Файл: Общая характеристика Пенсионного фонда РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Любое современное государство обладает рядом социальных обязательств перед своими гражданами, важнейшим из которых является пенсионное обеспечение. В результате перехода к рыночным отношениям финансовая система России претерпела существенные изменения, в рамках которой финансовые средства государственной пенсионной системы были сконцентрированы в самостоятельном внебюджетном фонде, а именно – в Пенсионном фонде РФ.

Актуальность темы исследования заключается в том, что Пенсионный фонд РФ является специфическим финансовым институтом, который работает в большинстве своем со средствами, поступающими из страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с этим он является ответственным за денежные средства, которые ему доверили. Каждый человек хочет быть уверенным в надежности пенсионной системы, для этого ему необходимо понимать в каких условиях работает фонд, какие решения он принимает и что ожидать от пенсионной системы в будущем. Для подтверждения устойчивости и надежности Пенсионный фонд РФ должен постоянно оценивать свое финансовое состояние на предмет своевременного выявления и предотвращения неких отклонений, которые в будущем могут нанести непоправимый ущерб всем застрахованным лицам. Иными словами, результаты, полученные в ходе оценки своего финансового состояния, являются для фонда гарантом непрерывности и эффективности деятельности. Также фонду необходимо оценивать свое финансовое состояние для прогнозирования дополнительных затрат, которые понесет федеральный бюджет в случае дефицита бюджета фонда.

В настоящий период Пенсионный фонд Российской Федерации вынужден организовывать свою работу в достаточно сложных обстоятельствах. В стране происходит множество противоречивых, кризисных и трудно прогнозируемых экономических и политических процессов, и Пенсионному фонду РФ приходится функционировать в этих непростых условиях.

Наряду с эти следует отметить слабую научную разработанность правового положения Пенсионного фонда РФ, его структуры, задач и функций, что свидетельствует также об актуальности рассматриваемой темы.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, возникающих в процессе правового регулирования статуса Пенсионного фонда Российской Федерации.


Предметом исследования являются правовые нормы федерального законодательства, регламентирующие правовое положение Пенсионного фонда РФ.

Целью исследования является анализ правового положения, структуры, задач и функций Пенсионного фонда РФ.

Основными задачами исследования, обеспечивающими достижение поставленной цели, являются:

- выявить источники правового регулирования деятельности Пенсионного фонда РФ;

- проанализировать структуру, задачи и функции Пенсионного фонда РФ;

- определить порядок формирования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ;

- исследовать направления и порядок использования средств Пенсионного фонда РФ.

Методы исследования. При подготовке, изучении и обработке теоретических и практических материалов применялись такие методы, используемые в гуманитарных науках, как исторический, логический, технико-юридический и обобщения собранных данных.

Глава 1. Общая характеристика Пенсионного фонда РФ

1.1. Источники правового регулирования деятельности Пенсионного фонда РФ

Денежное обеспечение в старости или пенсионное обеспечение как вид социальной защиты существует с давних времен. Так, согласно летописям, князья и воеводы славянских дружин заботились о пропитании, вооружении своих подданных. Также князья оказывали помощь своим подданным в случае ранений и в старости. Это были одни из первых примеров социальной защиты для отставных воинов[1]. Понятно, что такие пенсии выплачивались из текущих доходов правителей или аристократов, назначавших такие пенсии, а специальные денежные фонды не создавались.

По существу, начиная с древних времен и до XIX в. пенсионное обеспечение обычно носило избирательный характер (например, Франция, 1681г. – введение режима пенсионного обеспечения для моряков, 1781 - для госслужащих, 1831 - для военнослужащих)[2].

Считается, что в государственных масштабах, т.е. уже для более значительных групп населения, пенсионное страхование/ обеспечение появилось более ста лет назад и в процессе своего развития претерпело не одну реформу[3], постепенно превращаясь не только в значимый институт социальной защиты современного общества, но и в один из самых важных в современных условиях финансовых институтов.


В современном понимании пенсионный фонд – частный или государственный – это организация, занимающаяся аккумулированием денежных фондов и использованием их на выплаты пенсий и пособий каждому участнику. Практически во всех развитых странах пенсионные фонды, страховые и инвестиционные компании выступают основными инвесторами на рынке ценных бумаг, ведь средства, необходимые для пенсионных вложений, должны обладать такими свойствами, как ликвидность, надежность, доходность. Виды вложений могут быть различными в зависимости от политики государства – это акции, корпоративные и государственные облигации. Как видим, классические признаки финансового института налицо, т. е. пенсионные фонды являются финансовым институтом, но насколько значимым – это вопрос отдельного исследования.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет множество различных функций, большинство из которых являются публично-правовыми. По этой причине его правовой статус носит многоотраслевой характер и регулируется нормами, относящимися к различным отраслям законодательства[4]. Вопрос о правовом положении ПФР неоднократно являлся предметом законопроектной деятельности и научных дискуссий. Несмотря на это, проблема определения статуса Пенсионного фонда России на сегодняшний день остается нормативно неурегулированной, а потому – актуальной.

