Файл: Исследование готовности детей к школьному обучению (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
Описанный механизм появления мотивирующей силы выигрыша и пробуждения потребности в произвольном поведении усиливается во много раз, когда командное первенство заменяется личным, а именно турниром по выявлению самого лучшего игрока. Здесь вся похвала достается одному ребенку-победителю, причем поздравляет его не только взрослый, но и все дети. Делается это следующим образом. Взрослый с радостной улыбкой хвалит ребенка, обнимает его, поздравляет, пожимает ему руку, исполняет для него голосом туш победителя, под который обычно вручают призы. В это время все остальные ребята стоят вокруг и хлопают в ладоши. В играх-соревнованиях не используются никакие материальные призы. Наградой победителю служат только эмоциональная похвала взрослого и одобрение ребят, то есть удовлетворение ненасыщаемых духовных потребностей. Важно указать и то, что специальные приемы организации соревнования (в общей группе, попарно и т. д.) позволяют каждому ребенку стать победителем и испытать радость победы.
Если с игрой "Пожалуйста", применяемой для включения участников группы в ситуацию, дети справлялись довольно быстро, то с последующими играми дело обстояло не так просто. Поэтому, когда ребята осваивали очередную игру, они хотели без конца играть в нее, испытывая явное удовольствие от ощущения собственных возможностей.
Выиграть в игре — значит качественно выполнить задание, а для этого необходимы развитые произвольные психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление и др. Но как раз с этим у детей большие проблемы. И здесь на помощь приходил взрослый, обучая их произвольному овладению психическими процессами через опосредствование с помощью специальных техник (широко применялся метод поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина). Ребята охотно обучались приемам овладения собственными психическими процессами, поскольку это помогает им выиграть в соревновании. Надо отметить, что в качестве игр в основном использовались дидактические, среди которых много познавательных и развивающих различные психические функции (см. Приложение).
Победителем становился тот игрок, который не ленится учиться наблюдать, запоминать, быстро реагировать, логически мыслить и т. д. По мере развития высших психических процессов у ребенка хорошо получаются все новые и новые задания, в результате чего он выигрывает, то есть удовлетворяет свою потребность в выигрыше и похвале. Для некоторых детей момент выигрыша так и оставался самым главным в игре, то есть в не ситуации соревнования им уже неинтересно выполнять данное задание. Но для большинства ребят вместе с приходящими к ним умениями появлялся интерес и к самой деятельности, являющейся содержанием игры-соревнования. Постепенно выигрыш становился для них знаком не только переживания удачи и похвалы, но и положительного отношения к себе, повышения своей самооценки, принятия себя, уважения к себе, чувства собственного достоинства и других важных составляющих "Я" человека. Фактически, происходит развитие самосознания и мотивационной сферы. И вот наступал момент, когда ребенок, выполнив задание, интересуется не выигрышем, а радуется самому факту выполнения задания. Теперь для него важно, что он смог достичь результата, и это возвышает его в собственных глазах.
Первоначальным мотивом, побуждавшим деятельность ребенка, было удовлетворение потребности в похвале, переживавшейся им как очень приятное новое впечатление. Потребность в новых впечатлениях как движущая сила психического развития играет существенную роль в образовании новых мотивов[32].
Итак, первоначально ребенок хорошо выполняет задание ради победы в соревновании, затем ситуация соревнования перестает быть определяющей, и он получает удовольствие от качественного выполнения самого задания. Теперь уже само задание стимулирует его деятельность. Оно становится для него интересным. Постепенно у ребенка изменялась самооценка, он переставал считать себя ни на что не способным. Появлялся интерес попробовать свои возможности в новых видах деятельности и освоить их. Так развивается познавательная потребность, а ребенок становится субъектом учения, сознательно выполняющим предложенные ему задания. Но все это время взрослый должен быть начеку, рядом и внимательно следить за развитием своего подопечного, при необходимости помогая ему и поддерживая его веру в себя, так как серьезные неудачи могут свести на нет уже достигнутые успехи[33].
Таким образом, описанная методика позволяет развить (сформировать) у детей старшего дошкольного познавательные мотивы, мотивы достижения, широкие социальные мотивы учения, что все вместе составляет учебную мотивацию. Добиваясь результативности в предложенных заданиях, дети развивают произвольность психических процессов, преодолевают ситуативность поведения и начинают проявлять произвольность в учении. Здесь может возникнуть вопрос: при чем тут учение, когда речь все время шла о дидактических играх, то есть об игре? Но при внимательном рассмотрении дидактических игр, среди которых много познавательных, а также способствующих выработке различных умений и навыков, оказывается, что эти игры аналогичны учебным заданиям. В обоих случаях требуется произвольно ставить или принимать цель, важен постоянный контроль за своими действиями на всех этапах выполнения задания и контроль за окончательным результатом деятельности, для которого необходимо сличение реального результата с его предварительно имевшимся образом.
