Файл: Общая характеристика Пенсионного фонда РФ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пенсионная реформа 2015 года вводит новые правила расчета пенсий. И если реформы в целом заставляют волноваться большую часть населения, то пенсионная реформа, которая затрагивает практически всех россиян, не «оставит» равнодушным никого. Итак, что же нас ждет и чего стоит бояться?

Таким образом, в настоящее время Пенсионный фонд РФ продолжает оставаться законодательно неопределенным. Более того, он функционирует на основе нормативного акта, принятого еще до действующей Конституции РФ (пусть даже в части, не противоречащей действующему законодательству). А отдельные нормы, закрепляющие конкретные аспекты его правового положения, рассредоточены в различных отраслях законодательства. Это в свою очередь негативно сказывается как на стабильности правового положения ПФР, так и на эффективности деятельности данного государственного учреждения. По справедливому замечанию И.В. Сиваковой и И.Н. Соколова, правоприменительная практика Пенсионного фонда Российской Федерации свидетельствует о целом ряде проблем, возникающих в его деятельности, которые, по их мнению, являются следствием пробелов и коллизий в законодательстве[10]. Думается, что названные пробелы и коллизии связаны также с неопределенностью правового статуса ПФР.

1.2. Структура, задачи и функции Пенсионного фонда РФ

Пенсионный фонд РФ имеет сложную структуру, включающую различные подразделения, задачей которых является обеспечение эффективного функционирования российской системы обязательного пенсионного страхования. Главными органами управления ПФР являются Правление Фонда и Исполнительная дирекция ПФР, которые, как и Центр персонифицированного учета, расположены в г. Москва. На местах Пенсионный фонд РФ представлен отделениями и территориальными управлениями.

Правление Пенсионного фонда РФ является главным управленческим органом, реализующим общую стратегию управления пенсионной системой согласно российскому законодательству, утверждает перспективные и текущие функции и задачи ПФР, отвечает за их реализацию, в пределах своей компетенции осуществляет нормотворческую деятельность, связанную с вопросами функционирования ПФР. В его ведении находится формирование бюджета ПФР, утверждение отчетов о его исполнении.


Исполнительная дирекция ПФР является главным исполнительным органом Пенсионного фонда, находящимся в подчинении Правлению фонда. Исполнительная дирекция ПФР управляет от имени государства средствами пенсионного страхования в рамках российского законодательства и на основе решений Правления фонда. В подчинении Исполнительной дирекции находятся Центр персонифицированного учета, 82 отделения ПФР, 2 500 управлений.

Полномочия Пенсионного фонда РФ составляют основу его правового статуса.

Закрепленные в нормах права субъективные права и юридические обязанности Пенсионного фонда России составляют содержание его правового статуса. Как известно, Пенсионный фонд РФ является особым государственным учреждением, он наделен правом на осуществление государственно-властных полномочий. Следовательно, содержание правового статуса ПФР будут составлять его права и обязанности, реализуемые им в результате осуществления управленческих функций.

Общеправовая теория определяет права как материально обусловленные, юридически закрепленные и гарантированные возможности индивида обладать и пользоваться конкретными социальными благами. А вот обязанности - это социально возможная необходимость определенного поведения субъекта, установленная государством.

Элементы правового статуса ПФР и его территориальных органов обладают некоторой особенностью, которая состоит в том, что закреплены они во многих нормативных правовых актах, имеющих различную юридическую силу. Так, общие полномочия установлены в Положении о Пенсионном фонде РФ[11].

Названные полномочия детализируются и конкретизируются в отдельных законах. Так, права, обязанности и ответственность ПФР как страховщика, осуществляющего обязательное пенсионное страхование в РФ, закреплены в ст. 13 ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"[12]. Обязанности Пенсионного фонда РФ как субъекта управления средствами пенсионных накоплений закреплены установлены в ст. 10 ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"[13]. Закон об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования предусматривает права и обязанности органов Пенсионного фонда РФ, связанные с осуществлением индивидуального (персонифицированного) учета (ст. 16). В соответствии с ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ[14] ПФР осуществляет полномочия в сфере дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей. Отдельные права и обязанности ПФР как страховщика и субъекта управления системой обязательного социального страхования содержатся также в ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"[15].


Анализ названных нормативных актов позволяет сделать вывод, что они регулируют деятельность фонда лишь как страховщика в системе обязательного пенсионного страхования. Однако следует учитывать, что задачи, выполняемые в настоящее время ПФР, не ограничиваются пенсионным страхованием.

Для характеристики полномочий ПФР, реализуемых в сфере административно-правового регулирования, особый интерес представляют контрольные полномочия рассматриваемого государственного учреждения. Обращение к исследованию контрольных полномочий ПФР обусловлено особой значимостью контроля в системе управления обязательным пенсионным страхованием. Можно сказать, что контрольные полномочия ПФР являются частью государственного контроля (надзора), который в соответствии с ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"[16] представляет собой деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством организации и проведения проверок, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности.

