Файл: Направления повышения эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов в Российской Федерации (Теоретические основы управления государственными и муниципальными финансами)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 119

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особый интерес для крупных инвесторов представляют один из самых «лакомых» - Кузнецкий угольный бассейн. Другим крупным направлением инвестиционной активности является алюминиевый комплекс.

В настоящее время в связи с кризисными явлениями значительно сократилась доля налоговых поступлений в бюджет г. Новокузнецка, что также отрицательно сказывается на инвестиционной политике. Однако, при отсутствии дальнейшего резкого снижения налоговых поступлений в городской бюджет, более 160 миллиардов рублей из всех источников финансирования планирует инвестировать Новокузнецк в реализацию Комплексной программы социально-экономического развития города до 2012 года.

На одной из коллегий администрации города (в первом полугодии 2009 года) - подавляющая часть инвестиций на ближайшие пять лет (более 136 млрд рублей) – это собственные средства предприятий. Предусмотрено вложить также около 14,5 млрд из местной казны, почти 5,5 млрд из областного и 4 млрд рублей из федерального бюджетов. А за десять лет действия программы предполагается вложить в развитие города 307,5 млрд рублей (из них - 86% привлеченных средств) [21]. Комплексная программа включает в себя концепцию и стратегический план социально-экономического развития Новокузнецка до 2021 года; долгосрочный план до 2017 года.

Программа предусматривает объединение промышленных предприятий, связанных с металлургией, - то есть создание металлургического кластера с межотраслевой структурой, включающего в себя действующие металлургические предприятия («ЗСМК» и «НКМК»), машиностроительные предприятия как действующие, так и вновь создаваемые, предприятия по переработке отходов производства, строительно-монтажные организации в сфере промышленного строительства. Упор будет делаться на освоение новых видов металлопроката и сокращение объемов товарной заготовки за счет строительства новых прокатных станов (на «ЗСМК» – проволочного и листового).

Планируется, что предприятия, которые вкладывают инвестиции в конкурентоспособные технологии, будут полностью освобождены от уплаты налога на имущество и получат право оформить налоговый кредит по региональным льготам. Такие же формы налоговой поддержки получат и предприятия, работающие в «Кузбасском технопарке».

Также планируется создать угольный кластер, который должен включить в себя действующие и вновь вводимые угольные предприятия (в том числе по глубокой переработке угля); машиностроительные предприятия; предприятия по переработке вновь создаваемых отходов производства; строительно-монтажные организации в сфере промышленного строительства. Предполагается, что объем добычи на угольных предприятиях Новокузнецка возрастет к 2021 году примерно на 40%. Рассматривается предложение Кузбасской инженерной академии по созданию в Новокузнецке «Южнокузбасского углехимического комплекса» для развития и реализации новых технологий переработки угля. Этому способствует наличие в городе двух крупных коксохимических предприятий, перспективного «Ерунаковского» угольного месторождения со значительными ресурсами углей для коксования и химической переработки, высококвалифицированных кадров и учебных заведений по их подготовки. Развитие угольной отрасли вызовет интенсивное развитие машиностроения, промышленного строительства, переработки промышленных отходов, приведет к созданию новых рабочих мест, росту реальной заработной платы и востребованности в специалистах высокой квалификации.


Кроме того, намечено создать объединение жилищного строительства и производства строительных материалов и ввести в строй с до 2017 года около 3,1 млн. квадратных метров жилья; обеспечить развитие предприятий по переработке техногенных отходов и предприятий сферы услуг (последние должны стать полем для развития малого бизнеса).

Ожидается, что к 2017 году в ходе реализации программы объем производства крупных и средних предприятий возрастет в 1,6 раза (в сопоставимых ценах); количество предприятий в сфере предпринимательства - в 1,8 раза, число работающих в них - в 2,2 раза (и составит 80 тыс. человек); объем розничного товарооборота, общественного питания и услуг населению - примерно в 2 раза [21].

Несмотря на явно оптимистические планы руководства города по развитию инвестиционной политики в г. Новокузнецке говорить о конкретных цифрах в данной сфере преждевременно. Так как все будет зависеть об общей экономической ситуации в мире, государстве, области, городе, ситуации на градообразующих предприятиях, как основного источника налоговых поступлений в бюджет г. Новокузнецка.

Таким образом, в г. Новокузнецке имеется значительный потенциал для развития инвестиционной политики. Однако наблюдается низкая инвестиционная активность города, вызванная, сокращением инвестиций в развитие предприятий обрабатывающей отрасли. Об иностранных инвестициях в экономику г. Новокузнецка в настоящее время говорить не приходится. Главной задачей администрации по развитию инвестиционных процессов на территории города является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в приоритетные отрасли экономики.

2.4 SWOT-анализ повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами в Кемеровской области

государственный муниципальный финансы город

В соответствии со сбором информации и выделении проблем управления государственными и муниципальными финансами в Кемеровской области предлагается SWOT - анализ решения проблем организационного характера системы государственных и муниципальных финансов, который представлен в таблице 1.

