Файл: Разработка проекта информационной системы для заказа билетов на поезд».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема курсового проекта "Разработка информационной и автоматизированной системы заказа ЖД билетов". Следует разработать информационную, а главное автоматизированную программу, которая позволить забронировать ЖД билеты человеку, не выходя из дома.

Стоит отметить, что похожие программы уже используются в сфере транспортных услуг и проект не будет в новинку.

Для создания этой программы выбираем такой язык программирования как С++. Так как в нём более комфортно работать. Здесь проще создавать интерфейс, связывать формы между собой и подключить базу данных.

Актуальность работы имеет наивысшую степень значимости, так как предприятие такого уровня, должны ввести компьютеризацию и перейти на электронный вариант работы для предотвращений потери и ошибок данных и упрощение самой работы.

Объект исследования: Железнодорожные кассы.

Предмет исследования: является процесс профессиональной деятельности кассира, а именно: информировать пассажира о ближайших поездах по выбранному направлению, формирование списков о том, какие билеты были проданы за один день, формирование информации о оставшихся билетах по поезда дальнего следования.

Цель работы: разработка информационной системы, клиентского приложения и оценка деятельности кассира.

Для реализации поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:

- Рассмотреть основание и назначение разработки;

- Изучить требования к программе;

- Изучить требования к программной документации;

- Провести анализ требований и определение спецификаций ПО;

- Рассмотреть проектирование модели данных;

- Создать интерфейс программы;

- Провести тестирование программного продукта;

При написании данной работы были использованы современные научные и учебные источники.

Глава 1. Разработка системного проекта

1.1 Основание и назначение разработки

Основанием для разработки является выполнение курсового проекта на тему "Разработка информационной и автоматизированной системы Бронирование ЖД билетов".

Задание поступило от администрации учебного заведения.

Автоматизированная информационная система "Бронирование ЖД билетов"" предназначена для бронирования или снятия с брони ЖД билетов. Целями которой является:


- качественное и эффективное обслуживание клиентов;

- упрощение процедуры приобретения билета;

- уменьшение цены билета за счёт минимальных накладных расходов;

- сокращение расходов и повышение доходов компании;

- интеграция в единую систему продаж.

Пользоваться данным программным продуктом будут люди, которым будет нужно забронировать ЖД билеты.

Программа предназначена облегчить и ускорить работу как человеку, который заказывает билеты, так и тем людям, которые их продают. Ведь теперь чтобы купить билет не нужно стоять в очереди, а достаточно будет лишь зайти на сайт и найти подходящий для себя вариант.[1]

Бронирование билетов на поезд — одна из самых популярных услуг среди путешественников. РЖД уже много лет предоставляет различные способы дистанционной покупки проездных документов, избавляющие клиентов от длинных очередей и поездок на вокзал.[2] Но что делать, если забронировать подходящие места нужно «здесь и сейчас», а банковской карты под рукой не оказалось?

В этом случае может пригодиться возможность забронировать билеты на поезд РЖД онлайн без оплаты.

1.2 Требования к программе

Автоматизированная информационная система "Бронирование ЖД билетов" должна обеспечивать выполнение функций:

  • ввод, хранение, поиск и обработку информации по всем билетам;
  • выводить те билеты, которые забронированы;

В программе требуется предусмотреть возможность резервного копирования; наличие справки системы; быстрого поиска необходимой информации; возможность резервного копирования при сбоях в системе.[3]

Разрабатываемое программное обеспечение должно иметь:

  • Возможность самовосстановления после сбоя;
  • Возможность резервного копирования;

Программа должна пройти тестирования и работать без ошибок.

Системные требования для работы программного продукта должны быть следующими:

тактовая частота процессора от -1.8 Гц;

объем оперативной памяти 2 Гб;

объем свободного места на диске 10 Гб;

разрешение монитора 1 024 х 768;

наличие устройства чтения Flash-накопителей

Программа должна работать в операционных системах Windows 7 и выше.

Программа поставляется на USB носителе.

Программная документация поставляется в электронном и печатном виде.

Программное обеспечение должно иметь дружественный интерфейс, рассчитанный на пользователя средней квалификации (с точки зрения компьютерной грамотности).


Ввиду объемности проекта задачи предполагается решать поэтапно. При этом модули программного обеспечения (ПО), созданные в разное время, должны предполагать возможность наращивания системы и быть совместимы друг с другом; поэтому документация на принятое эксплуатационное ПО должна содержать полную информацию, необходимую для работы с ним программистов.[4]

Язык программирования определяется выбором исполнителя, при этом он должен обеспечивать возможность интеграции программного обеспечения с пакетом MS Office 2003/2007.

1.3 Требования к программной документации

В ходе разработки программы должны быть подготовлены: текст программы, описание программы, программа и методика испытаний, руководство пользователя, технико-экономическое обоснование.

Зачастую чтобы заказать билет человеку нужно:

- прийти в кассу

- выстоять очередь

- после долгого объяснения кассиру, какой именно билет вам нужен, купить билет, который предложил вам он

С использованием этой программы всё гораздо проще. Вы не выходя из дома можете найти то, что вам нужно, тем самым не тратить нервы и время.

