Файл: Принятие и реализация управленческих решений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Сложность задач управления требует при этом одновременного учета самых разнообразных факторов: экономических, политических, психологических, правовых и др. Чем больше таких факторов, тем труднее принять всесторонне обоснованное решение. Как правило, здесь акцентируется внимание только на наиболее существенные из них. Разработка управленческих решений является важным процессом, связывающим основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль. Именно решения, принимаемые руководителями любой организации, определяют не только эффективность ее деятельности, но и возможность устойчивого развития, выживаемость в быстро изменяющемся мире, этим определяется актуальность темы курсовой работы.

Степень разработанности. Вопросы методологии разработки вариантов решений и выбора из их числа оптимального рассматриваются в трудах многих авторов. Одни исследователи предлагают из множества альтернатив выделить две противоположные. Такой подход позволяет определить границы, в которых следует искать наиболее приемлемый вариант решения. Другие рекомендуют разработать идеальный вариант как некий прообраз достаточно далекого будущего с одновременным поиском реальных путей решения возникающих проблем. Большой вклад в изучение принятия управленческих решений внесли следующие ученые: В. С. Юкаева, Е. В. Зубарева, В. В. Чувикова, К. В. Балдин, В. Б. Уткин, С. Н. Воробьев, Б. Литвак и др.

Предметом исследования курсовой работы является управленческий процесс, а объектом – принятие управленческих решений.

Цель и задачи курсовой работы. Так как целью курсовой работы является изучения принятия и реализация управленческих решений, исследование этой проблемы обусловливает постановку следующих задач:

  • исследовать существующие подходы к процессу принятия рациональных управленческих решений;
  • разработать видовую классификацию управленческих решений;
  • определить методы оптимизации управленческих решений.

Практическая значимость. Приведенная классификация управленческих решений дает возможность охарактеризовать любое решение по определенным признакам, численность которых может изменяться в зависимости от социально-экономических и психологических факторов. Полученный материал можно использовать при организации производственного процесса, а также при написании выпускной работы по данной теме.


Гипотеза исследования. Управленческое решение - это совокупный результат творческого процесса и действий коллектива, объекта управления для решения конкретной ситуации, возникшей в связи с функционированием системы. Управленческие решения являются социальным актом, организуют и направляют в определенное русло деятельность трудового коллектива и выполняют роль средства, которое способствует достижению цели, поставленной перед предприятием.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение изученного материала.

Теоретической основой исследования послужили опубликованные в научной и учебной литературе данные фундаментальных и прикладных исследований по теме курсовой работы.

Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, глоссария, списка использованных источников, приложения.

Глава 1 Решения в управленческом процессе

1.1 Классификация управленческих решений

Классификацию решений рассматривают как составной логико-познавательный процесс, который позволяет упорядочить их и выявить общие закономерности и характерные особенности, присущие отдельным их разновидностям.[8, с. 54]

Решение классифицируются по ряду признаков.

По функциональному признаку выделяют решения экономические, технологические, маркетинговые, организационно-административные, юридические и т. д.

По субъектом выделяют внутренние решения высшего, среднего и низшего менеджмента и внешние решения государственных, судебных органов, общественных и политических организаций.

По содержанию решения разделяют на научно-технические или технологические, экономические, организационные, социально-психологические.

По сфере действия решения делятся на общие и специальные. К первой группе относятся такие из них, которые касаются предприятия в целом, в частности главных задач и направлений его развития. Специальные решения- это такие решения, которые принимаются в определенном структурном подразделении предприятия.

По масштабам решения разделяют на глобальные и локальные.

По временным горизонтом решения делятся на перспективные и текущие.

По степени обязательности исполнения решения подразделяются на директивные, рекомендательные, ориентирующие.


По функциональному назначению решения делятся на плановые, организационные, координирующие, активизирующие, регулирующие, контролирующие.

По уровню принятия решения делятся на такие, которые принимаются на различных иерархических уровнях управления - высшем, среднем и нижнем.

В зависимости от способов разработки решений выделяются интуитивные, рациональные, адаптационные решения.

По степени творчества решения делятся на стандартные и творческие.

По форме представления решения делятся на устные и письменные.

По причинам возникновения решения делятся на ситуационные, приписные, программные, инициативные.

По характеру и содержанию решения подразделяются на творческие, принятые по аналогии, принятые автоматически.

По методам подготовки решения делятся на креативные, эвристические, репродуктивные.

По степени полноты информации решения подразделяются на принимаемые в условиях определенности, неопределенности и риска.

В зависимости от числа участников разработки решений делятся на единоличные, коллегиальные и коллективные. Следует обратить внимание на разницу между коллегиальными и коллективными решениями. В первом случае решение обсуждаются группой коллег-специалистов, а принимает решение руководитель соответствующего уровня. Коллективные решения принимаются общим собранием коллектива по процедуре, предусмотренной уставом организации. Поэтому руководителям и специалистам следует быть хорошо знакомыми с юридическим законодательством о деятельности тех или иных форм организации деятельности.

