Файл: Принятие и реализация управленческих решений..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

з) прогнозирование - разновидность планирования, при котором используется накопленный опыт и предположения с целью предсказания будущего; реализуется через моделирование будущих управленческих ситуаций; играет важную роль в экономике.

На практике чаще всего используют следующие виды прогнозов:

  • экономические, касающиеся уровня цен, курса валют, уровня налогов и др.;
  • социальные, прогнозирующие изменение потребительской корзины минимальной заработной платы, уровня безработицы;
  • развития конкуренции, связанные с предсказанием рыночной ситуации и перераспределения долей рынка;
  • развития научно-технического прогресса, которые касаются прогнозирования внедрений инноваций;
  • развития технологии - касаются предсказаний качественных изменений в структуре технологий;
  • развития общества - прогнозируют количественные и качественные изменения по развитию определенных наций, народов, общества;
  • развития сфер производства.

Принятие менеджерами рациональных решений, отвечающих установленным критериям и направленных на достижение определенных целей, не может гарантировать их успешной реализации. Выполнение управленческих решений требует применения действенных организационных, мотивационных и контрольных механизмов, а также обеспечение коллективной нацеленности на достижение намеченных результатов.

2.2 Условия и процесс принятия управленческих решений

Для принятия эффективных управленческих решений необходимы следующие условия: право принятия, полномочия, обязательность, компетентность, ответственность.

Право принятия решений определяет сферу деятельности конкретных менеджеров по принятию соответствующих решений. Определенными правами по принятию решений наделены все менеджеры, но каждый из них или их соответствующие группы могут принимать только конкретные решения. Общие решения вправе принимать только линейные руководители.

Полномочия характеризует границу между группами менеджеров при принятии решений. Например, начальники цехов не могут принимать решения, которые, в соответствии с должностными обязанностями, может принимать только директор предприятия. [9, с. 158]

Обязательность является способностью объективно осознавать необходимость принятия решения согласно сложившейся ситуации. Требует от менеджера неизбежного принятия решения, если этого требуют обстоятельства.


Компетентность характеризует умение менеджера принимать адекватные реалиям, квалифицированные, обоснованные решения.

Ответственность характеризуется тем, что ответственный за конкретный участок работы, дело, поступки; показывает, какие санкции можно применять в отношении менеджера в случае принятия им неудачного решения.

Рациональность управленческих решений в значительной степени зависит от технологического процесса их подготовки и принятия. Процесс выработки рациональных решений охватывает десять этапов:

  • определение целей организации;
  • выявление проблем в процессе достижения поставленных целей;
  • исследование проблем и выяснения их особенностей;
  • поиск вариантов решения проблемы;
  • оценка всех альтернатив и выбор оптимальной из них;
  • согласование решений в организации;
  • утверждение решения;
  • подготовка решения к реализации;
  • управление реализацией решения;
  • проверка эффективности решения.

Такой подход к выработке управленческих решений целесообразно использовать относительно общих решений, решений на высшем уровне управления, перспективных решений и тому подобное. Однако он имеет существенные недостатки. В частности, первый его этап является элементом функции планирования и реализуется задолго до принятия управленческого решения. Кроме того, он недостаточно четко выделяет идею оптимизации управленческих решений. В экономической литературе встречается и другой вариант процесса выработки управленческих решений.

Оптимальный вариант процесса выработки рациональных управленческих решений охватывает следующие этапы:

  • возникновение ситуации, требующей принятия решения - появление необходимости формализации методов менеджмента;
  • сбор и обработка информации о разработанных методах менеджмента;
  • выявление и оценка альтернатив, заложенных в разработанных методах менеджмента;
  • подготовка и оптимизация управленческого решения, которое принимается;
  • принятие управленческого решения - узаконивание альтернативы;
  • реализация управленческого решения и оценка результатов. [12, с. 133]

Каждый этап реализуется через соответствующие звенья. Такая технология выработки управленческого решения является логическим продолжением процесса менеджмента, поскольку принятые управленческие решения завершают процедуры формирования инструментов воздействия управляющей системы на управляемую систему.

На процесс принятия управленческих решений влияют следующие факторы:


  • личные качества менеджера - образование, знания, возраст, опыт, характер и т.п.;
  • поведение менеджера;
  • среда принятия решения:

- определенность: руководитель осознает ожидаемые последствия реализации всех возможных альтернативных решений;

- риск: менеджеру известны вероятные результаты реализации каждой альтернативы;

- неопределенность: невозможно выяснить вероятные последствия реализации любых альтернативных решений;

  • информационные ограничения - обусловленные ростом расходов на получение дополнительной информации;
  • взаимозависимость решений;
  • ожидание возможных негативных последствий;
  • возможность применения современных технических средств;
  • наличие эффективных коммуникаций;
  • соответствие структуры управления целям и миссии организации и тому подобное.

Согласно законам исходных данных Г. Спенсера каждый может принять эффективное решение, обладая достаточной информацией. Компетентный менеджер способен принять оптимальное решение и в случае существования информационных ограничений. Но только талантливый менеджер способен результативно действовать даже при полном отсутствии необходимой информации.

