Файл: Направления повышения эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов в Российской Федерации (Теоретические основы управления государственными и муниципальными финансами)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 114

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- обеспечение конкурентоспособности производимой на территории муниципального образования продукции на внутренних и внешних рынках за счет активизации инвестиционной и инновационной деятельности, имея в виду: обновление основных фондов, модернизацию производства и внедрение передовых технологий в действующих организациях; реализацию инвестиционных проектов по развитию действующих и созданию новых собственных производств;

- проведение оценки ресурсного и инфраструктурного потенциала муниципального образования и выработка направлений повышения эффективности его использования;

- создание благоприятных условий для ускоренного развития и роста конкурентоспособности малого предпринимательства, повышения его роли в развитии экономики, особенно в производственных отраслях, расширения доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым и информационным ресурсам;

- обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджетной системы за счет повышения эффективности управления ресурсами муниципального бюджета, развития системы среднесрочного финансового планирования, внедрения принципов бюджетирования; ориентированных на результат, роста эффективности бюджетных инвестиций в общественную инфраструктуру [26, С. 10].

Таким образом, реформирование муниципальных финансов – составная часть общей реформы местного самоуправления. Обеспеченность муниципальных образований материально-финансовыми ресурсами во многом определяет эффективность местного самоуправления. Для выполнения своих задач муниципальные образования должны обладать необходимыми и достаточными материальными и финансовыми ресурсами, а также иметь право самостоятельного управления ими. Для г. Новокузнецка, в текущем году сохраняется и в следующем (по прогнозным оценкам) сохранится дефицит муниципальных финансов, что отрицательно будет влиять на развитие города.

Выводы по первому разделу курсовой работы таковы:

- управление государственными и муниципальными финансами субъекта Российской Федерации (муниципального образования) призвано способствовать укреплению стабилизации деятельности сектора государственного (муниципального) управления. Устойчивое финансовое положение субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в целом и контролируемых им бюджетных организаций служит необходимым условием стабильного оказания бюджетных услуг и исполнения обязательств, принятых перед налогоплательщиками.


- Задачи повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами делают необходимым расширение функций независимой экспертизы в области расходования бюджетных средств путем подтверждения финансовой отчетности органов власти как областных на и на уровне муниципального образования.

Глава 2. Анализ системы государственных и муниципальных финансов в Кемеровской области и г. Новокузнецке

2.1 Проблемы системы государственных и муниципальных финансов организационного характера в Кемеровской области

Отсутствие в органах власти Кемеровской области и ее муниципалитетов ориентиров, которые позволили бы совершенствовать управление государственных и муниципальных финансов, становится одним из препятствий на пути преодоления недостатков и ограничений сложившейся системы, унаследовавшей многие управленческие технологии прошлого и далеко не всегда справляющейся с новыми условиями функционирования и задачами общественного сектора.

Колоссальные потребности бюджетной сферы в финансировании, рассчитываемые традиционными нормативными методами, оказываются несопоставимыми с финансовыми возможностями даже одной из самых богатых регионов, таких как Кемеровская область. Такая ситуация сложилась не только в результате современного кризиса, но и отчасти вследствие собственно подхода к управлению сектором государственного и муниципального управления финансами.

Долгосрочные решения в Кемеровской области по изменению размера и структуры сектора государственных и муниципальных финансов, долговой нагрузки и других финансовых параметров сектора государственных и муниципальных финансов, влияющих на финансовую стабильность и распределение финансовых ресурсов между крупными направлениями расходов, связаны с определением объема финансирования отдельных бюджетных организаций и детальной структуры их расходов. Это приводит к тому, что долгосрочные цели и приоритеты оказываются невостребованными или недостаточно учтенными при распределении государственных и муниципальных финансов, а исполнители - бюджетные организации - лишенными финансовой гибкости и мотивации, необходимых для эффективного использования государственных и муниципальных финансов [12, С. 15].


С одной стороны, недостаток управления государственными и муниципальными финансами органов власти Кемеровской области заключается в отсутствии механизмов и стимулов, позволяющих динамично перераспределять финансовые ресурсы в соответствии с изменениями приоритетов и условий. Преобладают ситуации, в которых отдельные ведомства и органы власти стремятся сохранить финансирование существующих программ расходов, даже если потребность в них снижается, и увеличить объем контролируемых финансовых ресурсов посредством торгов и лоббирования увеличения расходов на новые программы. Финансовые органы (Главное финансовое управление Кемеровской области, Управление Федерального казначейство по КО и пр), ответственные за предварительное определение общего объема расходов и распределение бюджетных средств по направлениям, из-за отсутствия специфических отраслевых знаний, информационной асимметрии и ограниченной политической власти не способны в достаточной мере компенсировать негативное влияние ведомственной мотивации.

Таким образом, проблемами организационного характера управления государственными и муниципальными финансами являются: устаревшие, потерявшие свою актуальность нормативно-правовые акты, рассогласованность действий органов власти, нечеткое разграничение полномочий и ответственности органов власти, отсутствие единого органа, занимающегося формированием и реализацией управлением государственными и муниципальными финансами и пр. в Кемеровской области.

