Файл: Направления повышения эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов в Российской Федерации (Теоретические основы управления государственными и муниципальными финансами)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Управление государственными и муниципальными финансами оказывает влияние не только на развитие города, но и субъекта РФ и государства в целом. Поскольку экономическое состояние региона, города зависит от состояния финансовой системы, то необходима сбалансированная финансовая политика, направленная на достижении продолжительного экономического роста любого региона, города. Проблема заключается в том, что в России пока не сложилась законченная система регламентации прав регионов и городов в финансовой сфере, существует множество противоречий, обострившихся кризисными явлениями, несмотря на то, что города получили некоторую самостоятельность в экономической сфере.

Цель курсовой работы - совершенствование управления государственными и муниципальными финансами.

Задачи, решаемые в курсовой работе:

- рассмотрение сущности управления государственными и муниципальными финансами;

- рассмотрение влияния муниципальных финансов на экономическое развитие города (на примере г. Новокузнецка);

- анализ проблем системы государственных и муниципальных финансов организационного и общеэкономического характера в Кемеровской области;

- анализ проблем системы инвестиционной политики в г. Новокузнецке и путей их решения;

- проведение SWOT-анализа повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами в Кемеровской области

- разработка мероприятий организационного характера совершенствования управления государственными и муниципальными финансами в Кемеровской области;

- разработка мероприятий по совершенствованию инвестиционной политики в Кемеровской области и г. Новокузнецке

Объектом является финансовая система, а предметом – управление государственными и муниципальными финансами на уровне Кемеровской области и г. Новокузнецка в частности.

Методы, используемые при решении задач: функциональный анализ, статистический анализ (обобщение, группировка), SWOT – анализ и пр.

Информационной базой послужили учебники, учебные пособия, периодическая литература, нормативно-правовые акты.

Глава 1. Теоретические основы управления государственными и муниципальными финансами


1.1 Сущность управления государственными и муниципальными финансами

Государственные и муниципальные финансы представляют собой экономические отношения, возникающие в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Их структура включает следующие элементы: 1) бюджетная система как совокупность финансовых планов органов власти различных уровней и бюджетов внебюджетных фондов; 2) система государственных и муниципальных займов, являющаяся способом мобилизации государственных доходов и обслуживающая дефициты бюджетной системы [29, С.165].

Государство активно воздействует на финансы в зависимости от политического устройства, основных задач, текущих условий и других причин. Через свою финансовую политику государство может влиять на экономику, оказывая на нее как положительное, так и отрицательное действие. И хотя государство своей деятельностью может активно влиять на развитие финансовых отношений, оно не в состоянии ни создавать финансовые отношения, ни отменять их, если отсутствуют соответствующие объективные предпосылки [29, С.173].

Управление финансами сектора государственного (муниципального) управления регулируется финансовой политикой. Финансовые цели, формулируемые как ограничения, правила поведения или необходимые изменения в финансовом положении, управлении финансами, определяют финансовую политику субъекта Российской Федерации (муниципального образования). Цели финансовой политики могут быть независимыми, взаимосвязанными и соподчиненными, предполагающими последовательное или комплексное достижение. Сложные цели могут допускать различные пути их достижения, между которыми необходимо осуществить выбор.

Политика управления финансами субъекта Российской Федерации (муниципального образования) разрабатывается для сектора государственного (муниципального) управления в целом, включающего все тем или иным образом контролируемые субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) ресурсы и организации. Отдельные цели финансовой политики могут охватывать как весь указанный сектор, так и отдельные его направления, составные части. Например, целью финансовой политики может быть совершенствование системы взаимодействия с государственными (муниципальными) предприятиями или снижение совокупного долга.

Основная составляющая финансовой политики региона или муниципалитета на долгосрочную перспективу - изменение финансовых параметров сектора государственного (муниципального) управления. Главными параметрами сектора государственного управления служат его размер, структура и эффективность. В зависимости от условий к долгосрочным финансовым параметрам также могут относиться уровень долговой нагрузки, состояние основных фондов и другие параметры [30, С.207].


Управление государственными и муниципальными финансами - набор стимулов и санкций для быстрого решения поставленных задач государственной политики.

Объектом управления выступает система финансов или совокупность денежных отношений. Субъекты управления - финансовые институты, службы, финансовые отделы организаций и др.

Целями управления выступают финансовая устойчивость и независимость, проявляющаяся в экономической сбалансированности, профиците бюджета, сокращении долга и, в конечном итоге, сочетании интересов государства и общества [30, С.208].

В управлении государственными и муниципальными финансами выделяют несколько функциональных элементов: 1) планирование - оценивает состояние финансов и направления эффективного их использования; 2) оперативное управление- комплекс мер, разработанных на основе складывающейся финансовой ситуации с целью максимизации эффекта при минимальных затратах с помощью перераспределения финансовых ресурсов; 3) контроль осуществляется на всех стадиях использования финансов государства, сопоставляя плановые и фактические результаты [29, С.178].

Финансовыми регуляторами являются: налоги и неналоговые платежи в бюджет; финансовые льготы и санкции; эксплуатационные расходы бюджетных организаций; общие и целевые субсидии для государственных заказов; доходы и расходы внебюджетных фондов; доходы и расходы государственных предприятий.

