Файл: Самовоспитание личности младшего школьника в современном учебно-воспитательном процессе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 355

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но выполнение заключается не только в аккуратности, прилежании и ответственности, но и в желании ребенка реализовать свои интересы и намерения. Нужно учитывать способности ученика, его уровень развития, готовность выполнять данное поручение. Существует некий алгоритм в выполнении задания:

• Сначала проверяется, как ребенок понял поставленную задачу;

• Далее определяется трудоемкость, то есть сколько времени потребуется, окончание работы;

• Потом составляется план выполнения;

• Теперь непосредственное выполнение работы[10].

Обязателен в этом случае способ реализации ответственного поведения, иначе мы получим противоположный результат. Ребенок поздно начнет выполнять задание, не уложится в сроки, разочаруется в своих способностях, в дальнейшем будет отказываться от выполнения заданий. Бывает, что и родители, желая помочь, делают всю работу за ребенка. Все эти действия приводят к безответственности школьника и обману. В процессе обучения детей способам ответственности происходит повышение уровня реализации мотивов и мотиваций. Если ребенок не справляется с заданием, ему на помощь приходят одноклассники.

1.2 Воспитательные аспекты учебной деятельности младших школьников

Немного остановимся на воспитательных аспектах учебной деятельности младших школьников. Именно на этом периоде учебная деятельность является ведущей. Она направлена на школьника как на субъекта, совершенствуя, развивая и формируя его, как личность. Деятельность обучаемого направлена на освоение знаний, отработку полученных действий, на творческое и адекватное применение их в жизнедеятельности. Учебная деятельность характеризуется:

• Направленностью на овладение учебным материалом и решением задач;

• Освоением способов действий и понятий;

• Изменением психических свойств и поведения школьника[11].

В течении обучения усваиваются богатства культуры и науки, которые копились веками, отрабатываются приемы и способы действия, программы и алгоритмы, в процессе всего этого обучения развивается и сам ученик.

Ребенок тогда становится учеником, когда включается в учебную деятельность, у него изменяется социальная ситуация, сказываемая на всем его развитии. Мы помним, что у ребенка на этапе подготовки к школе присутствует игровая деятельность, в дальнейшем постепенно она уступает место учебной, где действия выполняются для конкретных знаний и умений.


В процессе усвоения материала у детей развивается теоретическое сознание и мышление, проявляются новые способности. Учеба в сознании детей не должна восприниматься не только как интеллектуально –познавательная активность, а как полноценная жизнь в школьные годы. В этом случае очень важна ее связь с другими видами деятельности. На основе познавательных интересов и воображении, в условиях усвоения теоретических знаний и при выполнении простейших учебных действий, возникает потребность выйти за пределы своего еще детского мышления, узнать больше интересного и нового, занять новую жизненную позицию.

Учебные задачи очень отличаются от частных задач. При решении частных школьники овладевают частными способами, то есть при длительных тренировках приходят к общему способу. Усвоение происходит от частного к общему. При решении учебных задач дети изучают содержание общим способом, а затем используют его для частных случаев, то есть от общего к частному. В самом начале обучения школьники еще не умеют самостоятельно ставить задачи и выполнять действия по их решению, но со временем, с помощью педагога, приходит умение справляться самостоятельно[12].

В младшем школьном возрасте мотивация является главным компонентом учебной деятельности и основной характеристикой самого ребенка. Учеба побуждается и направляется разными мотивами, некоторые из них формируются у ребенка, в таком случае учебная задача становится эффективной и осмысленной. Такие мотивы называют учебно-познавательными. Их основой можно считать потребности, познавательную и саморазвитие. Иначе, это интерес к содержательной сторона учебной деятельности, к тому, что изучается, как, какими путями достигаются результаты, как происходит решение учебных задач. Ученик должен быть мотивирован и результатом, и учебным процессом. Так же это мотив своего роста, самосовершенствования, развития способностей.

Учебная деятельность состоит из нескольких компонентов:

• Учебная задача, то, что ученик должен усвоить. Задача предлагается, как определенное учебное задание;

• Учебные действия, то, что ученик должен сделать. Действие нужно для усвоения и воспроизведения определенного образца;

• Действия контроля, сравнение сделанного действия с образцом;

• Действие оценки, идет определение достигнутых результатов, того, как изменился сам ребенок в ходе деятельности[13].

Кроме действий, в обучающем процессе есть операции –это способы действия, которые отвечают определенным условиям, с заданной целью. Целенаправленное действие в обучении, повторяясь много раз и входя в более сложные действия, постепенно уходит из –под контроля и становится способом выполнения этого же действия. Это сознательная операция. Существуют так же операции, которые не были целенаправленными действиями. К ним можно отнести анализ сравнение, синтез, абстракцию, обобщение. Внутренние умственные операции определяют строение восприятия, памяти.


Значительное место в школьном процессе отводится контролю, самоконтролю, оценке и самооценке. Контроль за выполнением всех действий является механизмом обратной связи в общей схеме.

Как только ребенок начинает учиться, его жизнь кардинально меняется, появляются новые обязанности, игровая деятельность меняется на учебную, круг общения расширяется, появляются друзья и конкуренты. Необходимо педагогу помнить, что ребенок в этот период переживает перемены в своей жизни, приспосабливается ко всему новому. С середины первого полугодия необходимо проверить, как дети освоили основные школьные умения, каким стало их внимание, память, мышление, а также сделать анализ характеристик личности каждого ребенка. На основе всего этого и делать дальнейшие выводы для работы с детьми[14].

