Файл: «Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- способностью к волевой саморегуляции, настойчивостью, самообладанием;

- средним или высоким уровнем технического мышления;

- хорошим уровнем концентрации и устойчивости внимания.

Сильная нервная система в экстремальных ситуациях позволяет человеку сохранять эмоциональную, психологическую устойчивость, принимать правильные решения, не теряться.

От лабильности нервной системы зависит умение быстро улавливать разного рода изменения в окружающей среде и быстро принимать необходимые в каждом конкретном случае меры.

Такие личностные особенности, как осторожность, аккуратность и добросовестность, позволят избежать самого возникновения аварии. А если эти качества недостаточно развиты, то у такого человека обязательно должен быть высокий уровень самообладания, настойчивости, способность к волевой саморегуляции.

Устойчивость внимания, хорошая его концентрация, а также умение его распределять отражается на способности человека к безошибочной и безаварийной работе.

Необходимость диагностики технического мышления у специалистов ремонтного персонала обусловлена тем, что их важнейшей профессиональной функцией является нахождение эффективных способов технического решения проблем, возникающих в процессе производства.

В отношении ремонтного персонала проблема кроется в том, что по своей профессии они должны быть инертными, их работа требует медлительности, аккуратности. А по требованиям к профессиям во взрывоопасном производстве, как уже было сказано выше, работники должны быть лабильными, чтобы в случае аварии быстро принять единственно правильное решение.

Таким образом, во второй главе дана общая характеристика профессиональной деятельности слесарей-ремонтников и электрогазосварщиков; описано, чем занимается цех, специфика работы вышеназванных специалистов, их основные функции. В приложении 1 показан уровень дифференциации по сложности и ответственности трудовой деятельности в разных корпусах. Затем дана характеристика психологических требований к данным профессиям во взрывоопасном производстве, которые предъявляет Ростехнадзор РФ.

Далее обозначим цели исследования, опишем психологические методики для проведения диагностики профпригодности специалистов и проанализируем результаты исследования.


2.3. Разработка методического обеспечения диагностики профессиональной пригодности технического персонала на взрывоопасном объекте

Цель диагностики – исследовать соответствие ремонтного персонала цеха психологическим требованиям к профессиям на взрывоопасном производстве.

Так как диагностика на этом предприятии носит обязательный характер (хотя человек имеет право отказаться от тестирования), то негласной целью диагностики являлось снятие напряжения и чувства опасности по отношению к процессу тестирования.

На первом этапе диагностики, во вступлении, было объяснено испытуемым, как надо относиться к психологическому исследованию (терапевтический момент). Многие испытуемые испытывали напряжение от того, что их будут тестировать, поэтому сначала интересовались самочувствием испытуемого, и если самочувствие было неважным, то переносили встречу на другой день, Некоторые сотрудники отказывались от тестирования (единичные случаи).

Тем, кто проявил согласие быть испытуемыми, мы объясняли, что к психологическому исследованию следует относится так же, как и к медицинскому. «Сейчас ни у кого не вызывает страха медицинское обследование. Вас не могут уволить только по его результатам. И это обследование больше нужно Вам самим, чтобы лучше себя знать, чтобы смочь защитить себя. Также по результатам тестирования Вас не имеют права уволить, если Вы хорошо справляетесь со своими обязанностями. Вы работаете во взрывоопасном цехе. В результате тестирования Вы сможете узнать свои особенности, которые, возможно, могут мешать Вам в вашей профессиональной деятельности. Зная их, Вы сможете скорректировать свое поведение. Это тестирование необходимо, прежде всего, Вам самим. Результаты тестирования – информация конфиденциальная, о них будете знать Вы, я и Ваш непосредственный начальник».

Исследование проводилось с помощью психологических методик, рекомендованных для использования на взрывоопасных предприятиях Ростехнадзором РФ.

