Файл: Исследование готовности детей к школьному обучению (ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 83

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя. Под произвольным поведением понимается сознательно целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии контролируемое с определенной целью, или образованным самим человеком намерением. В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:— не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;— не умеет работать по правилу;— не умеет работать по образцу;— нарушает дисциплину. Так, в основном не слушают учителя на уроках те дети, которым в школе не интересно и кому безразлично, как их оценивает учитель. Тоже самое относится к нарушению дисциплины. За последнее время увеличилось количество первоклассников не справляющихся с работой по образцу. А именно на работу по образцу в основном опирается обучение в первом классе (См Приложение 1).

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1. Диагностика и результаты исследования психологической готовности к обучению в школе

Диагностика готовности к школе может преследовать следующие цели:

1. понимание особенностей психического развития детей с целью определения индивидуального подхода к ним в учебно-воспитательном процессе;

2. выявление детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации;

3. распределение будущих первоклассников по классам в сооответствии с их “зоной ближайшего развития”, что позволит каждому ребенку развиваться в оптимальном для него режиме;

4. отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению[28].

Ребенка считают неготовым к школе, если он:

- настроен исключительно на игру;

- недостаточно самостоятелен;

- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;

- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;

- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;


- имеет серьезные нарушения речевого развития;

- не умеет общаться со сверстниками;

- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен[29].

Целью нашего исследования является готовность старших дошкольников к обучению в школе.

Исследование было проведено на базе МДОБУ № 44 п. Чунский Иркутской области. В Исследовании участвовали 32 ребенка (16 – экспериментальная группа, 16 – контрольная группа).

С этой целью нами были проведены с детьми следующие тесты, определяющие уровень подготовки к обучению в школе:

1. Тест Керна - Йирасека.

Данный тест направлен на определение школьной зрелости.

Данный тест состоит из трех заданий. Первое - рисование мужской фигуры по памяти, второе - срисовывание письменных букв, третье - срисовывание группы точек. Результат каждого задания оценивается по пятибалльной системе (1- высший, 5- низший баллы), затем вычисляется суммарный итог по трем заданиям. Развитие детей, получивших в суме от 3 до 6 баллов, рассматривается как выше среднего, от 7 до 11- как среднее, от 12 до 15- ниже нормы. Детей, получивших 12- 15 баллов, следует углубленно обследовать, так как среди них могут быть умственно отсталые.

Все три задачи данного графического теста направлены на определение развития тонкой моторики руки и координации зрения и движений руки. Эти умения необходимы в школе для овладения письмом. Кроме того, тест позволяет в общих чертах определить интеллектуальное развитие ребенка (первое задание). Второе и третье задание выявляют его умение подражать образцу, нужное в школьном обучении. Они также позволяют определить, может ли ребенок сосредоточенно, не отвлекаясь, работать какое-то время над не очень интересным для него заданием.

Данное исследование показало, что с первым заданием справилось большинство детей.

Таблица 1. Результаты выполнения теста

Задания Количество детей (%)

1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

1. рисование мужской фигуры 23 чел.

(72%) 3 чел.

(9%)

3 чел.

( 9%) 2 чел.

(7%) 1 чел.

(3%)

2. срисовывание письменных букв 16 чел.

(50%) 7 чел.

(23%) 3 чел.

(9%) 3 чел.

(9%) 3 чел.

(9 %)

3. срисовывание точек 19 чел.

(59 %) 7 чел.

(22%) 4 чел.

(13 %) 1 чел.

(3%) 1 чел.

(3%)

На тест большинство детей были настроены положительно. Задание нарисовать мужскую фигуру не вызвало затруднений. Лишь одна девочка на задание - нарисовать мужскую фигуру отреагировала отрицательно - попросила разрешение нарисовать женскую. Получив отрицательный ответ приступила к работе.


2. Методика « Домик» (для определения развития произвольности у детей шестилетнего возраста).

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно его скопировать, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Таблица 2. Результаты выполнения теста «Домик»

0 баллов 1 балл 2 балла 3 балла 4 балла 5 баллов

17 чел.

(53 %) 8 чел.

(25%) 4 чел.

(13%) 2 чел.

(6%) 1 чел.

(3%) 0 чел.

(0 %)

3. Методика «Да и нет» (направлена на выявление уровня развития произвольного внимания).

Эта методика - модификация известной детской игры «Да» и «Нет» не говорите, черного и белого не берите». По ходу игры ведущий задает ее участникам такие вопросы, на которые проще всего ответить словами «Да» и «Нет», а также употребив названия белого и черного цветов. Но именно этого по правилам игры делать нельзя.

Для предлагаемой методики здесь запрещается отвечать на вопросы словами «Да» и «Нет».

Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенку необходимо постоянно, не отвлекаясь, удерживать в памяти условия игры и принятое им намерение отвечать определенным образом, контролировать свои ответы, сдерживать непосредственное желание ответить словами «да» и «нет» и одновременно обдумывать ответ. Все это невозможно без определенного развития произвольности.