Экономический эффект от внедрения автоматизированной информационной системы "Бронирование ЖД билетов" ожидается за счет сокращения времени на заказ билетов и хранением информации о них компанией.

Да и в целом этот способ заказа билетов имеет ряд очевидных преимуществ, о которых даже не стоит писать, думаю это итак понятно.

Глава 2. Разработка технического проекта

2.1 Анализ требований и определение спецификаций ПО

Разработку программного обеспечения следует начать с определения и анализа требований к будущему программному продукту. Построим общую модель предметной области, а затем проведем более конкретную детализацию. Эти диаграммы дадут понять и определить функции программы, а дальнейшая детализация даст возможность обнаружить ошибки и не достающие функции.

Диаграмма, показанная на рис. 1, является диаграммой верхнего уровня. Диаграмма показывает входные и выходные данные, а также что является ограничениями при работе программы.


Рис. 1 Функциональная диаграмма начального уровня

Более детальная диаграмма показывает взаимодействие работ между собой и перетекание данных (рис.2). Целью диаграммы – создать более полное представление о программе.

Рис. 2 Функциональная диаграмма нулевого уровня (более подробный вариант)

Цель диаграммы второго уровня детализации (рис. 3,) – разработать функцию поиск и бронирование билетов.

Рис. 2.3 Детализация функции поиск и бронирование билетов

2.2 Проектирование модели данных

автоматизированный бронирование интерфейс алгоритм

Разработка диаграммы "Сущность-связь" (ER- модель данных).

Модель данных включает сущности и связи между ними. Целью создания ER- модели является определение структуры данных программного обеспечения. На (рис 2.4) изображен прототип базы данных.

Рисунок 4 ER- диаграмма

ER- диаграмма – прототип базы данных. Диаграмма является необходимой при планировании перемещения данных в программе, так же она выявляет необходимое количество сущностей и их атрибутов.

2.3 Создание интерфейса программы

Используя Microsoft Access 2003, создана база данных разрабатываемой информационной системы.

Рисунок 5 "Используемая БД"

При запуске файла появляется главное окно терминала (рис.2.6) и генерируется список автозаполнения для поля "Пункт отправления" используя список городов из БД (рис 2.7). В нем необходимо заполнить поля "Пункт отправления", "Пункт назначения" и "Дата отправления".

Рисунок 6 "Главное окно программы"

Рисунок 7 "Генерация списка автозаполнения для поля Пункт отправления"

При корректно введённом пункте отправления программа заполнит таблицу dataGridView всеми доступными рейсами из введённого пункта отправления, также произойдёт генерация списка автозаполнения для поля "Пункт назначения" (Рис. 8).

Рисунок 8 "Генерация списка автозаполнения для поля Пункт назначения"

Далее необходимо выбрать дату отправления и нажать кнопку "Продолжить". При корректном заполнении всех полей программа перейдёт в следующую вкладку "Выбор условий и заполнение личных данных" в противном случае сообщает об ошибке (Рис. 9).


Рисунок 9 "Событие в случае ошибки"

Для выхода из программы необходимо выбрать соответствующий пункт в меню.

Для бронирования билета необходимо выполнить ещё несколько действий. Так выглядит этап "Выбор условий и заполнение личных данных" (Рис. 10).

Рисунок 10 "Выбор условий и заполнение личных данных"

Для начала необходимо выбрать "Тип вагона", что бы интерфейс был понятен пользователю, при выборе типа вагона меняется картинка (Рис. 2.11.), тем самым показывая пользователю в каком вагоне он собирается купить билет. Также на картинке наглядно понятно расположение мест, что значительно упрощает выбор посадочного места.

Рисунок 11 "Выбор условий и заполнение личных данных"

Следующим шагом необходимо заполнить панель "Личные данные". В приложении реализована защита от ввода неправильных паспортных данных.

При вводе в поля "Серия" или "Номер" буквенного выражения (Рис.2.12.) или числа в котором более четырёх символов (Рис.2.13.), для поля "Номер" числа в котором более шести символов, возникает исключение.

Рисунок 12 "Исключение при вводе некорректной серии паспорта"

Рисунок 13 "Исключение при неверном формате серии паспорта"

Заключительным этапом бронирования билета является этап выдачи билета. Программа на основе заполненных ранее полей формирует бланк билета (Рис. 14.). Далее пользователь может его сохранить и распечатать для оплаты его в кассу своего ЖД вокзала.

Рисунок 14 "Сформированный бланк билета"

2.4 Авторизация

Рисунок 15 "Авторизации администратора"

При переходе в окно "admin_form" администратор обязан ввести свой логин и пароль, при успешном сопоставлении их со значениями, хранимыми в программе, система разблокирует кнопки управления (Рис. 16).

Рисунок 16 "Авторизации администратора"

При нажатии кнопки "Редактирование базы билетов", открывается новое окно (Рис. 17.). Окно "edit_ticket" представляет собой элемент dataGridView закреплённый в родительском контейнере, при загрузке формы система заполняет его данными из БД.