Правовое положение и полномочия Пенсионного фонда определяются многочисленными законодательными и подзаконными актами, в том числе нормативными актами самого Пенсионного фонда России, регулирующими систему обязательного пенсионного страхования и государственного пенсионного обеспечения:

- ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях",

- ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии"

- ФЗ от 1 апреля 1996г. N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

- ФЗ от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"

- ФЗ от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"

- ФЗ от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах"

- ФЗ от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"

- ФЗ от 28 декабря 2013 г. N 422-ФЗ "О гарантировании прав застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений"


- ФЗ от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"

- ФЗ от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

- ФЗ от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан"

- ФЗ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В связи с оказанием Пенсионным фондом государственных услуг его деятельность регулируется также законодательством о предоставлении государственных услуг, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", административными регламентами предоставления государственных услуг, иными правовыми актами[5].

Таким образом, как видно из приведенных нормативных актов и материалов судебной практики, неопределенность правового статуса ПФР всегда вызывала много вопросов, а споры о его полномочиях периодически становились предметом судебных разбирательств. За всю историю существования Пенсионного фонда его статус изменялся, приобретал форму и финансово-кредитного учреждения, и органа управления, и государственного учреждения – страховщика по обязательному пенсионному страхованию.

Вместе с тем на основе проведенного анализа отдельных нормативных правовых актов и ряда законопроектов можно сделать вывод, что на сегодняшний день ПФР является государственным учреждением, а точнее - российским юридическим лицом с организационно-правовой формой "государственное учреждение", учредителем которого является Российская Федерация. Однако в силу наделения особыми государственно-властными полномочиями ПФР нельзя ставить в один ряд с иными государственными учреждениями. Об этом свидетельствуют выводы, сделанные в результате изучения некоторых норм гражданского законодательства[6].

С 1 сентября 2014 года вступили в силу поправки к ГК РФ[7], среди которых особого внимания заслуживают положения о создании новой организационно-правовой формы юридического лица, являющегося некоммерческой организацией, в виде "публично-правовой компании" (подп. 11 п. 3 ст. 50 ГК РФ), к которой, предположительно, можно будет отнести ПФР. Однако специальный закон о публично-правовых компаниях на сегодняшний день пока не принят.


Рассматривая особенности правового положения ПФР, следует также упомянуть о попытке реформировать и определить статус ПФР в 2014 году, когда Минтруд выступил с предложением внести ясность в ситуацию с правовым статусом Пенсионного фонда России (ПФР) и предложил Правительству рассмотреть пакет постановлений и законопроектов, которые закрепили бы за ПФР статус органа исполнительной власти. По замыслу разработчиков проектов нормативных актов Пенсионный фонд должен официально стать частью вертикальной структуры органов исполнительной власти России. Этими документами Минтруд предлагал однозначно зафиксировать сложившуюся практику, по которой сфера деятельности ПФР находится исключительно в ведении Правительства РФ. Изменения касались также фиксации вертикальной структуры самого Фонда. В Минтруде полагали, что после утверждения законопроектов на ПФР распространятся нормы законодательства РФ, регламентирующие деятельность государственных казенных учреждений. Имея неплохие перспективы, обсуждаемые проекты нормативных актов получили отрицательные отзывы у членов Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и в итоге были отклонены.

Становление России как правового и социально ориентированного государства, связано с усилением внимания к реализации прав субъектов правоотношений и свобод личности. В соответствии с Конституций РФ человек его права и свободы являются высшей ценностью государства. Политика Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Одним из основных направлений социальной политики, Конституция России (ст. 7) определяет развитие системы социальных служб, а также обеспечение реализации прав граждан посредством установления достойных государственных пенсий.

С учетом положений ст. 25 Всеобщей декларации прав и свобод человека[8] и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[9], уровень пенсионного обеспечения граждан выступает важной составляющей экономического и социального положения страны. Анализ современного реформирования законодательства свидетельствует об усилении внимания к социальной защищенности российских граждан, к надлежащему обеспечению их прав и свобод.

В настоящее время в России насчитывается около 30,5 млн. пожилых людей. Из них за чертой бедности живет около 80%. Индексация пенсий все же отстает от темпов инфляции. Общий кризис экономического развития страны привел к необходимости совершенствования пенсионного обеспечения.