2.3 Система контроля за выполнением решений

После того, как началось исполнение решения, менеджер должен осуществлять контроль за ходом его выполнения.

Контроль - это наблюдение, надзор с целью проверки состояния выполнения решения. Он осуществляется путем учета хода выполнения, своевременно выявляет отклонения от заданной программы, дает возможность ликвидировать причины отклонения или предупредить о намерениях несвоевременного исполнения решения.

Для контроля используется различные виды учета:

  • статистический;
  • бухгалтерский;
  • оперативный.

Менеджер организует специальный учет хода выполнения отдельных решений.

Трудности в осуществлении контроля заключаются в том, что надо одновременно контролировать ход выполнения многих решений и распоряжений по различным показателям. Для этого в организации создается специальная система контроля выполнения решений, приказов, постановлений, распоряжений. [4, с. 385]

В современных организациях используется контроль ручной, карточный и компьютерный. Все зависит от объема документов, которые контролируются.


Наиболее эффективным является компьютерный контроль. Получив для контроля документ, ЭВМ доводит до исполнителя и контролирующего лица данные о том, какие задачи взяты под наблюдение, а затем периодически проверяет ход выполнения решения, сверяя его с полученными отчетами. При невыполнении решения в установленный срок ЭВМ немедленно сообщает об этом исполнителю и контролеру.

Периодически ЭВМ составляет для первого руководителя и его заместителей списки невыполненных задач с отметкой сроков задержки и ответственных лиц. ЭВМ может контролировать неограниченное количество документов, группировать их по важности и срокам выполнения.

Но возможности технических средств контроля преувеличивать не надо, Роль менеджера в организации контроля выполнения решений очень велика. Здесь важно не столько констатировать задержку и кого-нибудь наказать, сколько предупредить и устранить причины задержки и все же выполнить решение, или изменить установленные сроки.

Важным средством контроля выполнения принятых решений является систематическое заслушивание отчетов по выполнению принятых решений на заседаниях коллегиальных органов, совещаниях у руководителей организации, менеджеров структурных подразделений.

Созданная система учета и контроля выполнения решений обеспечивает менеджера необходимой информацией, без которой невозможно осуществлять нормальный процесс управления, своевременное решение проблем, возникающих преодоления и устранения недостатков.

Иногда в ходе исполнения решения возникает необходимость его корректировки. Причинами этого могут быть:

  • плохая организация выполнения решения;
  • резкие изменения ситуации во внешней среде;
  • некачественная разработка самого решения и др. [5, с. 197]

Эти причины приводят к необходимости изменения уже принятого решения.

Эффективным является метод корректировки. Менеджер собирает совещание, приглашая на него всех ответственных лиц за реализацию решения. После рассмотрения причин, вызвавших необходимость изменения решения, участники совещания делают выводы, которые стали основанием для нового решения или дополнений к принятому. Как только направления изменений стали понятными, менеджер принимает решения, формулируя его в виде приказа или распоряжения.

Эта форма корректировки решения обеспечивает менеджеру уверенность, что принятые изменения в решении будут поддержаны, а личное участие ответственных исполнителей способствует повышению их ответственности за эффективное выполнение решения в целом.


Именно от искусства менеджера зависит как быстро он может найти новые возможности исполнения решения с внесением необходимых корректив в ранее принятое решение. Но частые и постоянные изменения принятых решений вызывают неуверенность в работе аппарата управления. При таких условиях работники аппарата могут потерять чувство инициативы.

Поэтому совершенствованию контроля - фактической проверки исполнения, анализа практических результатов управленческой деятельности менеджер должен уделять большое внимание.

Последним, конечным этапом работы контроля за выполнением управленческих решений является подведение итогов выполнения данного решения. Он предусматривает следующее:

  • определения правильности и качества выполнения решения в целом;
  • своевременность проведения предусмотренных мероприятий;
  • степень участия всех работников и коллективов в исполнении решения;
  • подтверждения фактов творческого и инициативного отношения к делу;
  • сравнение затрат ресурсов с предусмотренными объемами;
  • поощрения лучших исполнителей данного решения.

Подведение итогов также желательно и для обобщения опыта работы, выявления и обсуждения допущенных ошибок, в целях недопущения их в дальнейшей работе.

Заключение

Принятие управленческих решений - это определяющий процесс управленческой деятельности, поскольку формирует направления деятельности организации и ее отдельных работников. Работа по принятию управленческих решений требует от менеджеров высокого уровня компетентности, значительных затрат времени, энергии, опыта.

Она предполагает и высокий уровень ответственности, поскольку для воплощения принятых решений в жизнь необходимо обеспечить эффективную и слаженную работу всего организационного механизма.

Полученные в процессе управленческой деятельности методы менеджмента смогут влиять на управляемую систему только после ее официального признания, то есть после принятия управленческого решения.

Управленческое решение - результат альтернативной формализации экономических, технологических, социально-психологических, административных методов менеджмента, на основе которого управляющая система организации непосредственно влияет на управляемую.

Управленческое решение принимается менеджером или коллективным органом управления для целенаправленного воздействия на работников, выполняющих управленческие или исполнительные функции в пределах определенных для них служебных обязанностей.