2.2 Общеэкономический фон проблем развития государственных и муниципальных финансов в Кемеровской области и г. Новокузнецке

Основные проблемы, связанные с реформированием государственных и муниципальных финансов в процессе реализации Федерального закона № 131-ФЗ, можно объединить в три блока: проблемы, связанные с формированием доходов и исполнением расходных обязательств регионов и муниципальных образований; проблемы определения минимальных социальных стандартов; проблемы, связанные с применением новой модели межбюджетных отношений [10, С. 11].

Наличие данных проблем не позволяет в полной мере влиять на развитие местной экономики и экономики региона, и, кроме того, создает сложности при разработке программ социально-экономического развития региона и муниципальных образований.

Многочисленные расчеты, выполненные в городах, в аналитическом центре Конгресса муниципальных образований РФ и Ассоциации Сибирских и Дальневосточных городов (АСДГ), показывают, что намечаемое сокращение доходов местных бюджетов существенно превышает сокращение их расходных полномочий, т.е. баланс изменений доходов и расходов является отрицательным [10, С. 12].


В новых экономических условиях, вызвавших кризис целого ряда отраслей российской экономики, попали в тяжелейшее положение города, насыщенные угледобывающими, металлургическими и некоторыми другими предприятиями. Спад производства вызывает в этих городах своего рода цепную реакцию: рост безработицы, падение уровня жизни, катастрофически ухудшающаяся социальная обстановка, сложности с обслуживанием жилого фонда и объектов инженерной и социальной инфраструктуры.

Особенно тяжелым этот процесс оказывается в так называемых монопрофильных городах (градообразующая база которых представлена одним предприятием или несколькими предприятиями аналогичного профиля), среди таковых Новокузнецк, Междуреченск, Прокопьевск и пр. При закрытии градообразующих предприятий в монопрофильных городах ставится под угрозу само их существование.

Металлургические заводы, шахты Новокузнецка определяют в целом экономику города и формирует в большей степени городской бюджет и социальную сферу. Огромное влияние металлургических комбинатов на стратегию развития города представляется достаточно ясным и в то же время достаточно проблемным в том плане, что город всецело зависит от того, как будут развиваться комбинаты, шахты и металлургическая отрасль страны в целом. Это типично и для других городов.

С точки зрения проблемы, которая есть у города с моноструктурой, логичнее было бы для обеспечения безопасности этого города, его существования, экономического, в первую очередь, развивать параллельно те сферы деятельности, которые в случае возникновения различных ситуаций на рынке металлопродукции, во время возможных периодов спада служили бы буфером, чтобы в городе не росла безработица, не снижалась заработная плата. И здесь одно из направлений городская администрация видит в развитии в Новокузнецке малого и среднего бизнеса. Это обеспечит снижение рисков в случае возможных спадов производства, которые зависят от рыночной конъюнктуры комбинатов [22, С. 180].

В новых условиях функционирования отмечается тенденция к сокращению собственных доходов бюджета. При этом основной причиной сокращения собственных доходов бюджета являлось значительное снижение нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц, а также исключение из доходных источников местных бюджетов налога на прибыль организаций и налога на имущество организаций. Фактически при этом утрачивается связь между доходами бюджета г. Новокузнецка и деятельностью градообразующих предприятий.


В г. Новокузнецке не систематизированы цели и подцели повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами; не определены и не обоснованы приоритетные задачи или средства их достижения; в городе одновременно функционируют несовместимые экономические регуляторы и стимулы; предлагаемые методы поддержки предпринимательства разрабатываются вне действующей системы городского развития; не разработан механизм своевременного выявления кризисных ситуаций. Отсутствует преемственность и координации в реализации программ, что также играет свою негативную роль.

Таким образом, проблемы в области финансового обеспечения пополнения государственных и муниципальных финансов в Кемеровской области и г. Новокузнецке можно свести к: проблемам нормативно-правового обеспечения, регламентации прав г. Новокузнецка и Кемеровской области, использование несовместимых экономических регуляторов и стимулов и пр.

2.3 Проблемы системы инвестиционной политики в г. Новокузнецке и пути их решения

Для реализации эффективного управления государственными и муниципальными финансами особую важность имеет инвестиционная деятельность. Но в инвестиционной политике г. Новокузнецка имеются проблемы.

Как таковой организации, ответственной за проведение инвестиционной политики в г. Новокузнецке нет, нет и структурного подразделения в составе Администрации города, ответственного за данное направление. Поэтому о развитии инвестиционной политики в г. Новокузнецке говорить не приходится.

За период с 2000 г. по 2006 г. включительно доля инвестиций в основной капитал г.Новокузнецка составляла 21,3% всех инвестиционных вложений в основной капитал Кемеровской области. В структуре финансовых вложений преобладали долгосрочные инвестиции [16].

Однако, в связи с последними экономическими тенденциями, сложившимися как в мире, так и в г. Новокузнецке доля инвестиций в основной капитал г. Новокузнецка значительно снизилась. Также на смену долгосрочным инвестициям пришли краткосрочные и тоже в значительно меньших объемах. Многие инвестиционные контракты были разорваны на проектной стадии. В настоящее время доля инвестиций в основной капитал по организациям Новокузнецка составляет 16% общего объема инвестиций по Кемеровской области [16].

Несмотря на указанные явления в инвестиционной политике г. Новокузнецка в городе успешно реализуется инвестиционный проект ОАО «ЭкоЛэнд» по мусороперерабатывающему заводу в зоне села Кругленькое.