Файл: Самовоспитание личности младшего школьника в современном учебно-воспитательном процессе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 359

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В этом возрасте у детей наблюдается механическая память. Необходимо развивать смысловую, иначе механическое заучивание в дальнейшем приведет к проблемам в учебе, да и осмысленный материал намного легче запоминается. Развитие речи в младшем школьном возрасте -сложный и многоаспектный процесс. Это прежде всего совершенствование устной речи: улучшение чистоты звукопроизношения, избавление от диалектизмов, овладение сложными грамматическими структурами, употребление деепричастных оборотов, страдательного залога и т. д. Расширяются круг общения и сфера применения устной речи. Образцом служит грамотная и богатая речь учителя.

Появляются новые, письменные, сложные виды речи: чтение и письмо. Это наиболее важные достижения школьника, основанные на механизмах кодирования звуков и декодирования графем. Это формы символической коммуникации. Они предполагают новый уровень восприятия, внимания, памяти, ассоциаций с имеющимися знаниями. Только при этих условиях чтение будет восприятием смысла текста, а письмо - передачей смысла.

В учебном процессе младшеклассников мы наблюдаем развитие процесса сравнения. Учащиеся легко выделяют различия и намного труднее сходства предметов или действий. Постепенно они учатся выделять яркие, броские признаки, все это происходит в процессе общения. У детей постепенно развивается способность к анализу, разложение целого на части, сравнение общего и частного, различие существенного и второстепенного. Школьник выделяет в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Но все это еще очень трудно ему дается, на первых порах выделяются всего два-три признака, более явные. По мере расширения кругозора и развития интеллекта все познания совершенствуются. Дети учатся отходить от несущественных деталей для более глубокого анализа существенного. Приемы логического анализа необходимы уже в первом классе, с его помощью в дальнейшем обучении происходит полноценное усвоение материала[19].

Развитие мышления происходит в нескольких стадиях. В самом начале наблюдается наглядно – действенная, в это время дети любят экспериментировать, ко всему относятся с интересом, очень любознательны. Речь у них достаточно развита, но больше на интуитивном уровне. Воображение тоже на достаточно развитом уровне, ребенок хорошо сочиняет, создает воображаемые ситуации. воображение имеет большое значение для развития творческой личности, педагог должен продолжать развитие этой функции определенными методами[20].


Одним из важнейших новообразований этого периода развития считают интеллектуальную рефлексию. Ребенок может не только запоминать данную ему информацию, но и размышлять о том, как и что ему правильно сделать. Интеллектуальная рефлексия – осмысление ребенком своих действий, при осознании схем и правил его деятельности. Рефлексия, как разновидность познавательной деятельности, уточняет свои знания, выявляет их основания, раскрывает смысл через анализ и обобщение. Ее основой являются мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, выводы и другое. Рефлексия неразрывно связана с самооценкой, воображением и развитием речи. Именно учебная деятельность развивает этот вид познавательности.

В современности выделяется три основных сферы, в которых проявляется рефлексия: деятельность и мышление; коммуникации; самосознание. Механизм заключается в осознании оснований собственных действий и способности различать знания и незнания. Так же рефлексия связана с сферой общения. Мы знаем, что учебная деятельность в начальной школе основывается на игре и игровых действиях, где большое значение играет воображение. Именно в игре ребенок учится общаться и приобретает рефлексивную позицию в общении. Неполноценное развитие общения, бедное содержание игровых процессов и взаимодействий детей, недостаток развития воображения, все это приводит к недостаточному развитию рефлексии[21].

Способность к рефлексии создается и закрепляется при выполнении действий контроля и оценки. Если ребенок может самостоятельно рассказать о своих совершенных действиях, объяснить, как, зачем он это сделал, то тогда приходит осознание смысла и содержания собственных действий. Поэтому необходимо требовать от ребенка не только правильное выполнение

Умения выполнять действия в уме является одной из универсальных характеристик человеческого сознания. Именно это свойство создает основу для развития интеллекта, это такой союз внимания, мышления, воображения и памяти. Но эта способность в учебном процессе формируется в основном на уроках математики и русского языка при устных заданиях.

