Файл: Самовоспитание личности младшего школьника в современном учебно-воспитательном процессе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 360

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Роль интересов в нашей жизнедеятельности очень существенна. Именно интересы заставляют человека искать пути и способы удовлетворить возникшую жажду познания. После получения желаемого, личность внутренне перестраивается в соответствии с новыми знаниями и умениями, попутно получая все новую информацию и постоянно совершенствуясь. Можно сказать, что интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. 

Учение для него - значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. 

Мы получаем знания на протяжении всей своей жизни с самого рождения. Учебная деятельность приходится на самые основные годы формирования личности ребенка, с детского сада и до учебы в профессиональных заведениях. Получение образование в наш век технологий просто необходимо для дальнейшей жизни и является основным требованием к любому человеку, поэтому проблемы обучения и мотивации – это самые основные в педагогике и психологии.

У ребенка возникает интерес к обучению в самом начале школьного процесса, далее наблюдаем постепенное развитие уже профессионального интереса, так происходит формирование интересов у школьника. Исходя из вышесказанного, мы понимаем, что тема развития интересов актуальна в наше время и, поэтому, рассмотрим в нашей работе личностное развитие на примере младшего школьного возраста.

Именно на этом этапе происходит смена социального статуса, меняется его психологический облик, поведение, действия и поступки. Под воздействием учебной деятельности меняется у ребенка память, внимание, характер мышления. В поведении наблюдается осмысленность, способность следовать определенным номам и правилам. Ребенок понимает, что он становится занятый общественной деятельн6остью, которую оценят окружающие. Так же происходит формирование мировоззрения ребенка, обогащение его чувств, переживаний, расширение интересов и увлечений. То есть вся общественная жизнь накладывает отпечаток на становление личности маленького человечка. И конечно нужно учитывать при этом важность отношений с семьей, школой, коллективом.


Со стороны педагогов важно в этот период создать для ребенка благоприятную атмосферу психологического климата, спокойные межличностные отношения в коллективе должны появляться целенаправленно. Здесь наблюдается становление и саморазвитие коллектива. С самых первых дней обучения ребенка в школе возникают противоречия между требованиями, которые всегда растут и предъявляются к личности, и недостаточной разработкой проблем в деятельности всего школьного коллектива.

Цель нашей работы – изучить особенности личностного развития младших школьников.

И мы ставим такие задачи по этой теме:

1. Рассматриваем основные теоретические подходы к изучению особенностей младших школьников;

2. Представляем возрастную характеристику детей и определяем причины и факторы, влияющие на личностное развитие;

3. Проводим анализ особенностей развития.

Объект исследования – младшие школьники.

Предмет исследования – личностные особенности младших школьников.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ

1.1. Особенности личности младших школьников

Чаще всего под термином “личность“- подразумевают самого человека с определенным набором социальных качеств, приобретенных в ходе развития. Можно сказать, личность – это конкретный человек с его системой характеристик, проявляющиеся в обществе и определяющие нравственные поступки[1]. Рождаясь, индивид практически сразу включается в общую систему общественных взаимоотношений и процессов, в итоге которых он постепенно становится личностью. Человек является обладателем сознания, которое строится и формируется в ходе жизнедеятельности. Личность можно считать продуктом развития психики в социуме, ведь, именно, на определенном уровне социального и психического развития происходит становление личности. Она характеризует человека в целом, проявляется во всех видах его деятельности[2].


А.Н.Леонтьев отмечал, что анализируя человеческую психику, мы непосредственно касаемся и личности. Но личность определяет человека только с одной стороны: его внедрение в общественные отношения, его направленность, определяющая основными мотивами деятельности и поведения. Направленность бывает общественная и эгоистичная. В некоторых случаях интересы общества и личности могут совпадать, в других – эгоизм может приносить вред. То есть мы видим отрицательное и положительное развитие личности. К положительному можно отнести ответственность перед другими людьми, перед собой, перед окружающей средой[3].

Нравственность человека находится под контролем чувства долга, стыда, совести. В этом случае вполне уместны такие качества, как слово чести, кодекс чести, достоинство личности. При отрицательном развитие происходит упор на нормы, которые не принимаются в обществе. Аморальное поведение приносит только вред окружающим, наблюдается безответственное отношение человека. Но отступление от общепринятых норм не всегда должно рассматриваться как отрицательное развитие личности, в некоторых случаях это показывает большую степень ответственности человека перед окружающими. Стремясь быть личностью, человек стремится быть социально значимым. Личность определяется устойчивостью, постоянством моральной основы.

На основе всего сказанного можно сделать вывод: способности и качества личности развиваются в течении всей жизни, бывает положительной и отрицательной, сильной, устойчивой и слабой, неустойчивой, чтобы принять правильное мнение о человеке, нужно смотреть не только на то, что он делает, но и на то, какой смысл это для него имеет, какие мотивы и цели им движут.

В школьном процессе ребенок впервые сталкивается с требованиями, выполнение которых контролируется. Младшие школьники морально уже готовы к этому подчинению. Педагог в этом случае является носителем общественных требований, основной ценитель их поведения[4].