Таблица 1 - SWOT-анализ решения проблем организационного характера системы государственных и муниципальных финансов в Кемеровской области

Внешние факторы

Возможности

Угрозы

1.Подготовка квалифицированных кадров.

2.Наличие региональных целевых программ.

3. Привлечение со стороны высококвалифицированных работников в сфере управления государственными и муниципальными финансами (УГМФ).

4.Партнерские отношения, сотрудничество с органами власти др. субъектов РФ в сфере УГМФ в КО.

1. Недостаточное финансирование всех отраслей.

2.Нехватка времени, ресурсов для

решения проблем организационного характера системы УГМФ в КО

3. Снижение престижа Кемеровской области в связи неэффективным управлением ГМФ;

3. Снижение эффективности деятельности органов власти, задействованных в УГМФ по КО

Внутренние факторы

Сильные стороны

1.Укомплектованность штата органов власти сотрудниками, задействованных в УГМФ в КО

2Существует опыт эффективного УГМФ в других субъектах РФ

4.Налаженное взаимодействие между органами власти в сфере УГМФ в КО

1. Совместная разработка программ по взаимодействию субъекта и объекта управления по УГМФ в КО.

2.Анализ предоставленной информации квалифицированными специалистами и разработка управленческих решений.

3. Привлечение специалистов из других субъектов РФ, муниципальных образований для разработки программ совершенствования УГМФ

4. Разработать рекомендации по ужесточению контроля за УГМФ в КО

1.Создание единой информационно-справочной базы о состоянии ГМФ, статистической отчетности УГМФ, доступной для всех жителей КО.

2.Создание условий для обеспечения высоких темпов пополнения ГМФ.

3. Повышение степени доверия со стороны других субъектов РФ, муниципальных образований.

4. Разработать и реализовать программы по оздоровлению системы ГМФ в КО. Разработать и принять пакет нормативно-правовых актов КО в сфере эффективного УГМФ.

внутренние факторы

Слабые стороны

1.Низкая квалификация кадров.

2.Несовершенство нормативно-правовой базы.

3. Низкий уровень контроля за эффективным УГМФ правомочных органов власти, общественности

4. Неэффективность разделения полномочий в органах государственной и муниципальной власти, дублирование полномочий

5. Нежелание сотрудников перенимать успешный опыт УГМФ

6. Слабое разграничение функций, целей, задач органов власти, нечеткость в их формулировании

1.Переподготовка кадров, привлечение студентов и молодых специалистов в проводимые конференции, различные мероприятия.

2. Принятие нормативно-правового акта, который непосредственно регламентирует порядок, механизм взаимодействия органов власти, задействованных в УГМФ в КО.

1.Внедрение новой системы мотивации служащих.

2.Разработка правового и методического обеспечения разработки программы взаимодействия по вопросам

УГМФ в КО, с определением четких сроков реализации мероприятий.

3. Вовлечение общественности по контролю за расходыванием ГМФ в КО

4. Органам власти внести предложения к целевым программам повышения эффективности ГМФ в КО по проблемным вопросам

5. Корректировка Положений органов государственной и муниципальной власти (уточнить в Положениях проводимые мероприятия; четко развести функции в соответствии с задачами).


Таким образом, перечень факторов внутренней и внешней среды, представленный в таблице, не является исчерпывающем, но является достаточным для рассмотрения влияния этих факторов на деятельность органов власти решения проблем организационного характера системы государственных и муниципальных финансов в Кемеровской области.

Выводы по второму разделу курсовой работы таковы:

- Финансы Кемеровской области и г. Новокузнецка характеризуются обострением противоречий интересов городской общности, государства, банковского сообщества, градообразующих предприятий в сфере формирования доходной части местных бюджетов. Для обеспечения устойчивого развития городов Кемеровской области необходимы структурные изменения в финансово-экономической сфере региона и городов, направленные на формирование целостных муниципальных хозяйств, увеличение налогооблагаемой базы, повышение инвестиционной и инновационной активности предпринимателей. Актуальными задачами в решении проблем воздействия финансов на развитие Кемеровской области и г. Новокузнецка в кризисный период (и не только) являются: выработка ориентиров структурной политики на длительную перспективу, достижение которых обеспечит достойные и здоровые условия жизни; выработка механизмов экономико-правового воздействия на предпринимателей, стимулирующих приток ресурсов в сферы деятельности и пр.

- К основным направлениям инвестиционной политики г. Новокузнецка относятся: инвестиции с целью увеличения объемов производства товаров и услуг, создания новых рабочих мест, повышения качества и уровня жизни населения; в объекты жилищно-коммунального хозяйства города, в социальную инфраструктуру; инвестиции, направленные на благоустройство и др, но по каждому направлению имеются просчеты и недоработки.

