.2008 N 56-ФЗ и ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"[27] в случае, если суммы средств пенсионных накоплений, поступивших для формирования выплатного резерва, средств пенсионных накоплений, поступивших для осуществления срочной пенсионной выплаты, подлежащих передаче государственной управляющей компании средствами выплатного резерва, и средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, подлежащих передаче в доверительное управление управляющим компаниям и в негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие обязательное пенсионное страхование, превысят годовые объемы бюджетных ассигнований, утвержденных сводной бюджетной росписью бюджета ПФР. Увеличение бюджетных ассигнований производится с соответствующим внесением изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета ПФР.


Статус Центрального банка РФ определяется ФЗ от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке РФ (Банке России)"[28]. Целями деятельности Банка России являются защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы РФ, а также обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. В соответствии со ст. 23 названного Закона средства федерального бюджета и средства государственных внебюджетных фондов хранятся в Банке России, если иное не установлено федеральными законами.

Интересной в контексте рассматриваемых норм представляется аргументация судом своего решения в ряде решений[29].

Судебная практика показывает, что органам ПФР не удается открывать счета в иных кредитных учреждениях, кроме Центрального банка РФ, поскольку договоры банковского счета признаются недействительными (ничтожными) сделками[30].

Основным источником формирования бюджета Пенсионного фонда законодатель называет страховые взносы. Имеются виду страховые взносы, поступающие за застрахованных лиц именно в ПФР. Напомним, что суммы страховых взносов исчисляются плательщиками страховых взносов отдельно в отношении ПФР, ФФОМС и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Другим источником формирования бюджета ПФР являются средства федерального бюджета.

Так, средства материнского (семейного) капитала переводятся из федерального бюджета в бюджет ПФР по заявке ПФР. Перевод средств из федерального бюджета осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете Министерству финансов РФ на соответствующий год.

Такой перевод средств осуществляется ежеквартально, не позднее 3 рабочих дней с начала соответствующего квартала, по заявкам ПФР, представленным в Минфин до 20-го числа месяца, предшествующего очередному кварталу. Перевод средств осуществляется путем их перечисления со счета органа Федерального казначейства, в котором Минфину открыт лицевой счет получателя средств федерального бюджета, на счет ПФР, открытый в Центральном банке РФ по соответствующему коду расходов бюджетной классификации.

Средства, переведенные из федерального бюджета, отражаются в бюджете ПФР по соответствующему коду видов доходов бюджета.

ПФР представляет в Минфин один раз в полугодие, не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, отчет о расходовании средств с предоставлением сведений о численности получателей по каждому из направлений использования средств по утвержденной форме.


Суммы пеней и иных финансовых санкций также засчитываются в бюджет ПФР. К "иным" финансовым санкциям можно отнести штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, и иные суммы принудительного изъятия.

Доходы от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования являются еще одним источником пополнения бюджета ПФР.

В соответствии с договорами с ПФР управляющие компании, осуществляющие доверительное управление средствами пенсионных накоплений, вправе размещать пенсионные накопления в облигации. Эмитентом облигаций является Министерство финансов РФ.

Облигации являются именными государственными ценными бумагами и предоставляют право на:

- получение при погашении облигаций их номинальной стоимости;

- получение доходов в виде процентов, начисляемых исходя из номинальной стоимости облигаций;

- предъявление облигаций к обмену на федеральные государственные ценные бумаги;

- предъявление облигаций к выкупу.

По срокам обращения облигации могут быть краткосрочными, среднесрочными или долгосрочными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проанализировав правовой статус Пенсионного фонда РФ, следует заключить следующее:

1. В настоящее время Пенсионный фонд РФ продолжает оставаться законодательно неопределенным. Более того, он функционирует на основе нормативного акта, принятого еще до действующей Конституции РФ (пусть даже в части, не противоречащей действующему законодательству). А отдельные нормы, закрепляющие конкретные аспекты его правового положения, рассредоточены в различных отраслях законодательства. Это в свою очередь негативно сказывается как на стабильности правового положения ПФР, так и на эффективности деятельности данного государственного учреждения. По справедливому замечанию И.В. Сиваковой и И.Н. Соколова, правоприменительная практика Пенсионного фонда Российской Федерации свидетельствует о целом ряде проблем, возникающих в его деятельности, которые, по их мнению, являются следствием пробелов и коллизий в законодательстве. Думается, что названные пробелы и коллизии связаны также с неопределенностью правового статуса ПФР.

2. Как показывает практика, реализация названных полномочий Пенсионного фонда и его территориальных отделений сталкивается с рядом проблем, являющихся следствием пробелов и коллизий в законодательстве. В результате наблюдается рост задолженности по уплате страховых взносов, и, как следствие, снижается эффективность управления средствами пенсионной системы. Это говорит о недостаточности контрольных полномочий ПФР по сравнению с налоговыми органами. Например, органы ПФР до сих пор не наделены правами на получение информации по счетам страхователя и на приостановление операций по счетам плательщиков, у него ограничены сроки проведения выездных проверок, отсутствует право на проведение повторной проверки, не установлена уголовная ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах.


Необходимо развивать действующее законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения, в направлении расширения контрольных полномочий Пенсионного фонда России. Думается, что это позволит значительно сократить, а в идеале исключить возникновение задолженности по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, а также способствовать развитию социальных гарантий.

3. Учитывая выявленные особенности публично-правового статуса Пенсионного фонда РФ, представляется обоснованным определять финансово-правовой статус исследуемого государственного внебюджетного фонда исходя из концепции юридических лиц публичного права как публично-правового субъекта, не являющегося органом государственной власти, но обладающего государственно-властными полномочиями.