В том случае, когда у ребенка появляется познавательная и учебная мотивация, можно надеяться, что он и в дальнейшем в школе будет учиться (при условии, что у него сложатся нормальные отношения с учителем).
Основной содержательный материал, используемый в нашей работе, — развивающие игры, среди которых были следующие:
— игры, расширяющие кругозор и словарный запас ребенка;
— логические игры;
— игры с правилами;
— игры, развивающие фонематический слух;
— игры, развивающие внимание и память;
— игры, развивающие мелкую и крупную историку ребенка (см. Приложение)[34].
После проведения занятий направленные на появление психологической готовности у детей подготовительной группы, нами были даны аналогичные тесты тем, которые были даны детям на первоначальном этапе исследования.
Задания были проведены отдельно для контрольной и экспериментальной групп результаты можно видеть в таблице приведенной ниже.
Таблица 6.Приложение 1
Таблица 7. Результаты выполнения теста «Домик», после проведенного эксперимента
Контрольная группа Экспериментальная группа
0 б. 1 б. 2 б. 3 б. 4 б. 5 б. 0 б. 1 б. 2 б. 3 б. 4 б. 5 б.
8чел.
(50) 4чел.
(25) 2чел.
(13) 1чел.
(6%) 1чел.
(6%) 0чел.
(0%) 12чел.
(75%) 3чел.
(19) 1чел.
(6%) 0чел.
(0%) 0чел.
(0%) 0чел.
(0%)
Таблица 8. Результаты выполнения задания «Да и нет», после проведения экспериментальной работы
Контрольная группа Экспериментальная группа
0 ош. 1-2ош. 3-4ош. 5-6ош. 7-8ош. 0 ош. 1-2ош. 3-4ош. 5-6 ош. 7-8 ош
7 чел.
44%) 4 чел.
(25%) 3 чел.
(19%) 2 чел.
(13%) 0 чел.
(0%) 11 чел.
(69%) 4 чел.
(25%) 1 чел.
(6%) 0 чел
(о%) 0 чел.
(0%)
Таблица 9. . Результаты выполнения задания «Вежливость», проведенное после экспериментальной работы
Контрольная группа Экспериментальная группа
0 ош. 1-2 ош. 3-4 ош. 5-6 ош. 7-8 ош. 9-10 ош. 0 ош. 1-2 ош. 3-4 ош 5-6 ош 7-8 ош 9-10 ош.
5 чел.
1% 4 чел.
5% 5 чел.
31% 2 чел.
13% 0 чел.
0% 0 чел.
0% 9 чел.
56% 5 чел.
31%
2 чел.
13% 0 чел.
0% 0 чел.
0% 0 чел.
0%
Таблица 10. Результаты теста «Сапожки», после проведенного эксперимента
Контрольная группа Экспериментальная группа
0баллов 1 балл 2 балла 3 балла 0баллов 1 балл 2 балла 3 балла
8 чел.
(50%) 5 чел.
(31%) 2 чел.
(13%) 1 чел.
(6%) 12 чел.
(75%) 4 чел.
(25%) 0 чел.
(0%) 0 чел.
(0%)
В результате видно, что дети экспериментальной группы, занимающиеся по методике, способствующей появлению психологической готовности к школе, проявили большую готовность, чем дети контрольной группы.
Вывод. Необходимо заниматься с детьми не реже трех раз в неделю, а лучше - каждый день, формируя у них психологическую готовность к школе – мотивацию и произвольность, необходимые для успешного обучения в школе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Готовность ребенка к школе - один из сложных вопросов. Известно, как трудно научить ребенка чему-нибудь, если он сам того не хочет. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего, должен стремиться к новой школьной жизни, к «серьезным» занятиям и «ответственным» поручениям. Одним из достижений дошкольного возраста в развитии эмоциональной сферы является возникновение эмоционального предвосхищения (смещение эмоционального образа в структуре поведения ребенка). Взрослые могут помочь ребенку создать привлекательный эмоциональный образ, позитивную установку на школу и обучение. Самым важным личностным механизмом, формирующимся в дошкольном возрасте, является соподчинение мотивов.
Возвращаясь к истокам моей работы необходимо вспомнить, что под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Личностная и социально-психологическая готовность к школе включает и формирование у детей таких качеств, которые помогли бы им общаться с одноклассниками в школе, с учителем.
Каждому ребенку необходимо умение войти в детское общество, действовать совместно с другими, уступать в одних обстоятельствах и не уступать в других. Эти качества обеспечивают адаптацию к новым социальным условиям.