Внутренний план действий тесно связан с воображением, для его развития необходимо общение с людьми, в ходе которого возникает усвоение полученного опыта, его осмысление. Это свойство состоит из нескольких этапов: вначале это внешнее воздействие, затем рисуется схема, изображение, далее возникает умственное действие.

Развитие умений выполнять действия в уме обеспечивают способность ориентироваться в данных задачи, находить наиболее существенные признаки, планировать ход решения, просчитывать все возможные варианты. Чем более тщательнее будет спланировано решение в уме, тем более успешно будет контролироваться выполнение задания. Необходимость контроля и самоконтроля благоприятно сказываются на формирование способностей к планированию и выполнению действий.


В начальной школе происходит развитие всех познавательных процессов, в это время умственные способности ребенка имеют очень большие резервы, и задача учителя - правильно использовать и направлять их. Все дети разные в классе и по степени подготовленности к школе, и по характеру и темпераменту. Каждый из них обладает индивидуальными особенностями. Важно помнить, что степень достижения заданных целей для каждого ребенка зависит от того, как процесс усвоения информации строится с учетом всех особенностей этого ученика[22].

2.2. Основные причины и факторы, оказывающие влияние на личностное развитие младшего школьника

Остановимся подробнее на основных причинах и факторах, которые влияют на личностное развитие младшего школьника.

Одно из решающих развитий личности ребенка является вступление его в школьный коллектив. Здесь наблюдается сложная и многообразная жизнь, общая и учебная деятельности сплачивают такой коллектив, воспитывая у детей целеустремленность. Именно в коллективе возникает целая система взаимоотношений, у каждого ребенка появляются свои обязанности. Общественная жизнь школы приводит к формированию общественного мнения, возникновения традиций, обычаев и правил, закрепляемых в коллективе. Под влиянием коллектива у ребенка формируется социальная направленность личности, необходимая для жизни в обществе. В младшем школьном возрасте ученик стремится к общению, проявляет интерес к общественным делам и обязанностям, определяет свое место в коллективе среди сверстников. Если проводится хорошая воспитательная работа, то наблюдаются хорошие взаимоотношения между учениками, по собственной инициативе проводится взаимопомощь, хорошая дисциплина, в классе складывается определенное общественное мнение. Характер взаимоотношений меняется на протяжении всего учебного процесса. Оценка личностных качеств детей вначале строится только на основе оценки учителя, но в дальнейшем учитывается отношение к другим, многие моральные качества, и к концу окончания младшего звена возникает подлинная дружба детей. Возникающая новая направленность выражается в активном стремлении занять свое место в коллективе, завоевать уважение и авторитет товарищей[23].


Второй немаловажный фактор, влияющий на личность ребенка, - это семья. Именно в семье происходит первый опыт социального взаимодействия. На протяжении некоторого времени семья является единственным местом для такого воздействия. Только потом ребенок включается в социальные институты: детский сад, школа, улица. Но и тогда семья остается важнейшим фактором. Семья – это модель и форма базового жизненного тренинга личности. В семье наблюдается два направления: целенаправленный процесс воспитания и механизм социального наущения. В то же время, механизм наущения тоже имеет два направления: приобретение социального опыта происходит при взаимодействии ребенка с родителями, родственниками и за счет наблюдения особенностей взаимодействия других членов семьи между собой[24].

Было проведено множество исследований по изучению влияние родительского стиля поведения на ребенка. В ходе этого было выявлено несколько основных групп:

• В одну входили дети с высоким уровнем независимости. Зрелости, уверенности в себе, активности, любознательности, умении разбираться в окружающей обстановке;

• Во второй группе были дети, недостаточно уверенные в себе, замкнутые и недоверчивые;

• В составе третьей группы дети, менее всего уверенные в себе, не проявлявшие любознательности, не умевшие сдерживать себя[25].