По времени осуществления решения могут быть долго-, средне- и краткосрочные.

По степени влияния на будущее организации решения могут быть стратегические, тактические и оперативные.

Организационные решения по характеру задач разделяют на программируемые и не программируемые, компромиссные.

Программируемые решения, являются, прежде всего, хорошо структурированными и такими, которые связаны с наличием легкодоступной и достоверной информации. Они шаблонные и решаются на основе стандартных процедур и правил.

Не программируемые решения характеризуются новизной и неопределенностью и принимаются в условиях сложности получения информации, а также требуют творческого подхода при их принятии.

В организации принимается большое количество самых разнообразных решений. Они разнятся по содержанию, срокам действия и разработке, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности и т. д. С помощью классификации можно выделить классы решений, требующих различного подхода к процессу и методам их принятия, не одинаковых по затратам времени и других ресурсов. (Приложение А)


1.2 Порядок подготовки и принятия управленческих решений

Управленческое решение - это результат предварительно обдуманной цели и средств ее достижения. [1, с. 38]

В уставах организации любой организационно-правовой формы и формы собственности предусмотрены вопросы, относящиеся к компетенции определенного органа управления.

Руководители организации определяют, в какие сроки и с чьим участием принимаются решения, гарантируют их правильность и объективность. Но основная сложность проблемы заключается в том, чтобы найти наиболее эффективный вариант решения.

Необходимость в принятии решения может быть обусловлена внутренними обстоятельствами в организации или изменениями во внешней среде.

Процесс принятия решения менеджером проходит поэтапно в следующей последовательности:

1) знакомство с проблемой или ситуацией;

2) изучение обстоятельств и формирование цели;

3) сбор информации и определение критериев оценки проекта решения;

4) разработка проекта решения;

5) оценка вариантов решения и выбор оптимального варианта;

6) правовое оформление решения;

7) доведение до исполнителей и разработка мероприятий по выполнению решения;

8) контроль за выполнением решения;

9) подведение итогов выполнения решения.

На первом этапе осуществляется знакомство с проблемой.

Проблема - это сложный вопрос, задача, которая требует решения, это недостатки, сдерживающие рабочий процесс, развитие организации. [12, с. 72]

На этом этапе менеджер сосредоточивает свое внимание на выявлении основных проблем развития как в текущем, так и в будущем периоде. Его задача - глубоко вникнуть в динамику изменений и оценить возможности трудового коллектива и возникающие трудности, отобрать действительно кардинальные проблемы, оценить причины их появления, представить возможные последствия того или иного варианта воздействия.

Последовательность работы с управленческими решениями. На втором этапе изучаются обстоятельства и формулируется цель для решения проблемы. От этого зависит эффективность всей последующей деятельности. Это очень сложное дело, требует глубоких знаний, опыта, а также способностей предсказать будущее.

После формирования точной цели нового решения менеджер осуществляет третий этап - сбор информации и определение критериев оценки проекта решения.


Критериями оценки желаемого варианта решения является эффективность реализации, простота достижения поставленной цели, степень учета всей производственной ситуации, полнота использования ресурсов и выполнения задач в установленные сроки, а также экономичность исполнения решения.

Между поставленной целью и критериями оценки решения должна быть прямая связь.

Критерий характеризует степень соответствия проекта решения поставленным целям и задачам.

Различные решения требуют разную по содержанию информацию: законодательные акты, нормативные документы, опыт работы других организаций-конкурентов, наличие необходимых ресурсов организации, необходимые для нового решения и др.

Четвертый этап - разработка проекта решения. После получения всей необходимой информации осуществляется разработка вариантов проекта решения с использованием различных методов, которые обеспечивают своевременное и качественное выполнение необходимых работ.

Для обработки количественной формализованной информации используют следующие методы:

  • математической статистики;
  • группировки;
  • корреляционный анализ;
  • математическое моделирование;
  • теория игр. [3, с. 412]

В работе с данными качественного характера, которые трудно выразить в конкретных величинах, используются:

  • методы сравнений и аналогий;
  • анализа и синтеза;
  • абстрагирования;
  • логических рассуждений.

Но все названные методы не могут заменить творческую мысль менеджера и специалиста по вопросам теории принятия решений.

Для практического использования предлагаются такие методы как системный анализ и сетевое планирование и управление. Эти методы имеют свои преимущества и недостатки.

Системный анализ позволяет учитывать влияние многих факторов:

  • обеспеченность материальными и трудовыми ресурсами;
  • сроки выполнения основных работ;
  • местонахождение организации;
  • расстояния перевозки сырья, материалов и продукции и др. [10, с. 417]

Все это требует применения системного подхода при разработке управленческих решений.

Характерными чертами системного анализа являются:

1) анализ осуществляется сначала для всего комплекса проблем и далее - до уровня отдельных элементов системы. Затем каждая из этих частей исследуется методами, необходимыми для изучения;

2) в системном анализе первостепенное значение должны иметь такие факторы, как время, стоимость и качество работы;