В состав комплекта входит:

- методика «Код» на исследование лабильности нервной системы;

- методика «Исключение» на исследование силы нервной системы;

- опросник «Склонность к риску» (СР);

- опросник волевого самоконтроля (ВСК);

- методика «Корректурная проба» на исследование степени концентрации и устойчивости внимания;

- тест Амтхауера и Сишор-Беннетта на уровень технического мышления (субтесты 5, 6);

- опросник Смишека на выявление типов акцентуации личности.


В исследовании приняли участие 64 человека (возраст от 30 до 50 лет, образование среднее и средне-специальное).

Рассмотрим подробное описание этих методик.

1. Методика «Код» на исследование лабильности-инертности нервной системы. Автор методики В.Т. Козлова.

В этой методике от испытуемого требуется заменить условные обозначения цифрами, т.е. диагностируется умение быстро и точно выполнять операции кодирования.

Эксперимент проводится индивидуально. После проведения пробных упражнений начинается основной опыт.

Всего предъявляется 10 карточек, на каждой из которых по 4 ряда условных обозначений (каждый ряд состоит из трех условных обозначений). Таким образом в течении эксперимента испытуемый должен расшифровать 40 рядов условных обозначений (цвет фона, цвет предметов, геометрические абстрактные фигуры, изображения рыб, изображения конкретных предметов, трехзначные числа, бессмысленные слоги, конкретные слова, абстрактные слова).

Время на выполнение одинаково для всех карточек и равно 11 секундам. Испытуемому это время неизвестно. Весь эксперимент длится 2 минуты.

Показателем служит количество ошибок: неправильно расшифрованные и пропущенные обозначения. Чем ниже показатель, тем выше уровень лабильности нервной системы.

Имеются нормативы, позволяющие оценивать индивидуальные результаты.

Критерии:

0-6 ошибок – лабильный

7-12 ошибок – средне-лабильный

13 и более ошибок – инертный.

2. Методика «Исключение» на исследование силы-слабости нервной системы. Автор методики В.А. Данилов.

Методика представляет собой набор заданий, каждое из которых состоит из 5 слов. Четыре слова объединены между собой общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Испытуемому следует это лишнее слово найти.

Эксперимент проводится индивидуально. Перед началом опыта испытуемый выполняет тренировочные задания. Время, отведенное на решение каждого задания, равно 10 секундам. Испытуемому оно не известно.

Все задания напечатаны на 5 бланках – по 35 заданий на каждом. В этом эксперименте акцент делается не на уровне сформированности у испытуемого умения выполнять мыслительные операции, а на динамике его работоспособности при решении этих заданий. Мыслительные операции выполняют лишь роль интеллектуальной нагрузки. Показателем служит отношение времени выполнения заданий на последнем (пятом) бланке ко времени выполнения заданий на первом бланке. Чем меньше полученная величина, тем сильнее нервная система.


Имеется нормативная шкала, позволяющая оценивать индивидуальные результаты.

Критерии:

Сильная нервная система – 1 и менее;

Средняя по силе нервная система – 1,01 – 1,59;

Слабая нервная система – 1,6 и более.

3. Опросник «Склонность к риску» (СР) (диагностическая версия А.Г. Шмелева) на исследование черт характера (Приложение 2).

Опросник предназначен для диагностики некоторой личностной переменной, имеющей важное значение для психологического прогнозирования процессов принятия решения в ситуации неопределенности. Одним полюсом этой личностной характеристики является «рискованность», другим – «осторожность».

Опросник состоит из 40 диагностических высказываний, дополненных 10 пунктами шкалы «социальной желательности» (для оценки стремления отвечающего сознательно или неосознанно искажать свои характеристики). В диагностическом блоке высказываний отражены разные сферы жизнедеятельности:

- сфера профессиональных интересов;

- сфера интересов, связанных с социальным положением;

- сфера межличностных отношений;

- сфера развлечений;

- сфера интересов, связанных с материальным благосостоянием;

- сфера интересов, связанных с сохранением здоровья.