Таблица 3. Результаты выполнения задания «Да и нет»

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5-6 ошибок

7-8 ошибок

15 чел. (47%)

9 чел. (28%)

5 чел. (16%)

2 чел. (6%)

1 чел. (3%)

Эксперименты показали, что некоторые дети пытаются облегчить поставленную задачу различными способами. Так, часть из них выбирали какое- то одно слово, например, «хочу», так как оно было ответом на первый вопрос, и дальше все время повторяли его, лишая таким образом смысла свои ответы. Самым главным для этих испытуемых было соблюдение формальности правила игры. Другие же решали задачу, подменяя слова «да» и «нет» соответствующими движениями головы. Тем самым они соблюдали условия игры и не утруждали себя поиском адекватного ответа, что, как показали эксперименты, не всегда им просто дается. Прежде чем дать содержательный ответ, не включающей запретные слова, многие из них долго молчали. На вопрос экспериментатора о причине столь длительного молчания, после окончания игры, они отвечали, что искали нужные слова.


Некоторые дети на вопросы отвечали не сразу. Для ответов на вопросы использовали не только глаголы вопросов, но и такие фразы как: «очень», «не очень».

4. Методика «Вежливость»

Методика представляет собой известную игру, в которой команды ведущего выполняются только в том случае, если он говорит слово «пожалуйста». Содержание команд связано с физкультурными упражнениями:

1) «руки вперед»;

2) «руки на пояс, пожалуйста»;

3) «присядь»;

4) «руки к плечам, пожалуйста»;

5) «прыгай»;

6) «прыгай, пожалуйста»;

7) «перестань прыгать, пожалуйста».

До начала игры надо проверить, понимает ли ребенок, как следует выполнять использующиеся в ней упражнения. Непонятные для него упражнения лучше всего заменить на знакомые.

Как и в методике «Да и нет», успешность выполнения задания зависит от произвольного внимания, памяти, реализации сформированного намерения, т.е. всего того, что определяет понятие «подчинение правилу».

Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются выполнение команды без слова «пожалуйста» и невыполнение команды при слове «пожалуйста». Каждая из них оценивается в 1 балл. За правильно выполненное задание выставляется 0 (ноль). Чем хуже справился ребенок, тем выше суммарный балл.

Детям было дано 10 команд – 5 со словом «пожалуйста» и 5 без этого слова. Результаты были такими:

Таблица 4. Результаты выполнения задания «Вежливость»

0 ошибок

1-2 ошибки

3-4 ошибки

5-6 ошибок

7-8 ошибок

9-10 ошибок

10чел.(31%)

9чел (28%)

8чел (25%)

4чел (12%)

1 чел. (3%)

0 чел. (0%)

5. Методика «Сапожки»

Методика позволяет выявить актуальный уровень процесса обобщения и зону ближайшего развития у детей 6 лет.

Таблица 5. Результаты теста «Сапожки»

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

17 чел. (53%)

9 чел. (28%)

4 чел. (13%)

2 чел (6%)

На выполнение теста дети были настроены положительно. Двое детей не сразу усвоили правило. Допустили 3 ошибки на тренировочных упражнениях. Загадки разгадывали только с помощью наводящих вопросов. Аналогично делали выводы. Задание с геометрическими фигурами выполнили с небольшими затруднениями - не сразу уловили смысл упражнения.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что большинство детей готовы к школе, но пятеро детей показали низкие результаты. С ними необходимо проводить работу по коррекции психологической готовности к школе.


2.2. Формирование психологической готовности к обучению в школе у старших дошкольников

После проведенного нами исследования была проведена работа с детьми, способствующая появлению психологической готовности к школе.

Методика развития познавательной мотивации и произвольности в учении[30].

Работа начиналась с очень простой игры по правилам, в которой должны соревноваться две команды игроков. Игра заключалась в том, что, если ведущий говорит слово "пожалуйста", то играющие должны выполнить требуемое движение, если же слово "пожалуйста" не произносится, то движение выполнять не нужно. Несмотря на простоту игры, дети с ней не справляются и не проявляют к ней никакого интереса. Очевидно, что вначале выигрыш в игре ничего для них не значил и не побуждал к деятельности. Скорее всего, это объясняется тем, что они уже привыкли к роли "незнайки" и "неумейки". Но по мере процесса игры ребята начинали постепенно включаться в соревнование, поскольку мы вначале искусственно создавали успех одной команде, и другая хотела показать, что она не хуже. Играющих задевал проигрыш, и они начинали следить друг за другом, помогая репликами (типа "Ты что, не слышал "пожалуйста"?") выполнять правило игры. Таким образом, сначала появлялось внешнее опосредствование речевыми высказываниями внимания ребенка, а затем дети были способны следить за своим поведением уже самостоятельно[31].

На "раскачку" в игре ушло не более получаса. Но для того чтобы этот процесс осуществился, необходимо было соблюдение следующего условия. Каждый реальный выигрыш одной из команд сопровождался ярко выраженной эмоциональной похвалой взрослого. С такой оценкой своего поведения эти дети, как правило, сталкиваются впервые. Они привыкли, что их ругают, а не хвалят, потому что они ничего не могут и не умеют.

Эмоциональное переживание похвалы (ненасыщаемая духовная потребность) является для них новым очень приятным впечатлением, которое хочется ощутить снова и снова. Но достичь этого можно только выиграв игру. Таким образом эмоциональное переживание похвалы связывается с выигрышем в игре, который становится мотивом, побуждающим деятельность ребят.

Зарождающийся мотив выигрыша обусловлен как общей эмоциональной атмосферой игры, так и недовольством партнеров по команде в случае плохого выполнения задания каким-нибудь игроком. Но выиграть можно только при условии соблюдения правил игры, для чего необходимо проявлять произвольное поведение. Таким образом, деятельность ребенка становилась вполне произвольной: он ставит и выполняет поставленные цели — и все это благодаря существующему у него теперь желанию добиться победы и похвалы.