ГЛАВА 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников

Мы уже отмечали, что переход от детства к школьному возрасту – это переломный момент в жизни ребенка, в его психическом развитии. Существует переход от игры к учебе. Именно учебная деятельность становится ведущей, предъявляет новые требования к ученику. Включение в эту деятельность меняет и отношение к самому ребенку со стороны и школы, и семьи. К нему начинают относиться как ко взрослому человеку, проявлять уважение, интересоваться его мнением, но и требования к нему возрастают, как и ко взрослому. Главное лицо для ученика в школе – учитель. Именно он предъявляет основные требования, отношения с ним совсем не похожи на отношения с родителями или воспитателями. В самом начале ребенок испытывает страх, неуверенность из-за того, что учитель является абсолютно чужим человеком. Отношения с другими учениками тоже по –началу напряженные, все друзья и знакомые остались за дверями школы. Адаптация проходит не у всех детей одинаково[15].

Главная задача педагога на этом этапе – завоевать доверие ребенка, создать доброжелательную среду, быть справедливым. Только при правильном поведении и отношении учителя адаптация детей происходит намного быстрее и безболезненно.


Готовность к школе у каждого ребенка проходит по-разному. Есть некоторые общие аспекты – показатели готовности: физические и психические[16].

Организм шестилетнего ребенка интенсивно развивается, поэтому нужно создать ему соответствующие развитию условия. Незаконченность окостенения скелета дает возможности для правильного физического воспитания, привлечения ребенка заниматься различными видами спорта. Нужно постоянно контролировать, следить за осанкой, делать разминки –пятиминутки, не нагружать письменной работой. Так же обязательно систематическое наблюдение у врача. У младшего школьника возникает целый ряд трудностей, появляется новый режим дня, больше времени он проводит за партой, нужно делать уроки. В это время учитель должен не только требовать, но и хвалить, поощрять, помогать и поддерживать.

Психическая готовность проявляется в желании ребенка идти на занятия, выполнять их, подчиняться требованиям. Он не всегда понимает мотивы, из-за которых проявляется стремление к школьной жизни. Прежде всего, это – желание занять новую позицию. В учебе ребенок видит деятельность, делающую его взрослым, оценивающую его, становящуюся общественно значимой. В играх он подражает взрослым, их профессиям. В школу ребенок идет любознательным, стремящимся получить новые познания[17].

Еще один немаловажный мотив, побуждающий к учебе – это школьная атрибутика: форма, ранец, тетради и другое. Обычно, в сборе ребенка в школу участвует вся семья, и малыш с нетерпением ждет первого сентября. Дети приходят в школу, как в новый мир, им открывается много неизвестного и интересного. К третьему классу любознательность и интерес к учебе у многих детей угасает. Одна из задач педагога – не дать остыть интересу к учебе и всячески поддерживать его. Для этого нужно вовлекать учеников в решение познавательных задач, где, выполняя их, они будут узнавать новое. Чаще это происходит в игровой форме, так ребенок лучше понимает материал и усваивает его. Нельзя не отметить и стиль поведения учителя с учениками. Многие с самого начала акцентируют внимание на том, что делать нельзя. Педагог должен вместе с детьми обсуждать что и как лучше делать или не делать совсем. В этом случае ребенок сам формирует правила поведения, сам делает выводы.

Если учитель придерживается этих основных правил, то у детей сохраняется и развиваются познавательные способности, без которых учебная деятельность просто невозможна.


Для своего возраста, маленький школьник должен уметь устанавливать идентичность предметов их свойствам, дифференцировать цвета, далее, в процессе учебы эти действия формируются и совершенствуются, у детей развивается наблюдательность. Внимание у детей бывает произвольное, сосредоточение на том, что не очень интересно, и непроизвольное. Большие требования в учении предъявляются к распределению внимания. Особенно сложно в этом плане письмо. Выполняя письменные упражнения, ребенок должен следить и за строчкой, и за наклоном, и за буквами, и за грамотностью, и за положением ручки. Эти действия контроля отрабатываются поэлементно, пока пишут одинаковые палочки и крючочки. Но при переходе к письму требуется сразу распределенный контроль. Особенно трудно он дается детям-флегматикам. Начав писать, они уже не слышат замечаний и поправок вследствие высокой сосредоточенности[18].

Память подвергается таким же характеристикам, как и внимание, то есть непроизвольная, ребенок быстро запоминает яркие события, и произвольная, где нужно запомнить правила поведения, свои обязанности. В ходе учебной деятельности постепенно вырабатывается произвольная память, внимание. У детей-дошкольников цепкая образная память, но им легче пересказать события не по порядку, а по ярким моментам, включая обстоятельства, при которых происходило запоминание. Школа требует точного воспроизведения, произвольного припоминания. К тому же мнемические задачи бывают разные: то дословно запомнить и рассказать, то по смыслу, то на короткое время (цифровые данные задачи). В соответствии с этими требованиями развиваются мнемические способности школьника. Однако до 3-4-го класса у многих детей преобладает дословное запоминание текстов. Забавно звучат ответы детей на уроках природоведения: «Разве горы могут разрушаться, спросите вы. Да, горы могут разрушаться». И затем следует рассказ о выветривании горных пород. Такая память не обеспечит успешной успеваемости в средней школе.

Продуктивность памяти младших школьников повышается не только от постоянной тренировки, но и от усвоения соответствующих приемов и способов запоминания и воспроизведения, которые сами они изобрести не могут. Сюда относятся прежде всего приемы осмысленного запоминания: выделение опорных слов, расчленение текста на смысловые единицы, смысловая группировка, сопоставление крупного и детального планов текста и т. д. Важно, чтобы эти приемы отрабатывались на разном материале и постоянно. План сюжетного рассказа отличается от развернутого плана решения арифметической задачи и от плана работы над грамматическим текстом. Требуется не только выделение смысловых единиц, но и их группировка, соподчинение. Со 2-го класса дети уже составляют письменный план.