Отнесенность высказываний к разным сферам жизнедеятельности позволяет выявить индивидов не только с универсальными свойствами «рискованности – осторожности», но и с ситуационно зависимыми чертами личности.

Критерии:

30 и более – склонен к риску, чрезмерно рискован;

5 и менее – крайне осторожен.

Оба показателя одинаково неблагоприятны для самого человека.

4. Опросник волевого самоконтроля (ВСК) (авторы А.Г. Зверков, Е.В. Эйдман).

Опросник предназначен для обобщенной оценки индивидуального уровня развития волевой регуляции, под которым понимается мера овладения собственным поведением в различных ситуациях – способность сознательно управлять собственными действиями, состояниями и побуждениями. Эти особенности личностной саморегуляции во многом определяют индивидуальный стиль и конкретные проявления активности человека.

Опросник содержит 30 пунктов, из которых 24 рабочих и 6 маскировочных. Рабочие пункты составляют две субшкалы. Первая («настойчивость») характеризует доступный сознательной мобилизации энергетический потенциал завершения действия, вторая («самообладание») отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний.

Бланк для ответов обрабатывается с помощью ключа. За ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл, за несовпадающий – 0 баллов. Подсчитывается суммарный балл, а также отдельно баллы по субшкалам «настойчивость» и «самообладание». Баллы сравниваются с тестовыми нормами, на основании чего дается психодиагностическое заключение по данному индивиду.


Критерии:

Настойчивость высокая – 13 и выше; низкая – 4 и ниже;

Самообладание высокое – 10 и выше; среднее – 3-9; низкое – 4 и ниже;

Общий волевой самоконтроль высокий – 19 и выше; средний – 7; низкий – 6 и ниже.

5. Методика «Корректурная проба» (предложена Б. Бурдоном) на исследование степени концентрации и устойчивости внимания (Приложение 3).

Эта методика направлена на диагностику уровня развития устойчивости, концентрации внимания. Эксперимент носит как индивидуальный, так и групповой характер. Испытуемый на специальном бланке должен как можно быстрее и внимательнее выполнить работу по вычеркиванию заданных букв. На всю работу отводится 10 минут. Показатель успешности выполнения корректурной пробы подсчитывается по определенной формуле. Выделяют 4 уровня развития концентрации внимания: низкий, средний, очень высокий. Имеется нормативная шкала, с помощью которой оцениваются индивидуальные результаты.

Критерии:

Низкий уровень – 5,3 – 50,6;

Средний уровень – 50,7 – 96,0;

Высокий уровень – 96,1 – 171,9;

Очень высокий уровень – 172 – 1600.

6. Тест Амтхауера и Сишор-Беннетта (Р. Амтхауер; Сишор-Беннетт) на уровень технического мышления (субтесты 5, 6).

Методика является типичным групповым интеллектуальным тестом. Успешность выполнения отдельных субтестов позволяет судить об индивидуальной структуре интеллекта.

Задания состоят из изображений. Они предполагают определенную степень развития технического мышления (субтесты 5 и 6).

В субтесте 5 «Техническое мышление» предлагаются арифметические задачи.

В субтесте 6 «Скорость и точность восприятия информации» нахождение числовых закономерностей. Каждое задание этого субтеста представляет собой несколько комбинаций символов, одна из которых выделена жирным шрифтом. Испытуемый должен найти и отметить точно такую же комбинацию символов на бланке ответов.

При групповом обследовании испытуемые, сидящие рядом, работают с разными формами – А и Б. Для правильного проведения тестирования необходимо строго соблюдать инструкции, контролировать время выполнения отдельных субтестов, не помогать испытуемым во время заданий.

Обработка результатов теста проводится с помощью специального ключа. Чем выше набранный балл, тем выше уровень развития технического мышления. Имеются нормативы развития технического мышления. С ними сравниваются индивидуальные результаты.

Критерии (для ремонтного состава):

Очень высокий показатель - 40 – 44;