Психологическая готовность к школьному обучению определяется, прежде всего, для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. В результате проведенной диагностики выяснилось, что большинство испытуемых детей готовы к школьному обучению. Но также выявлено, что один ребенок из пяти абсолютно не готов к обучению в школе. А многим детям следует побольше позаниматься перед школой. Это лишний раз подтверждает актуальность выбранной мною темы. Развивающую работу с нуждающимися в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему - то новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций. В заключение еще раз выделю те основные моменты, на которых нам было важно заострить внимание:
1. Психологическая готовность к школе, прежде всего, проявляется в наличии у ребенка учебной мотивации, позволяющей ему эффективно включиться в учебный процесс. Одновременно мотивация учения свидетельствует о необходимом и достаточном для начала обучения в школе развитии интеллектуальной и произвольной сферы будущего ученика.
2. Психологическая готовность к школе появляется как новообразование на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, который согласно отечественным периодизациям психического развития ребенка приходится приблизительно на 7 лет.
3. Психологическая готовность к школе появляется как итог полноценного развития ребенка-дошкольника, подошедшего к вступлению в младший школьный возраст. Важно отметить, что попытки искусственного ускорения наступления школьного возраста приводят к замедлению развития мотивации учения, а следовательно, к более позднему появлению психологической готовности к школе. Последняя вырастает не из целенаправленной подготовки детей к школьному обучению, а из традиционно детских занятий, главное место в которых занимает игра.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 29.06.2015г.) // СПС «Консультант плюс».
- Аверченко, А.Т. Вопросы воспитания / А.Т. Аверченко; Художник А.М. Елисеев. - М.: ЭНАС-КНИГА, 2012. - 64 c.
- Абрамова А. Введение в традицию: Пособие в помощь родителям и педагогам. - М.: Никея, 2014. - 208 c.
- Болдышева Е.Г. Привитие общечеловеческих ценностей детям младшего школьного возраста // Университетские чтения - 2007 / Пятиг. гос. лингвист. ун-т. - Пятигорск : ПГЛУ, 2007. - Ч. 10: Секция 7 симпозиума 2. - С. 41-45.
- Борисова, Н.А. Специальная семейная педагогика. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие / Н.А. Борисова, И.А. Букина, И.А. Бучилова; Под. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 358 c.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Смысл, 2011. – 224 с.
- Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – 3-е изд. – М.: Академический проект, 2010. – 256 с.
- Главатских Р.Р. Теория и практика развития творческого потенциала младших школьников / Р.Р. Главатских ; М-во образования и науки Удмурт. Респ., Ин-т повышения квалификации и переподгот. работников образования Удмурт. Респ. - Ижевск : Изд-во ИПК и ПРО УР, 2007. - 304 с.
- Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – 5-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 208 с.
- Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности : [психология развития ценностн. ориентаций] // Начальная шк. - 2008. - № 7. - C. 13-18.
- Истомина Н.Б. Серия «Готовимся к школе» Ассоциация 21 век, 2013. – 451 с.
- Коротаева Е.В. Социальное развитие детей: аспекты преемственности // Начальная школа плюс до и после : журнал . — 2013 .— №12 .— С. 23-27.
- Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – 3-е изд. – СПб.: Речь, 2010. – 152 с.
- Кривых С.В., Урбанская М.В. Готовность к школе: теоретический анализ понятия // Вестник Тобольской государственной социально-педагогической академии им. Д.И. Менделеева. – 2010. – № 2. – С. 75–86.
- Локалова Н.П., Локалова Д.П. "Готовимся к школе. 60 занятий по психологическому развитию дошкольников. Рабочая тетрадь" и методическое пособие. Издательство: Генезис, 2014. – 312 с.
- Маркушева М.Е. Нравственное развитие детей младшего школьного возраста // Дошкольная педагогика: журнал . — 2014 .— №3 .— С. 20-23.
- Неясова И.А. Психолого-педагогические аспекты освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2014. - №3. - С. 158-160.
- Сергеева, В.П. Основы семейного воспитания: учебник для студ. среднего профессионального образования / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 192 c.
- Сергеева, В.П. Теоретические основы воспитания: учебник для студентов сред. проф. учеб. заведений / В.П. Сергеева, Э.К. Никитина, М.Н. Недвецкая. - М.: ИЦ Академия, 2010. - 272 c.
- Теппер Е.А., Грицкевич Н.Ю. Возраст ребенка и готовность к началу систематического школьного обучения // Сибирское медицинское обозрение. – 2011. – Т. 67. № 1. – С. 12–16.
- Терещенко М.Н. Готовность ребенка к обучению в школе как психолого-педагогическая проблема // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2009. – № 9. – С. 58–61.
- Уварина Н.В. Актуализация творческого потенциала младших школьников в образовательном процессе : монография / Н.В. Уварина / Челябинск : Взгляд, 2007. - 294 с. - Библиогр.: с. 218-240 (388 назв.).
- Федиенко В.В. "Готовы ли мы к школе? Большая книга тестов" Издательство: Школа, 2013. – 289 с.
- Чуганова К.Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе. – М.: Изд-во Московской открытой социальной академии, 2011. – 60 с.
- Шульга Т.И. Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к обучению школьников // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». – 2012. – № 1. – С. 60–66.