Глава 3. Совершенствование управления государственными и муниципальными финансами в Кемеровской области и г. Новокузнецке

3.1 Мероприятия организационного характера совершенствования управления государственными и муниципальными финансами в Кемеровской области

Виду многочисленных проблем и недоработок организационного характера управления государственными и муниципальными финансами на уровне Кемеровской области и г. Новокузнецка в частности. Предлагаются мероприятия организационного характера совершенствования управления государственными и муниципальными финансами в Кемеровской области и г. Новокузнецке в следующих направлениях: разработка нормативно-правовых документов взаимодействия органов власти, населения на региональном и местном уровнях; совершенствование существующей нормативно-правовой базы взаимодействия органов власти, задействованных в управлении государственными и муниципальными финансами; четкое разграничение полномочий и ответственности между органами власти Кемеровской области и в ее муниципалитетах в нормативно-правовых документах; повышение квалификации работников занимающихся управлением государственными и муниципальными финансами, повышение их правовой культуры; вовлечение уполномоченных организаций, общественности по контролю за эффективным расходованием финансовых средств; совершенствование организационной структуры системы органов власти Кемеровской области и ее муниципалитетов, занимающихся управлением государственных и муниципальных финансов и пр.


Мероприятия организационно-экономического характера можно выразить в нескольких направлениях:

1. Базовое направление совершенствования - «Внедрение инструментов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат».

Исходное состояние данного направления в Кемеровской области в настоящее время: отсутствие методологии формирования среднесрочных ведомственных целевых программ, ориентированных на постановку целей и задач для решения проблем в рамках конкретных отраслей муниципального управления, и, как следствие, возникновение трудностей при формировании показателей для оценки результатов осуществления функций и задач конкретных структурных подразделений Администрации Кемеровской области; отсутствие механизмов взаимоувязки принятия решений об объемах финансирования целевых программ на очередной финансовый год с результатами реализации программ по итогам очередного отчетного периода; недостаточность доходной базы бюджета Кемеровской области; отсутствие по ряду расходных обязательств муниципальных правовых актов, регулирующих финансовое обеспечение и порядок расходования средств на выполнение вопросов местного значения и пр.

Предлагаются мероприятия:

- проведение оценки и анализ причин отклонений утвержденных на год доходов и расходов местного бюджета (например, г. Новокузнецка) от фактических (в том числе по отдельным статьям бюджетной классификации) за последние три отчетных года и текущий финансовый год;

- проведение мониторинга показателей результативности деятельности комитетов (аппарата) Администрации Кемеровской области;

- проведение оценки эффективности ведомственных целевых программ и муниципальных.

В рамках данных мероприятий необходимо разработать и утвердить (в том числе путем внесения изменений и дополнений в действующие муниципальные правовые акты): порядок разработки, утверждения, реализации и мониторинга областных целевых программ, направленных на достижение целей и задач деятельности комитетов Администрации Кемеровской области, ее муниципалитетов, аппарата Администрации области, органов власти муниципалитетов КО и подведомственных им муниципальных бюджетных учреждений; методику оценки эффективности целевых программ; методику проведения мониторинга показателей результативности деятельности комитетов (аппарата) Администрации Кемеровской области; муниципальные целевые программы КО (в случае принятия решений); порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Кемеровской области, их формирования и реализации;


Ожидаемые результаты реализации: формирование системы программно-целевого бюджетного планирования в форме ведомственных и долгосрочных целевых программ, закрепление методологии привязки объемов бюджетного финансирования (и их корректировки) к целевым индикаторам результативности реализации.

2. Базовое направление совершенствования «Повышение качества финансового менеджмента».

Исходное состояние данного направления в Кемеровской области в настоящее время: учет и анализ показателей, характеризующих качество финансового менеджмента, осуществляется на основе бухгалтерской отчетности о хозяйственной деятельности муниципальных учреждений и докладов о результатах и основных направлениях деятельности; исполнение бюджета осуществляется на основе ежемесячного планирования кассовых поступлений и выплат в соответствии с порядком формирования и ведения кассового плана, при этом отсутствует процедура формирования финансового резерва; планирование объема привлекаемых долговых обязательств на очередной финансовый год (месяц) осуществляется на основе прогнозов ожидаемых доходов, расходов на погашение и обслуживание уже принятых долговых обязательств, без учета расходов на погашение просроченной кредиторской задолженности и влияния муниципальных заимствований на платежеспособность муниципального образования; анализ дебиторской задолженности местного бюджета ведется на основании бухгалтерской отчетности структурных подразделений, без учета инфляционных потерь и отсроченных, рассроченных платежей; отсутствие системы показателей, характеризующих финансовую гибкость; созданная на уровне любого муниципального образования Кемеровской области нормативная база требует усовершенствования, т.к. не в полной мере позволяет качественно управлять муниципальными финансами.

Мероприятия, планируемые к реализации в рамках направления совершенствования:

- проведение оценки показателей, характеризующих качество финансового менеджмента субъектов бюджетного планирования в Кемеровской области;

- проведение инвентаризации кредиторской и дебиторской задолженности, в том числе бюджетных учреждений, анализ факторов ее возникновения, проведение инвентаризации муниципальных правовых актов муниципалитетов Кемеровской области в части использования муниципального имущества;

- проведение анализа целесообразности продажи или сдачи в аренду объектов, находящихся в собственности муниципалитетов или области, исходя из экономической выгоды;