4. Отсутствие современного закона, определяющего правовой статус органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, порождает проблемы не только при определении подчиненности органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, но и при определении статуса средств пенсионного обеспечения в Российской Федерации. В этой связи очевидна необходимость проведения работы по принятию соответствующего законодательного акта, а также по приведению российского законодательства к единому (однозначному) пониманию статуса ПФР. Это послужит недопущению неоднозначного толкования норм закона и предотвращению возникновения правовых коллизий по данному вопросу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативно-правовые акты

  1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. 10.12.1998
  2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г. // СПС «Консультант Плюс»
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. N 31. ст. 4398.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. ст. 3301.
  5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. ст. 3823.
  6. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 19.12.2016) "О страховых пенсиях" // Российская газета. N 296. 2013.
  7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О накопительной пенсии" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (часть I). ст. 6989.
  8. Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 14. ст. 1401
  9. Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 14.12.2015) "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. ст. 4832
  10. Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. ст. 3028
  11. Федеральный закон от 29.12.2006 N 256-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" // Собрание законодательства РФ. 2007. N 1 (1 ч.). ст. 19.
  12. Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ (ред. от 01.12.2014) "Об основах обязательного социального страхования" // "Собрание законодательства РФ. 1999. N 29. ст. 3686
  13. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 52 (ч. 1). ст. 6249.
  14. Федеральный закон от 01.12.2014 N 385-ФЗ (ред. от 20.04.2015) "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 49 (часть VI). ст. 6894.
  15. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 28. ст. 2790.
  16. Федеральный закон от 30.11.2011 N 360-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 49 (ч. 1). ст. 7038
  17. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2000 г. N 1709 "О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации" // СЗ РФ. 2000. N 40. Ст. 3936.
  18. Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 16.01.2016) "Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 26. ст. 3528.
  19. Приказ Минтруда России от 17.11.2014 N 884н "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Российская газета. N 6. 2015.
  20. Приказ Минтруда России от 16.01.2017 N 38н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по информированию застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" // Российская газета. N 64. 2017.
  21. Постановление ВС РСФСР от 22 декабря 1990 г. N 442-1 "Об организации Пенсионного фонда РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 30. Ст. 415.
  22. Постановление ВС РСФСР от 30 января 1991 г. N 556-1 "О Временном положении о Пенсионном фонде РСФСР и Порядке уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 6. Ст. 82.
  23. Постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 2122-1 (ред. от 05.08.2000) "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. N 5. ст. 180.
  24. Постановление Правления ПФ РФ от 09.10.2000 N 118 "О создании Управлений ПФР в федеральных округах" // Вестник Пенсионного фонда России. N 1. 2001.

2. Специальная литература

  1. Асадов А.М. Косвенные (опосредованные) правовые отношения: вопросы методологии и значение в финансовой деятельности государства: моногр. М., 2013.
  2. Белянинова Ю.В., Шашкова О.В., Белякова Е.Г. Комментарий к Федеральному закону от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2015.
  3. Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
  4. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (постатейный). 3-е изд., перераб. и доп. // СПС КонсультантПлюс. 2013.
  5. Гутарина О.В. Правовая сущность страховых взносов на обязательное социальное страхование // Публично-правовые исследования [Электронный журнал]. 2013. N 4.
  6. Гутников О.В. Особенности правового статуса Пенсионного фонда Российской Федерации // Адвокат. 2014. N 11.
  7. Ерохина Т.В. Полномочия Пенсионного фонда России: правовой аспект // Социальное и пенсионное право. 2015. N 4.
  8. Ерохина Т.В. Современные проблемы законодательного определения правового статуса Пенсионного фонда России // Социальное и пенсионное право. 2015. N 3.
  9. Зубанова О.Я. К вопросу о финансово-правовом статусе Пенсионного фонда Российской Федерации // Ленинградский юридический журнал. 2015. N 4.
  10. Зырянова Т.В., Кот Е.М. Внешний и внутренний контроль за деятельностью Пенсионного фонда Российской Федерации // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2008. N 16.
  11. Контроль в финансово-бюджетной сфере: научно-практическое пособие / И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина, Н.Е. Абрамова и др.; отв. ред. И.И. Кучеров, Н.А. Поветкина. М.: ИЗиСП, КОНТРАКТ, 2016.
  12. Мамедов А.А. Финансово-правовые проблемы страхования в России: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2005.
  13. Мухин Ю.И. Наука управлять людьми: изложение для каждого. М.: Фолиум, 1995.
  14. Новикова Н.А., Лежнева Н.С. Комментарий к Федеральному закону от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2013.
  15. Ногина О.А. Государственные внебюджетные фонды в составе бюджетной системы России: проблемы правового регулирования. М., 2012.
  16. Сивакова И.В., Соколов И.Н. Взыскание страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: необходимость совершенствования правового регулирования / И.В. Сивакова, И.Н. Соколов // Социальное и пенсионное право. 2013. N 4.
  17. Сивакова И.В., Соколов И.Н. Взыскание страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: необходимость совершенствования правового регулирования // Социальное и пенсионное право. 2013. N 4.
  18. Соколов И.Н. Принципы рациональности и правильности расходования средств Пенсионного фонда Российской Федерации: сущность и содержание // Социальное и пенсионное право. 2014. N 4.
  19. Соколов Р.А. Место Пенсионного фонда Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти // Законодательство. 2014. N 3.
  20. Соловьев А.К., Коржов М.А., Курманов А.М. Социально-экономические проблемы пенсионной реформы // Социальное и пенсионное право. 2013. N 3.
  21. Чирков С.А. О правоприменительной деятельности в сфере пенсионного обеспечения // СПС КонсультантПлюс. 2015.
  22. Шашкова О.В., Хлистун Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2015.