В широком смысле, выделяют несколько форм и методов управления государственными и муниципальными финансами государства: финансовое планирование; прогнозирование; программирование; финансовое регулирование; финансовый контроль; принятие финансового законодательства; система методов мобилизации финансовых ресурсов [29, С.179].

Основными субъектами управления государственными и муниципальными финансами на федеральном уровне в РФ являются Президент и Правительство РФ, законодательные органы власти, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам, Министерство по управлению государственным имуществом, ЦБ РФ, Федеральная комиссия по ценным бумагам и другие.

На региональном уровне (на примере Кемеровской области) – Губернатор КО, Заместитель Губернатора по финансам, начальник Федеральной налоговой службы по КО, начальник управления Федерального казначейства по КО, начальник Управления по ценным бумагам, начальник комитета по управлению государственного имущества и пр.

На местном уровне (на примере г. Новокузнецка) - Глава города, заместитель Главы города по экономике, начальник финансового управления, начальник Комитета по управлению муниципальным имуществом и пр.


Таким образом, финансовые цели управления государственными и муниципальными финансами субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и пути их достижения определяют финансовую политику. Прозрачность облегчает контроль со стороны общества за эффективностью управления государственными и муниципальными финансами, повышает ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

1.2 Влияние муниципальных финансов на экономическое развитие города (на примере г. Новокузнецка)

Финансы влияют не различные составляющие жизни любого региона и города. Под развитием понимается не только развитие экономики, но и просвещения, культуры, здравоохранения и других социальных потребностей, всего социального устройства общества. Поэтому не следует привязывать финансовую политику исключительно к экономической политике [31, С.28].

Влияние государственных и муниципальных финансов на развитие региона или города должно обеспечивать: обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма, основанного на едином экономическом пространстве; обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты; выравнивание условий социально-экономического и финансового развития городов становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.

Основными источниками, формирующими муниципальные финансы Новокузнецка, являются: 1) сальдированный финансовый результат деятельности организаций города; 2) все виды фискальных платежей, в том числе: налоговые доходы, распределяемые во все уровни бюджетов с учетом существующих нормативов отчислений; неналоговые доходы [31, С.29].

Муниципальные финансы г. Новокузнецка в связи с кризисными явлениями в финансовой сфере неуклонно падают. На 2011 г. дефицит финансовых ресурсов прогнозируется в размере 553,2 млн. руб.[5].

Главной целью проведения финансовой политики любого города является повышение уровня и качества жизни населения на основе устойчивого развития экономики.

Как было сказано муниципальные финансы играют немаловажное значение в развитии экономической, социальной и пр. составляющими г. Новокузнецка, с их помощью происходит:

- совершенствование системы медицинской помощи в целях повышения доступности и качества медицинской помощи для населения, сохранения репродуктивного здоровья населения, снижения уровня заболеваемости, в том числе социально обусловленными болезнями;


- обеспечение развития образования, создание механизмов, обеспечивающих доступность, качество и эффективность с учетом запросов личности, общества и государства;

- повышение реальных доходов населения и снижение уровня бедности [26, С. 8]; Среднемесячная заработная плата в г. Новокузнецке на одного работающего за январь-июнь 2008 года по крупным и средним предприятиям сложилась в размере 17075 рублей. Численность официально зарегистрированных безработных на конец июня 2008 года составила 2715 человек [16]. Однако, в связи с кризисными явлениями, заработная плата на многих предприятиях и организациях продолжает снижаться, увеличивается рост безработицы (в основном за счет высвобождения работников с «ЗСМК», «НКМК», «Новокузнецкого алюминиевого завода», «АТП КМК» и пр.).

- создание правовых, организационных, экономических, социальных, информационных, финансовых и иных условий для самореализации и повышения уровня социальной защищенности молодежи, скорейшей интеграции молодых людей в социально-экономическую жизнь общества;

- развитие системы социальной поддержки, помощи нетрудоспособному и малоимущему населению;

- активизация жилищного строительства и создание условий для обеспечения доступным жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, развитие системы ипотечного кредитования строительства жилья, реализация программ сноса ветхого и аварийного жилья [26, С. 9]. Так на территории города Новокузнецка организациями всех форм собственности, включая индивидуальных застройщиков в 2008 году сдано в эксплуатацию 2,1 тыс.квартир общей площадью 106,2 тыс.кв.м, что составляет 91% к уровню 2007г [20].

- повышение эффективности функционирования жилищно-коммунального комплекса, содействие созданию конкурентной среды в отрасли, модернизации технологического оборудования и снижению издержек производства при одновременном повышении степени надежности и качества обслуживания населения, роста эффективности социальной защиты малоимущего населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;

- содействие развитию торговли и сферы услуг населению, пищевой индустрии и пр [26, С. 10].

Влияние муниципальных финансов на экономическое состояние г. Новокузнецка выражается в следующем:

- реализация инвестиционной политики, направленной на создание максимально благоприятных условий для привлечения внутренних и внешних инвестиций в экономику, создание системы инвестиционного маркетинга в целях формирования положительного имиджа муниципального образования, роста инвестиционного потенциала и снижения инвестиционных рисков[26, С. 11]. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2008г. составил 24,3 млрд.руб., что соответствует уровню 2007г [20].