При исследовании рассматривались четыре основных параметра поведения родителей: контроль (попытка влиять на действия ребенка), требования зрелости (давление, оказывающееся на ребенка, с целью заставить его действовать на пределе умственных возможностей), общение (использование убеждения, чтобы добиться уступки от ребенка, узнать его мнение или отношение к чему-либо), доброжелательность (степень заинтересованности ребенком, теплота, любовь, забота, сострадание по отношению к нему). При этом выявилось несколько моделей поведения:

• Модель первая. Авторитетный родительский контроль. В таких отношениях наблюдается нежность, теплота, понимание, доброжелательность, постоянный контроль, требования осознанного поведения от ребенка. Родители прислушиваются к ребенку, учитывают его мнение, но не идут на поводу его желаний. В этом случае контроль родителей сочетается с желанием ребенка быть самостоятельным и независимым. Такая модель называется моделью авторитетного родительского контроля.

• Модель вторая. Родители полагаются на строгость и наказания, меньше тепла, сочувствия и понимания по отношению к ребенку, редкое общение с ним. Присутствует жестокий контроль, применение власти, не берется во внимание мнение ребенка. Модель власти.


• Модель третья. Родители снисходительны, нетребовательны, не организованы, плохо налаженный семейный быт, отсутствует поощрение ребенка, не воспитывается независимость, уверенность в себе. Эта модель признана снисходительной[26].

Любые отклонения в семье напрямую влияют на личность ребенка, можно отметить и неполные семьи, отсутствие одного из родителей, и нарушенные межличностные отношения в семье, в частности пьянство, жадность и другие.

На основе многочисленных исследований выявлено, что мальчики гораздо острее воспринимают отсутствие в семье отца, при этом наблюдается беспокойство, агрессия. В течении долгого времени считалось, что наиболее травматичным для ребенка является именно отсутствие одного родителя в семье, но в настоящее время все больше уделяется внимание психологической деформации семьи. Нарушение межличностных отношений и ценностей оказывает очень сильное воздействие на негативное развитие личности ребенка. Некоторые психологи выделяют типы неправильного воспитания в таких семьях:

• Гипопротекция – недостаток опеки и контроля, отсутствие интереса к делам, увлечениям, волнениям ребенка.

• Доминирующая гипопротекция – чрезмерная опека и мелочный контроль, подавляется в ребенке чувство ответственности и долга, не прививается самостоятельность.

• Потворствующая гипопротекция – безнадзорное и некритическое отношение к нарушениям поведения у подростка приводит к развитию неустойчивых и истероидных черт.

• Воспитание в культе болезни – упор ставится на любое недомогание ребенка, предоставляются поблажки, особые права[27].

При эмоциональном отвержении ребенок чувствует свою ненужность, при жестоком отношении развивается агрессия, жестокость, при повышенной ответственности у ребенка появляются страхи, нервозы.

На основе всего вышеизложенного мы видим, что ребенок в младшем школьном возрасте уже начинает осознавать свою индивидуальность. Для детей в этом возрасте характерна быстрая утомляемость. Но в целом, это очень благоприятный возраст для усвоения многих моральных норм и правил, воспитания положительных нравственных качеств[28].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Младшие школьники постепенно включаются в систему реальных общественных отношений, постепенно накапливают полученный опыт, проявляют стремление найти свое место в жизни и самоутвердиться. Внимание ребенка в этом возрасте направлено на познание окружающего его мира, на этику и эстетику. Дети оценивают нравственные качества в своих друзьях и одноклассниках, но человеческую красоту пока еще воспринимают в виде внешних формах, одежде, в поведении, поступках. Именно сейчас наблюдается формирование всех отношений к реальности, становление личности.