Рассмотрим основные особенности личности младших школьников:

• Доверчивость, исполнительность. Все требования выполняются беспрекословно, отношения строятся на полном доверии ко взрослому, он является авторитетом для малышей. Дети не претендуют на самостоятельность и независимость;

• Повышенная восприимчивость, реактивность. Пока ребенок воспринимает все с готовностью и интересом, ему побыстрее хочется всему научиться, он старается быстрее всех поднять руку, ответить;


• Направленность на внешний мир. Дети стараются все потрогать, их интересует все новое, ранее неизведанное. Направленность выражается в потребностях и мотивах:

- с дошкольного возраста сохраняются потребности в играх (но уже другой направленности), в движениях, впечатлениях;

- и появляются новые потребности выполнять требования взрослых, овладевать новыми знаниями, умениями, навыками, получать одобрения педагогов, выполнять общественную работу, быть во всем лучшим;

• Подражательность. Ребенку внешнее подражание помогает лучше усвоить материал, но в некоторых случаях наблюдается только его поверхностное восприятие.

По степени сформированности представления о самом себе можно условно разделить на три группы:

• Представления адекватны и четки, дети подвергают свое поведение анализу, выделяют мотивы и причины, в первую очередь ориентируются на знание о себе, чем на оценку взрослого;

• Наблюдается неустойчивость и неадекватность в оценках самих себя, не умение выделять основное в своем поведении, анализировать поступки, хотя отмечается оценка себя, не опираясь на других. Здесь необходимо руководство по формированию навыков самоконтроля;

• Представления о себе только со слов других детей, крайне неустойчивы, не могут ориентироваться в жизнедеятельности самостоятельно, не определяют свои силы и возможности[5].

Ученик как личность формируется на протяжении всего школьного процесса. Его эффективность зависит от характера этого процесса, от того, как он усваивается.

С дошкольного возраста начинается воспитание нравственности, но, обучаясь в школе, ребенок сталкивается с системой моральных требований, выполнение которых контролируется. Именно в этом возрасте дети уже готовы к их выполнению, они пытаются занять новую социальную позицию, с которой связывают эти требования к ним. Педагог – основной источник требований и контроля поведения детей, развитие моральных качеств в этом случае идет через обучение. Очень важно на этом возрастном этапе влияние семьи. Устойчивая, привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ребенка. Мы знаем, что личность формируется на всех этапах школьного обучения, его успешность зависит от характера учебного процесса, от того, как он усваивается ребенком[6].

Л.И. Божович провела эксперимент, который показывал готовность детей выполнять требования педагога. Детям разных возрастов начальной школы было предложено остаться после уроков учиться писать латинские буквы, но при этом было сказано, что в дальнейшем это не понадобиться. Однако все дети остались на дополнительное занятие и старательно выводили буквы, многие изъявили желание продолжить обучение и завести отдельную тетрадь для этого[7].


Исследования психологов показывают, что направленность личности может быть социальной и эгоистичной. Дети умеют различать эту направленность у своих одноклассников и соответственно к этому относиться. Так, например, те ученики, преобладающие коллективистской мотивацией, пользуются большим вниманием и симпатией со стороны остальных детей. На детей с эгоистической мотивацией меньше обращают внимания, стараются с ними не общаться, не вовлекать в свои интересы. Изо всего этого можно сказать, что положение ребенка в коллективе напрямую зависит от мотивации его поведения, от направленности личности.

Одна из задач педагога при организации учебной деятельности – заботиться не только об усвоении знаний и умений, но и о становлении и развитии мотиваций, формировании ответственности за выполняемые задания, об умении думать и заботиться о других[8]. Для младшего школьника класс теперь – это его коллектив со справедливостью, доброжелательностью, требовательностью. Именно здесь ребенок должен принимать требования взрослого как необходимые для нормальной жизнедеятельности коллектива и его самого. В этом возрасте он еще воспринимает все требования по аналогии с игрой и ее правилами. Если все выполняется, значит он хороший ученик, получает одобрение учителя и других детей, которые берут с него пример.

В школьном процессе воспитание неразрывно связано с обучением. Оно присутствует постоянно в деятельности учеников. Ребенок начинает заниматься общественной деятельностью, определяющей воспитательный эффект, от оценки его действий зависит формирование характера, поведения, мотивов. Недостаток учебного процесса состоит в том, что он оценивается только по образовательному эффекту, по полученным знаниям и умениям, не учитывая воспитательный процесс. Поэтому же принципу педагог ставит в пример отличников, хотя у некоторых из них может быть ярко выражена эгоистическая направленность. А другие же ученики, с социальной направленностью, но со слабыми знаниями остаются в стороне, их как бы не замечают. В этом случае наблюдается отрицательный эффект воспитания, то есть у детей - эгоистов своим отношением учитель закрепляет эту направленность и дает остальным детям неверный образец для подражания. В следствии этого нередки конфликты выделяемого ученика со всем классом. При организации любой деятельности педагог должен предусмотреть ее мотивацию, влияние деятельности на направленность личности ученика[9]. Одной из характеристик личности является мера ответственности перед другими людьми, за выполняемую работу. Задача учителя – воспитывать в своих учениках ответственное отношения к совершаемой ими деятельности.