По справедливому замечанию Т.В. Зыряновой и Е.М. Кот организация контроля является обязательным элементом управления государственными (общественными) финансами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль является не самоцелью, а неотъемлемой частью системы регулирования.[17].

Изначально Пенсионный фонд РФ был наделен полномочиями по контролю с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также по контролю за правильным и рациональным расходованием его средств. Позднее Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ на Пенсионный фонд России были возложены дополнительные контрольные полномочия. В частности, названный Закон закрепил за ПФР статус органа, осуществляющего контроль за уплатой страховых взносов, а именно за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФФОМС. В связи с принятием данного Закона были внесены изменения в ряд нормативных правовых актов, в том числе в ст. 13 Закона об обязательном пенсионном страховании в РФ, - она была дополнена обязанностью страховщика (ПФР) по осуществлению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд России.


Таким образом, как показывает практика, реализация названных полномочий Пенсионного фонда и его территориальных отделений сталкивается с рядом проблем, являющихся следствием пробелов и коллизий в законодательстве. В результате наблюдается рост задолженности по уплате страховых взносов, и, как следствие, снижается эффективность управления средствами пенсионной системы. Это говорит о недостаточности контрольных полномочий ПФР по сравнению с налоговыми органами. Например, органы ПФР до сих пор не наделены правами на получение информации по счетам страхователя и на приостановление операций по счетам плательщиков, у него ограничены сроки проведения выездных проверок, отсутствует право на проведение повторной проверки, не установлена уголовная ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах.

Необходимо развивать действующее законодательство, регулирующее вопросы пенсионного обеспечения, в направлении расширения контрольных полномочий Пенсионного фонда России. Думается, что это позволит значительно сократить, а в идеале исключить возникновение задолженности по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, а также способствовать развитию социальных гарантий.

Глава 2. Роль Пенсионного фонда в пенсионной реформе

2.1. Этапы пенсионной реформы

Пенсионный фонд Российской Федерации является крупнейшим из внебюджетных социальных фондов. От всех внебюджетных средств на долю Пенсионного фонда России приходится 75%. Он представляет собой централизованную систему накопления и рационального распределения денежных средств[18].

Преобразование пенсионной системы в Российской Федерации является на данный момент наиважнейшим для общества направлением изменения социальной политики страны, затрагивающей интересы нескольких поколений на протяжении длительного времени.

На поиск новых подходов в решении задач, связанных с материальным обеспечением нетрудоспособных при наступлении старости, инвалидности, по случаю потери кормильца вынуждают негативные демографические изменения, которые обостряют социально-экономическую ситуацию в Российской Федерации.


Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает формирование, распределение и перераспределение финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации. Он входит в число государственных внебюджетных фондов Бюджетным кодексом РФ.

Пенсионный фонд РФ играет огромную роль в экономике страны, так как его главной задачей является – обеспечение граждан заработанным уровнем жизненных благ с помощью накопления и перераспределения средств.

Главной обязанностью Пенсионного фонда является назначение и обеспечение своевременных выплат обязательного страхового обеспечения (трудовых пенсий), а также предусмотренных законодательством Российской Федерации прочих видов пенсий. Пенсионный фонд обязуется обеспечивать режим ведения специальной части индивидуального лицевого счета, в том числе доход от инвестирования средств; проводить бесплатное консультирование страхователей и застрахованных лиц и выполнять прочие функции.

Пенсионная система Российской Федерации находится на стадии радикальной модернизации и усовершенствования. Экономические и юридические механизмы на данном этапе реформируются.

Пенсионный фонд РФ как самостоятельный внебюджетный фонд начал функционировать в 1991 г., и одной из главных причин возникновения Пенсионного фонда Российской Федерации явилась необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов по выплате пенсий в специальную группу и обеспечение их целевыми, закрепленными за данными расходами самостоятельными источниками доходов[19]. Пенсионный фонд РФ входит в состав одного из звеньев сферы государственных финансов и является фундаментальной материальной базой пенсионной системы РФ.

Порядок формирования доходов и направление расходования средств пенсионного обеспечения существенно изменился благодаря реформе, проводимой в России.

1995 г. послужил началом реформирования пенсионной системы в Российской Федерации. Это был первый этап. В то время была создана и утверждена Концепция системы пенсионного обеспечения в РФ. Данная Концепция предусматривала формирование двухуровневой системы государственных пенсионных выплат в виде:

• Базовая пенсия (предоставлялась в фиксированном размере, независимо от наличия или отсутствия трудового стажа; вычислялась в зависимости от степени утраты трудоспособности и с учетом прожиточного минимума пенсионера);

• Трудовая (страховая) пенсия (предоставлялась в зависимости от учета трудового или страхового стажа, связанного с продолжительностью уплаты страховых взносов и заработка).